Литература
-
Праздник книги. "Книга в кругу читателей" (по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо") 2009
Урок формирует у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге; на примере книг у учащихся воспитывается любовь к жизни.
-
Активизация читательской деятельности на уроках литературы 2009
Для активизации читательской деятельности необходимо использовать все известные приёмы и методы. Проведение разных форм уроков, на мой взгляд, способствует воспитанию читательского интереса к изученным произведениям, активизации мыслительной деятельности на уроке, развитию навыков работы с текстом и умению пользоваться полученными знаниями.
-
Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" 2009
Данная статья представляет собой разработку урока литературы для 9-го класса по изучению произведения Ф.М. Достоевского "Белые ночи". В ходе урока учащиеся работают с текстом произведения, используется презентация, составленная учителем, проверяется знание текста (используются тесты, составленные в программе Microsoft Office Excel 2003).
-
Урок литературы "Путешествие в Ясную Поляну" 2009
Урок-заочная экскурсия стал заключительным этапом в изучении биографии Л.Н. Толстого в 10-м классе. Подготовительная работа проводилась в два этапа: сбор и обработка материала; составление сценария заочной экскурсии. В ходе поисковой работы школьники обменивались источниками. Работа проводилась под наблюдением учителя. Завершив поиск и сбор материала преступили ко второму этапу подготовки - составлению сценария заочной экскурсии. Самостоятельно десятиклассники выбирали ведущего-экскурсовода, который должен был проводить свою часть экскурсии по Ясной Поляне.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Своеобразие художественного мира повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
В практику школьного обучения уже прочно вошла игра. Использование ролевой игры способствует развитию общеучебных и частнопредметных умений и навыков, особенно умений и навыков речемыслительной деятельности. Другая же задача игры - создание благоприятной атмосферы на уроке. Конспект урока отражает, как можно совместить нетрадиционные и традиционные методы.
-
"Последний бой майора Пугачева" В.Шаламова. 8-й класс (дифференцированное обучение) 2009
Дифференцированное обучение необходимо в современной школе, поскольку помогает ученику, выполняющему посильные задания, испытать радость узнавания. Рассказ Шаламова отражает целую эпоху в жизни нашей страны, которую подрастающее поколение должно знать и изучать.
-
"Стихи о Прекрасной Даме" - стихотворный молитвенник раннего А.Блока 2009
Данный урок проводится в 11-м классе при изучении раннего творчества А.А. Блока. Судьба, философские воззрения поэта позволят развить представление об исторической действительности начала ХХ века, познакомить с творческим началом в литературе А.Блока, закрепить теоретические сведения о символизме, обобщить навыки анализа поэтического произведения.
-
Литературная игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", "Преданья старины глубокой" 2009
Данная игра проводится в 5-м классе как урок обобщения и систематизации полученных знаний. Игроки делятся на две команды, которые отвечают на вопросы поочередно. Содержание урока разбито на несколько блоков: конкурс капитанов, лексическая работа, мифические персонажи, история Головы, соперники Руслана, история Финна, теория литературы, жанр поэмы, конкурс рисунков.
-
Художественное своебразие повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (урок литературы в 6-м классе) 2009
Урок проводится с целью выявить роль художественных средств выразительности (пейзажа, интерьера, художественной детали, портрета, цветовой гаммы, изобразительно-выразительных средств) в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”.
-
Игра-викторина по литературе. 6-й класс 2009
Занимательное представление учебного материала способствует его усвоению, воспитывает у учащихся интерес к предмету. Стремление проводить уроки увлекательно, вызвать интерес к русской литературе и послужило толчком для разработки данного урока, ведь через интерес к предмету придет и успех!
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Образ помора-труженика в рассказах Бориса Шергина" 2009
Русский Север богат своими древними художественными традициями. В произведениях Б.В. Шергина мы видим спокойный, живой и самостоятельный образ помора, его характер. Вот почему при имени Шергина первая мысль не только о нём самом, а прежде всего о Севере, северном народе. И книгами, и примером своей жизни Шергин даёт нам урок памяти и любви.
-
Урок-игра "Умники и умницы" 2009
Материал представляет познавательную ценность как для учителей татарской литературы, так и для учителей русской литературы и истории. Рекомендуется использовать в качестве проверки знания учащихся в русской группе.
-
Пейзаж и его функции в романе Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2009
Пейзаж в художественном произведении является не только предметом изображения, но и выполняет служебное назначение, участвуя, наряду с другими изобразительными средствами, в раскрытии идейного замысла писателя. Представленный урок позволяет учителю не только обобщить и систематизировать уже имеющиеся у детей знания, но и научить применять эти знания в собственном творчестве.
-
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Материал урока позволяет представить малороссийскую народную праздничную жизнь, связанную с поверьями, стремление писателя выразить дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в "вольных казаках". Выяснить, что основа повести - народный юмор, умеющий выразить в слове комические противоречия, возникающие в атмосфере праздника и в обычной жизни.
-
Интегрированный урок по теме"Классицизм" 2009
На уроке рассматриваются исторические причины, обусловившие своеобразие классицизма в России, духовные и эстетические истоки русского классицизма, законы, правила, принципы классицизма. Выявляются особенности направления в разных видах искусства. Особенность изображения характеров в литературе и изобразительном искусстве рассматривается на примере образа Петра Великого.
-
Урок литературы в 8-м классе по произведению М.Горького "Песня о Соколе" 2009
Занятие входит в систему уроков по изучению произведений М.Горького в 8-м классе. Один из аспектов изучения литературы – активизация художественного восприятия текста. Данный урок активизирует познавательную деятельность, стимулирует мыслительную активность учащихся, воспитывает интерес к предмету.
-
Интегрированный урок (история+литература) по теме "Иван IV. Грозный или Великий?" 2009
Урок обобщает и углубляет знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV». Обращение к литературным произведениям позволяет ребятам как бы окунуться в эпоху, проследить судьбы людей того времени. Решение проблемной задачи способствует активизации деятельности учащихся и дает возможность приходить к новому, более глубокому и всестороннему знанию.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2009
Мне показалось, что рассказ "Пролётный гусь" очень важен для выпускников. Мысли автора звучат как напутствие: "надо учиться и уметь жить в этом мире: не быть "винтиком", не приспосабливаться, не надеяться, что "всё образуется само собой", а верить в себя, в свои возможности, надо, наконец, брать ответственность за свои поступки и за тех, "кого приручил".
-
Пушкинский урок "Пушкин и казачий край" 2009
На уроке совершается заочное путешествие по пушкинским местам на Кубани, развивается интерес к творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся знакомятся с произведениями кубанских поэтов о Пушкине. Урок развивает творческие способности учащихся, обучает навыкам выразительного чтения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 9–11-х классах "Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого" 2009
Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композиции с использованием видеофильма. Основная цель - познакомить учащихся с творчеством известного поэта, актера Владимира Высоцкого; подробнее рассмотреть тему войны в творчестве поэта. На примере песен Высоцкого воспитывать патриотические чувства, честь, мужество.
-
Урок литературы "Русский футуризм". 11-й класс 2009
Учащиеся узнают об исторических условиях зарождения футуризма, выявляют основные черты этого литературного течения.
-
Литературный мир на страницах романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
В данном материале представлен урок, где показана литературная Москва 30-х годов в романе. Позволяет выявить авторское отношение к литературной среде, сформировать представление о булгаковском понимании сущности писательского труда, сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям романа.
-
"Луч Надежды" (по рассказу Л.А.Андреева "Петька на даче" и Э.Э."Хачыгыр" 2009
На данном уроке учащиеся вместе с учителем рассматривают два литературных произведения. Анализируют по отдельности, а потом сравнивают и делают выводы.
-
"И песнь есенинская льётся!.." Литературный ринг для учащихся 11-го класса 2009
Библиотечное занятие в форме литературного ринга, проведенного совместно с учителем литературы. Занятие на основе технологии личностно-ориентированного обучения с использованием компьютерных технологий, которое решает комплекс образовательных и воспитательных задач. Главная цель занятия – воспитание юных патриотов через книгу.
-
Обобщающий урок по теме "Левша - это…" (по сказу "Левша" Н.С. Лескова). 6-й класс 2009
Цель урока - попытаться продолжить тему урока "Левша - это...", основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном.
-
"Весенний ветер" И.Шмелева - рассказ о первой любви 2009
Учитель знакомит учащихся с содержанием рассказа; отмечает мастерство автора в описании праздничного пейзажа, в изображении зарождающегося чистого, светлого чувства первой любви, облагораживающего душу подростка; обращает внимание на смысл названия произведения.
-
Урок развития речи: подготовка к подробному изложению по тексту Н.Сладкова "Золотой дождь". 5-й класс 2009
Предлагаемый автором конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию изложения с использованием информационно-коммуникативной технологии и технологии тестового контроля, развивающего обучения. Выбранные технологии способствуют восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.
-
Урок литературы в 11-м классе "Художественные открытия модернистского искусства XX века. Футуризм" 2009
Автором разработан урок с целью лучшего пояснения учащимся сложной темы "Модернистское искусство ХХ века". Материал подобран так, чтобы в синтезе искусств дать знания по теме, познакомить учащихся с литературоведческими понятиями. Использование компьютерных программ позволяет продемонстрировать репродукции картин известных художников.
-
Интегрированный урок-панорама (география + литературыа) "Лесная зона России" (8-й класс) 2009
Урок формирует знания о разнообразии лесов нашей Родины, способствует формированию чувства любви к родной природе, ответственности за нее. Расширяет кругозор учащихся, углубляет компьютерную грамотность. Развивает творческие способности учащихся, умение анализировать текст, находить и использовать изобразительно-выразительные средства.
-
Программа элективного курса "Поэзия – прекрасная страна" 2009
Проблема интерпретации лирического произведения и собственно его анализа остается актуальной и волнует учителя. Одним из основных умений, которыми должны овладеть ученики в процессе изучения литературы, является интерпретация поэтического текста. Курс предназначен для учащихся 9-го класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 17 учебных часов.