Литература
-
Игра-викторина по литературе. 6-й класс 2009
Занимательное представление учебного материала способствует его усвоению, воспитывает у учащихся интерес к предмету. Стремление проводить уроки увлекательно, вызвать интерес к русской литературе и послужило толчком для разработки данного урока, ведь через интерес к предмету придет и успех!
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Образ помора-труженика в рассказах Бориса Шергина" 2009
Русский Север богат своими древними художественными традициями. В произведениях Б.В. Шергина мы видим спокойный, живой и самостоятельный образ помора, его характер. Вот почему при имени Шергина первая мысль не только о нём самом, а прежде всего о Севере, северном народе. И книгами, и примером своей жизни Шергин даёт нам урок памяти и любви.
-
Урок-игра "Умники и умницы" 2009
Материал представляет познавательную ценность как для учителей татарской литературы, так и для учителей русской литературы и истории. Рекомендуется использовать в качестве проверки знания учащихся в русской группе.
-
Пейзаж и его функции в романе Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2009
Пейзаж в художественном произведении является не только предметом изображения, но и выполняет служебное назначение, участвуя, наряду с другими изобразительными средствами, в раскрытии идейного замысла писателя. Представленный урок позволяет учителю не только обобщить и систематизировать уже имеющиеся у детей знания, но и научить применять эти знания в собственном творчестве.
-
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Материал урока позволяет представить малороссийскую народную праздничную жизнь, связанную с поверьями, стремление писателя выразить дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в "вольных казаках". Выяснить, что основа повести - народный юмор, умеющий выразить в слове комические противоречия, возникающие в атмосфере праздника и в обычной жизни.
-
Интегрированный урок по теме"Классицизм" 2009
На уроке рассматриваются исторические причины, обусловившие своеобразие классицизма в России, духовные и эстетические истоки русского классицизма, законы, правила, принципы классицизма. Выявляются особенности направления в разных видах искусства. Особенность изображения характеров в литературе и изобразительном искусстве рассматривается на примере образа Петра Великого.
-
Урок литературы в 8-м классе по произведению М.Горького "Песня о Соколе" 2009
Занятие входит в систему уроков по изучению произведений М.Горького в 8-м классе. Один из аспектов изучения литературы – активизация художественного восприятия текста. Данный урок активизирует познавательную деятельность, стимулирует мыслительную активность учащихся, воспитывает интерес к предмету.
-
Интегрированный урок (история+литература) по теме "Иван IV. Грозный или Великий?" 2009
Урок обобщает и углубляет знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV». Обращение к литературным произведениям позволяет ребятам как бы окунуться в эпоху, проследить судьбы людей того времени. Решение проблемной задачи способствует активизации деятельности учащихся и дает возможность приходить к новому, более глубокому и всестороннему знанию.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2009
Мне показалось, что рассказ "Пролётный гусь" очень важен для выпускников. Мысли автора звучат как напутствие: "надо учиться и уметь жить в этом мире: не быть "винтиком", не приспосабливаться, не надеяться, что "всё образуется само собой", а верить в себя, в свои возможности, надо, наконец, брать ответственность за свои поступки и за тех, "кого приручил".
-
Пушкинский урок "Пушкин и казачий край" 2009
На уроке совершается заочное путешествие по пушкинским местам на Кубани, развивается интерес к творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся знакомятся с произведениями кубанских поэтов о Пушкине. Урок развивает творческие способности учащихся, обучает навыкам выразительного чтения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 9–11-х классах "Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого" 2009
Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композиции с использованием видеофильма. Основная цель - познакомить учащихся с творчеством известного поэта, актера Владимира Высоцкого; подробнее рассмотреть тему войны в творчестве поэта. На примере песен Высоцкого воспитывать патриотические чувства, честь, мужество.
-
Урок литературы "Русский футуризм". 11-й класс 2009
Учащиеся узнают об исторических условиях зарождения футуризма, выявляют основные черты этого литературного течения.
-
Литературный мир на страницах романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
В данном материале представлен урок, где показана литературная Москва 30-х годов в романе. Позволяет выявить авторское отношение к литературной среде, сформировать представление о булгаковском понимании сущности писательского труда, сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям романа.
-
"Луч Надежды" (по рассказу Л.А.Андреева "Петька на даче" и Э.Э."Хачыгыр" 2009
На данном уроке учащиеся вместе с учителем рассматривают два литературных произведения. Анализируют по отдельности, а потом сравнивают и делают выводы.
-
"И песнь есенинская льётся!.." Литературный ринг для учащихся 11-го класса 2009
Библиотечное занятие в форме литературного ринга, проведенного совместно с учителем литературы. Занятие на основе технологии личностно-ориентированного обучения с использованием компьютерных технологий, которое решает комплекс образовательных и воспитательных задач. Главная цель занятия – воспитание юных патриотов через книгу.
-
Обобщающий урок по теме "Левша - это…" (по сказу "Левша" Н.С. Лескова). 6-й класс 2009
Цель урока - попытаться продолжить тему урока "Левша - это...", основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном.
-
"Весенний ветер" И.Шмелева - рассказ о первой любви 2009
Учитель знакомит учащихся с содержанием рассказа; отмечает мастерство автора в описании праздничного пейзажа, в изображении зарождающегося чистого, светлого чувства первой любви, облагораживающего душу подростка; обращает внимание на смысл названия произведения.
-
Урок развития речи: подготовка к подробному изложению по тексту Н.Сладкова "Золотой дождь". 5-й класс 2009
Предлагаемый автором конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию изложения с использованием информационно-коммуникативной технологии и технологии тестового контроля, развивающего обучения. Выбранные технологии способствуют восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.
-
Урок литературы в 11-м классе "Художественные открытия модернистского искусства XX века. Футуризм" 2009
Автором разработан урок с целью лучшего пояснения учащимся сложной темы "Модернистское искусство ХХ века". Материал подобран так, чтобы в синтезе искусств дать знания по теме, познакомить учащихся с литературоведческими понятиями. Использование компьютерных программ позволяет продемонстрировать репродукции картин известных художников.
-
Интегрированный урок-панорама (география + литературыа) "Лесная зона России" (8-й класс) 2009
Урок формирует знания о разнообразии лесов нашей Родины, способствует формированию чувства любви к родной природе, ответственности за нее. Расширяет кругозор учащихся, углубляет компьютерную грамотность. Развивает творческие способности учащихся, умение анализировать текст, находить и использовать изобразительно-выразительные средства.
-
Программа элективного курса "Поэзия – прекрасная страна" 2009
Проблема интерпретации лирического произведения и собственно его анализа остается актуальной и волнует учителя. Одним из основных умений, которыми должны овладеть ученики в процессе изучения литературы, является интерпретация поэтического текста. Курс предназначен для учащихся 9-го класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 17 учебных часов.
-
Урок литературы по теме "Идеальный образ святого в «Житии преподобного Сергия Радонежского»". 7-й класс 2009
Урок представлен в разделе "Духовная литература", где дается представление о житийной литературе и ее особенностях. В ходе учебного занятия дети знакомятся с личностью Сергия Радонежского, определяют идеальные черты характера героя жития, совершенствуют навыки анализа текста. Урок направлен на духовно-нравственное развитие девятиклассников.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон" 2009
Урок открывает для учащихся А.П. Чехова, как писателя-сатирика. Проблемные вопросы будут определять ход урока: как создаётся комический эффект, комическая ситуация в рассказе, как создаётся художественный образ в чеховском рассказе, почему мы можем назвать рассказ сатирическим и чем он будет отличаться от юмористического.
-
Внеклассное занятие по книге Е.К. Лепковской "Цветы на холодном снегу". 9-й класс (о якутской национальной студии в Ленинграде в 1941–1942 гг.) 2009
Внеклассное занятие расширяет и обогащает знания учащихся по истории развития якутского театрального искусства, темы дружбы народов.
-
Урок литературного чтения в 1-м классе по теме: "Ш, ш" 2009
Цель данного урока заключалась в следующем: познакомить учащихся со звуком [ш], развивать умение обозначать на письме данный звук буквами Ш, ш; развивать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к книгам.
-
Урок литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник" 2009
При проведении урока используются информационные технологии - презентация PowerPoint. Основная цель урока - показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I.
-
Уроки литературы в 7-м классе на тему "А.С. Пушкин "Повести Белкина" в системе РО Эльконина—Давыдова 2009
В ходе урока ученикам предлагаются задачи анализа текста путём акцентного вычитывания с учётом отбора эпизодов для подробного изучения, анализа ключевых сцен. Формирование знаний о литературе осуществляется путём повторения сведений по теории литературы.
-
Компьютерная поддержка уроков литературы при изучении творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя в 9-м классе 2009
В работе представлен наглядно-иллюстративный материал по биографиям и творчеству писателей XIX века, изучаемым в 9-м классе на уроках литературы. Работа выполнена в программе PowerPoint в форме презентации. Рекомендуется учителям в качестве наглядного материала на уроках литературы и во внеклассной работе.
-
Урок-взгляд по творчеству Б.Пастернака "Век Пастернака" 2009
Двухчасовая лекция обзорного характера с элементами анализа поэтического текста, рассчитанная на учащихся 11-го класса. При отборе материала автор остановилась на двух позициях: природа в лирике Пастернака, выделив следующее: природа как модель Божьего мира, как тайник Вселенной; поэт и Время, истинная интеллигентность поэта.
-
Литературная гостиная на тему "История заселения Амурской области" 2009
Темы, освещаемые в ходе мероприятия: возникновение казачества; участие казачества в заселении и хозяйственном освоении дальневосточных земель; основы бытового уклада: жилище, одежда, пища; развитие образования; религиозные верования; народное творчество дальневосточных казаков.