Цели урока:
1) Познавательная:
- Продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, работа со словарем);
- Общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя);
- Формирование научного мировоззрения;
2) Развивающая:
- Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом;
- Развитие творческих способностей учащихся;
3) Воспитательная:
- Воспитывать самостоятельность как черту личности, толерантность, аккуратность и дисциплинированность, умение доводить начатое до конца;
- Продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля;
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на текстах художественной литературы, патриотизм.
УМ №1 Интегрированная цель урока:
1. Учащиеся должны знать:
- текст художественного произведения;
- определения жанра – рассказ;- значение
терминов юмор и сатира;
- способы и приемы изображения смешного;
- элементы композиции рассказа.
2. Учащиеся должны уметь:
- читать и понимать текст;
- находить ответ на вопрос в тексте;
- выстраивать ход мыслей;
- систематизировать собранный материал по плану;
- использовать опорные слова и обороты речи при
оформлении мыслей;
- пользоваться словарем литературоведческих
терминов;
- работать в режиме времени;
- оформлять работу в едином орфографическом
режиме.
Учебные элементы | Содержание учебного материала | Руководство по усвоению учебного материала |
УМ №2 УЭ №1 |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового. Задание №1. Вспомните, что мы называем рассказом. Задание №2. Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали. Вспомните и запишите, для чего используется деталь в художественном произведении. Задание №3. Вспомните, что такое юмор и сатира и запишите в тетрадь. Что сближает, а что различает эти понятия? Задание №4. Вспомните, какие способы и приемы изображения смешного существуют. Запишите в тетрадь. Инструкция №1: Откройте “Краткий словарь литературоведческих терминов” и сверьте свои ответы. Если есть ошибки, исправьте их и приступайте к выполнению УЭ №2. |
Выполните в тетради (10 минут).
Запишите в тетрадь
Запишите в тетрадь
Запишите в тетрадь
Запишите в тетрадь |
УМ №3 УЭ №2 |
Подготовка к активной познавательной
деятельности. Цель: познакомиться с рассказом А.П. Чехова “Толстый и тонкий”. Задание: прочитайте (послушайте) рассказ А.П.Чехова “Толстый и тонкий”. Инструкция №2: Приступайте к выполнению УЭ №3. |
Самостоятельная работа (8 – 10 минут). |
УМ №4 УЭ №3 |
Активная познавательная
деятельность. Цель: научить работать с текстом художественного произведения. Задание: постарайтесь ответить на данные вопросы: 1. В чем особенности начала произведения? 2. Кого вы считаете главным героем рассказа Чехова “Толстый и тонкий” и почему? 3. Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя? 4. С чьей точки зрения герои названы “толстый” и “тонкий”? 5. Кто из героев первым бросается к другу? 6. Как тонкий называет толстого? 7. Как автор передает состояние друзей при встрече? 8. Кто первым начинает разговор после приветствия? 9. На какую тему говорит тонкий? С чего начинает рассказ о себе? 10. Охарактеризуйте тонкого на этот момент развития сюжета. 11. О чем вспоминает тонкий? 12. Почему толстый по воле автора не произносит ни одной фразы во время монолога тонкого? 13. Охарактеризуйте толстого на данный момент действия. 14. Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе? 15. Что рассказывает о своей службе тонкий? 16. Дополните характеристику тонкого. 17. Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого. Почему они вдруг изменились? 18. Охарактеризуйте тонкого на этот момент сюжета. 19. Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? 20. Охарактеризуйте толстого на данный момент действия. 21. Как простились друзья детства? 22. Найдите фразу, которую автор повторяет дважды. Какое слово и почему заменил автор? 23. С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа? 24. Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев? 25. В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев? 26. Почему автор назвал рассказ “Толстый и тонкий”, а не, предположим, “Встреча друзей”? 27. Что смешно, а что грустно в этом рассказе? 28. Чем интересна эта история? 29. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом? Отвечая на вопросы, используйте вспомогательный материал: 1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова. 2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет, мечтает и т.д. 3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие. 4. Рассказ, произведение, текст, жизненная история, ситуация. 5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений и т.д. Инструкция №3: Приступайте к выполнению УЭ №4. |
Выполняются письменно в рабочей
тетради (в виде тезисов) вопросы № 10,13,16,18,20
(30 – 40 минут).
Выполните письменно в рабочей тетради (в виде тезисов)
Выполните письменно в рабочей тетради
Выполните письменно в рабочей тетради (в виде тезисов) |
УМ №5 УЭ №4
УМ №6 УЭ №5 |
Обобщение и систематизация знаний,
умений, навыков. Выходной контроль. Цель: проверить умение систематизировать собранный материал и выстраивать ход мыслей. Задание: оформите свои записи в текст при помощи данного ниже плана. План – характеристика главных действующих лица рассказа. 1 вариант. План – характеристика тонкого. 1. Место, занимаемое героем в произведении. 2 вариант. План – характеристика толстого. 1. Место, занимаемое героем в произведении. Инструкция №4: Сдайте работы на проверку учителю. Приступайте к выполнению УЭ №5. Домашнее задание. Составить план рассказа А.П.Чехова “Толстый и тонкий”. |
Выполните на отдельном листе (15 -20 минут)
Проверяет учитель (оценки сообщает на следующем уроке).
Запишите в дневник |