Тип урока: знакомство с творчеством молодых поэтов-фронтовиков.
Форма проведения: урок-конференция.
Формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством молодых поэтов-фронтовиков.
Задачи:
- дать понятие о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;
- выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям В. О. войны;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов, пишущих о войне.
Оборудование урока: выставка книг о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; сочинения учеников на военную тему.
Во время подготовки к пресс-конференции класс распределяется на несколько творческих групп, заранее получив задания, готовятся к уроку.
Эпиграф урока:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А.Т. Твардовский
Отрывки из стихотворений (оформлены на плакатах):
– …Жить так, чтобы и после смерти не умирать.
Муса Джалиль– … Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина– … Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…
Н. Майоров– …Пылает днем и ночью пламя
И озаряет шар земной.
Не утихает наша память
О тех, кто убит войной.
– … Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на Земле.
А.Твардовский
Проведение пресс-конференции:
Учитель: Мы проводим пресс-конференцию на тему: “Поэзия подвига”, на которой присутствуют журналисты-корреспонденты (фамилии учащихся).
На вопросы, интересующие корреспондентов, ответят специалисты– исследователи поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Они находятся за столиком № 1 (фамилии учеников).
Разрешите представить сидящих за столиком № 2 – исследователей творчества молодых поэтов, погибших во время войны (фамилии учащихся).
За столиком № 3 сидят поклонники и исследователи творчества Ю. Друниной, Э. Асадова и поэтов Сталинграда (фамилии учеников).
За столиком № 4 находятся исследователи песенного творчества о Великой Отечественной войне (фамилии учащихся).
Столик № 5 – художники и оформители сегодняшней пресс-конференции (фамилии учащихся).
Столик № 6 – представители библиотеки, которые выступят с обзором литературы (фамилии учеников).
Столик № 7 – контроль за пресс-конференцией осуществляет (ф. учеников)
(Тихо звучит песня на слова В. Лебедева–Кумача “Священная война”– 1 куплет и припев)
Ведущий:
– Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
Прошло более шести десятилетий с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен.
(Вопросы корреспондентов):
- Сколько же писателей и поэтов было на фронте?
- Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?
- Расскажите о К. Симонове, А. Суркове, А. Твардовском и других замечательных поэтах. (Отвечают учащиеся 1 группы.)
- Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто ее главный герой?
Ведущий:
– Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский и другие именитые поэты, и писатели ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – “Священная война” на стихи Лебедева–Кумача.
Корреспондент:
– Почему эта песня стала легендарной?
– Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа “народной” и “священной”, песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.
(Об истории создания песни рассказывают ученики, прослушивание отрывка в грамзаписи)
Корреспондент:
– Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у которых все еще было впереди.
(Сообщения учащихся о поэтах).
Ведущий:
– Н.Майоров писал о своём героическом поколении:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
– Песни о войне – это о настоящих людях, сильных, добрых и мужественных. Они всегда “на грани, за секунду или за полчаса до смерти”. Таким можно доверить и жизнь, и Родину; такие не подведут.
(Рассказ о песне В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”, затем звучит песня в грамзаписи.)
– Сталинград был центром ожесточенных боев. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приняли участие около двухсот писателей и поэтов. Ими написано около пяти тысяч литературных произведений, создан целый пласт “сталинградской поэзии”.
Корреспондент:
– Хотелось бы послушать стихи поэтов Сталинграда.
(Чтение стихотворений учащимися)
Ведущий:
Какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях! Главное, чем волнуют стихотворения, – правда; редкая, почти рискованная простота рассказа, которая пробирает душу. И прав был А. Твардовский, который в своей поэме “Василий Теркин” сказал:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на Земле.
И не одна братская могила выросла на том месте, где шли бои за Сталинград. А сколько их, братских могил, рассеяно по России и миру!
(Сообщение о песне В. Высоцкого “Братские могилы”, прослушивание ее в грамзаписи)
Ведущий:
Прошло много лет после окончания войны, но поэты снова и снова возвращаются к теме войны – главному событию жизни страны.
Корреспондент:
– Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей?
– Расскажите о произведениях Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Евтушенко на военную тему. (Сообщения учащихся.)
Ведущий:
Тема войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. (Обзор литературы по данной теме делают “библиотекари”, сидящие за столиком № 6.)
Ведущий:
– Память о пережитом не умирает. Чем дальше уходит от нас война, тем пристальнее мы вглядываемся в историю, чтобы рассмотреть лица безымянных солдат.
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Чтобы покой и счастье всегда жили в наших домах, мы должны помнить какой ценой они нам достались; помнить о тех, кто ковал Победу на полях сражений, приближая и мечтая о Победе. И спустя три десятилетия после того, как отгремели бои, появилась песня “День Победы”. (Рассказ о песне, затем прослушивание в грамзаписи.)
Ведущий:
– Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс– конференции. (Он дает оценку выступавшим учащимся, оценивает их ответы; учитель дополняет, подводит итог).