Цель:
- обогатить знания учащихся сообщением о литературе родного края;
- расширить кругозор детей новыми знаниями о нашем земляке, поэте, общественном деятеле Г.П. Панове;
- помочь детям представить личность и творческую судьбу поэта.
- развивать умение выразительно читать прозаический и стихотворный тексты; развивать логичность, осмысленность речи при высказывании своего мнения от увиденного и услышанного на уроке.
- воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование и наглядный материал:
- Портрет Г.П. Панова, годы жизни (1942 - 1992),
- Книжная выставка "Поэты Алтая",
- Диск "Литературные чтения на Алтае" (в частности "Пановские чтения"),
- Мультимедиа проектор,
- Компьютер
- В качестве музыкального сопровождения используются:
- Песня "Село моё неброское, сибирское село:" на стихи алтайского поэта Н. Черкасова и на музыку алтайского композитора М. Старикова,
- П.И. Чайковский. "Времена года" (Июнь. Баркарола)
- А. Моцарт. Концерт для фортепьяно с оркестром № 21
- Людвиг Ван Бетховен. "К Элизе"
Оформление доски:
Давайте вместе думать о России!
(Жизнь и творчество алтайского поэта Г.П. Панова)
Хочу постичь земную красоту,
в родные дали вглядываясь зорко
и с высоты обычного пригорка,
ис высоты заоблачного "Ту".
1-я страница
Вступительное слово учителя
2-я страница
Слово о Геннадии Петровиче Панове
- Из воспоминаний Г.П. Панова
- Сообщение "биографа"
- Слово "друзьям" поэта - "В. Казакову". "В. Коржову", "Г. Колесниковой", "С. Бузмакову"
- Стихи, посвящённые памяти поэта
3-я страница
"Глубинные родники" поэзии Г.П. Панова
4-я страница
"Сочинение-размышление о прошедшем уроке
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Алтай - жемчужина Сибири. Он богат лесами, горами, реками, озёрами, плодородными землями, но самое главное - людьми. Много известных людей - выходцы с Алтая: И. Ползунов, Г. Титов, В. Шукшин, М. Калашников:
Алтай богат и литературными талантами. Писатели и поэты Алтая. Каждый в меру своего таланта, удивительно бережно отражали в своём творчестве и великие стройки теперь уже навсегда исчезнувшей державы, и духовные подвиги людей во имя лучшего будущего для своих детей, и горькие разочарования целого поколения, и мысли и чаяния современного человека. Художественными средствами они воссоздавали и воссоздают свою эпоху, вылепливали и вылепливают образцы населяющих её людей. Всё, что написано нашими поэтами и писателями в разные годы, не устарело и по прошествии десятилетий.
II. Слово о Геннадии Петровиче Панове
(Звучит песня "Село моё неброское, сибиоское село:". На экране появляются кадры, показывающие родное село Г.П. Панова, его дом, комнату и на фоне этого звучит голос поэта, читающий свои стихи")
1. Из воспоминаний Г.П. Панова (читает подготовленный ученик)
"Есть на Алтае, на опушке Касмалинского ленточного бора, небольшое село Паново, основанное по преданию в середине XVIII века. Изустную историю его поведал сельчанам Ипат Панов, родившийся накануне восстания декабристов и увидевший своими глазами первый трактор на родных полях.
Я иду по селу. Вот Пушкарёв пруд и Татарский бугор. Между ними - ещё на памяти моей - протекала речушка Калманка, на берегу которой рубили в своё время дома поселенцы из России.
В центре села - двухэтажный красного кирпича особняк, в прошлом дом местного богатея, затем контора коммуны, изба-читальня, сельсовет, а ныне - музей истории села.
Рядом в парке два незабвенных памятника - один борцам за Советскую власть, другой бережно хранит 130 фамилий воинов-земляков из 500 уходивших на Великую Отечественную войну. Склоняю голову перед их подвигом, и в памяти откликаются строки Пушкина:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам".
2. Сообщение "биографа"
Судьба отпустила Геннадию Петровичу Панову только 50 лет.
Поэт родился в 1942 году, а умер в 1992-ом. Он похоронен в селе Паново Ребрихинского района Алтайского края, где прошли его детские годы и юность.
После окончания средней школы учился в Барнаульском педагогическом институте, работал в краевом агентстве "Союзпечать", редакции районной газеты "Знамя труда", на комбинате химических волокон, литературным консультантом газеты "Молодёжь Алтая", в краевом Доме народного творчества и Алтайском книжном издательстве.
Первые стихи опубликованы в газете "Молодёжь Алтая" (1960), альманахе "Алтай" (1962), коллективном сборнике "Рабочий-поэт" (1963).
Любовь к родным местам, к живущим здесь людям позволила Геннадию Петровичу при жизни создать замечательные сборники стихов: "доброта", "Застава", "Отрада", "Высокий полдень", "Тихий колокол", "Отчина", "Добрая воля", изданных на Алтае и в Москве. Эта поэзия по праву нашла отклик в сердцах читателей. В ней - сама жизнь.
Г.П. Панов неоднократно избирался членом бюро краевой писательской организации, секретарём партбюро, членом редколлегии альманаха "Алтай". В 1988 году избран членом ревизионной комиссии краевой писательской организации.
Награждён медалью "За доблестный труд". В 1974 году Г.П. Панов удостоен звания Лауреата премии ленинского комсомола Алтая. Лауреат премии имени В.М. Шукшина. Член Союза писателей СССР и России.
В настоящее время в районном музее есть комната, где хранятся личные вещи поэта, переданные в дар семьёй Г.П. Панова, его книги, черновики.
Литературные чтения имени этого известного на Алтае поэта проходят ежегодно в июне в с. Ребриха и в с. Паново.
(На экране кадры с Пановских чтений на Алтае - открытие, известные алтайские поэты читают стихи, кадры с изображением школы, где учился Панов, парты, где сидел поэт, звучит песня на его стихи)
3. Слово "друзьям" поэта - "В. Казакову", "Г. Колесниковой". "В. Коржову", "С. Бузмакову" (Читают подготовленные ученики)
(Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года". Июнь. Баркарола)
"В. Казаков":
- Неудержимо летит время. А мы, друзья и коллеги поэта, никак не можем смириться с этой невосполнимой утратой. В редакции журнала "Алтай" то и дело раздавались звонки из разных уголков России и края: почему на самом творческом взлёте ушёл неудержимый и неутомимый поэт Геннадий Панов?
В предпоследнем сборнике стихов поэта "Наедине" есть предвидческий ответ на этот вопрос:
Грозит инфаркт,
как молния,
Но болям вопреки
Рождается крамольная
Естественность строки.
"Г. Колесникова":
- И действительно: слишком большая нагрузка ложилась в наши сумбурные годы на отзывчивое сердце поэта:
Ужели мы душою
оскудели,
Доколе нам
надеяться и ждать?
Неужто нам и впрямь,
На самом деле,
Варягов звать - порядки утверждать?
"В. Коржов":
- Это не декларация. Это боль за Россию, её богатое прошлое, за неспокойный сегодняшний день, за туманное завтра.
Трижды желание свято:
Русь воедино собрать.
Страшно, когда брат на брата
Движет оратаев рать.
Но это как бы обобщённые строки.
"С. Бузмаков":
- А наше повседневное существование, так называемые "мелочи жизни"?
Вы не бывали
на лесоповале,
Там, где пластует кедрач
леспромхоз?.
"Плакала Саша,
Как лес вырубали:" -
Нынче бы Саша
ослепла от слёз:.
О поэзии Г. Панова, о песнях на его стихи, о его огромной работе с молодыми литераторами, которой он отдавался так же безоглядно, как собственному творчеству, говорили мы, когда возникла мысль подготовить подборку стихов памяти члена Союза писателей России, Лауреата премии имени В.М. Шукшина, поэта Г.П. Панова".
4. Стихи, посвящённые памяти поэта Г.П. Панова
(Звучит музыка. В.Моцарт. Концерт для фортепьяно с оркестром № 21.
Подготовленные учащиеся читают стихи М. Юдалевича, Г. Колесниковой, Л. Мерзликина, А. Гусева, М. Воробьёвой, В. Сергеева, Л. Власовой)
III. "Глубинные родники" поэзии Г.П. Панова
Учитель: Творчество - отражение жизни. Однако не только отражение, но и осмысление. А осмысливать сложную современную действительность не так-то просто. Г.П. Панов в своих стихах признаётся в этом, а честное признание подкупает, рождает у читателей доверие, читатель ощущает нечто очень важное, притягательное. Стихи у Г.П. Панова рождаются в душе, вернее, вырываются из его души как бы сами собой, как первая струйка воды из глубинного родника. Поэт очень гордится своим селом. И не просто гордится, а ещё заявляет об этом во всеуслышание, не в пример иным людям, стесняющимся своего сельского происхождения. О своём родном селе Г. Панов пишет так:
Подготовленный ученик читает стихотворение из сборника "Русский складень":
Завари листом смородины
чай,
и утренней душой
Сам поймёшь: без малой родины
нет понятия - большой.
Без примет родимой улицы,
что растрогали до слёз -
дом Бакуниных ссутулился,
дом Поповых в землю врос:
1-й ученик: Для Г. Панова с познания "малой" родины начинается и сама поэзия, и познание нашей великой Отчизны, и любовь к ней. Да ведь и любовь к людям, к народу не даётся человеку заранее, с его появлением на свет. Её истоки, её глубинные родники - с привязанности к матери, к отцу, к делам и заветам предков, ко всему тому, что окружает тебя со дней твоих первых осознанных шагов.
Едва ли не самым значительным у Г. Панова является трилистник (трилистник - стихотворение из трёх глав) "Мамины песни", где всё связано с центральным образом - образом матери: простой русской труженицы колхозного села. Всю жизнь она трудилась, не покладая рук, растила сыновей. Выросли, разлетелись сыновья, "а она, болезная, одна:" И вырывается у сына, приехавшего погостить, грустное как вздох: "Сидит моя мама и тужит:" Но и тужит, и печалится мать не о себе - о детях, о близких людях, о родной деревне. В её делах, в её жизни, в благородном характере находит нравственную опору лирический герой.
Подготовленный ученик читает стихотворение "Мамины песни":
:А сынок приедет, погостит,
Огуречком свежим похрустит.
И укатит снова - след простыл.
И не пишет. Ладно, мать простит.
Дождь, роса ли ослезят окно,
Сердце мамы терпеливо - но:
2-й ученик: Патриотическая тема у Г. Панова развивается по двум направлениям. Одно из них - лирическое, второе - эпико-сказочное. Перед нами - взволнованны, страстный монолог, точнее - раздумья вслух. Автор окидывает взглядом не просто доступные обозрению близлежащие холмы, а все необъятные просторы нашей русской земли, и с любовью говорит о её славном прошлом и настоящем, о её замечательных людях.
Подготовленные ученики читают отрывок из трилистника "Холмы и думы" и стихотворение из сборника "Отрада" - "Рассказ агронома"
3-й ученик: Для поэта народ - творец истории. Он рассматривает судьбы своих известных и мало известных земляков, соотнося и связывая их жизнь с жизнью и судьбой всей страны. Основная тема сказов - тяжёлая, беспросветная жизнь народа.
Подготовленный ученик читает стихотворение из сборника "Тихий колокол"
4-й ученик: В автобиографической поэме "Глубинный родник" поэт затронул страшную тему - тему Великой Отечественной войны.
Ученик рассказывает историю создания поэмы:
"11 июля 1942 года гитлеровский генерал Ф. Гальдер сделал в своём дневнике запись о готовящемся наступлении фашистских войск "до Волги и Кавказа". Г. Панов прочитал эти строки, конечно же. Много лет спустя, но они ударили его в самое сердце. Очень уж многое всколыхнули в памяти! И из самого сердца с тоской, с болью и гневом вырвались ответные слова:
В этот год, в этот день, в этот час, в этот миг
К материнской груди я в Сибири приник:
Лишний рот для страны,
Нужный в будущем штык!
(Вот чего не учёл педантичный дневник)"
5-й ученик: Так в форме страстного монолога начинается эта необычная, поистине трагедийная автобиографическая поэма. Далёким тылом была Сибирь, говорит поэт, но и там на каждом шагу - именно на каждом шагу! - ощущалась большая всенародная беда. Не обошла она и только что увидавшего свет младенца: от тяжёлой работы и постоянного недоедания "грудь у мамы пуста". Спасая сына, мать спешит с ним на руках в деревню к бабушке, где "бурёнка сено жуёт", а тут ночь, "степь промёрзла до звёзд", и на пути слабой одинокой женщины - волчья стая:
Здесь - самое главное. Война объединила все злые силы против добра, против человека, против самой жизни. На фронте всему живому грозят двуногие звери, а в зимней безлюдной степи - голодные волки.
А что может быть дороже детской жизни? Это святая святых на нашей земле. Недаром испокон веков мать в минуту серьёзной опасности готова ради спасения ребёнка без раздумий пожертвовать собой. Всё живое, даже хищники, не преступает извечного в самой природе закона сохранения и продолжения рода: "У волчицы- волчата. У мамы - сынок. Отступила волчица. (Храни её бог!)"
Не тронула голодная волчица одинокую мать с ребёнком! В этом свете ещё более бесчеловечной выглядит жестокость фашистских варваров.
Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы "Глубинный родник"
:Храм восстал из руин. Рухнул вражеский дот.
Умер маршал войны. Вслед за ним в тот же год, -
Мать в письме сообщит - умер дядя Ефим.
И Россия вздохнёт по героям своим.
У кремлёвской стены будет траур большой.
А деревья солдата помянет лапшой:
6-й ученик: Рядом с патриотической темой, дополняя и усиливая её, в книге "Тихий колокол" звучит ещё один постоянный мотив - мотив красоты. Вместе с автором любуемся мы красотой женских лиц и богатырской статью сибирских мужиков, и красотой людей, занятых мирным трудом, и красотой их характеров.
Подготовленный ученик читает стихотворение из книги "Тихий колокол"
:Мастер знал, касаясь неба,
Что живут впотьмах кроты,
Что никак нельзя без хлеба
И нельзя -
без красоты!
В сонетах "Венок Шукшину" Г. Панов декларирует свою эстетическую позицию напрямую, прямолинейно:
Хочу постичь земную красоту,
В родные дали вглядываясь зорко
И с высоты обычного пригорка,
И с высоты заоблачного "Ту".
(Звучит музыка. Людвиг Ван Бетховен. "К Элизе")
Подготовленные ученики читают сонеты "Венок Шукшину"
Учитель: "Любой подлинный талант, в том числе и поэтический, если и не опережает время, то и в хвосте у него не плетётся. Геннадию Панову было свойственно и заглядывать в будущее, живописать историческое прошлое и быть на острие своего времени. В этом нетрудно будет убедиться каждому. Пожелавшему познакомиться с содержанием его "Завета". Как и в том, что истинная боль, любовь и душевная щедрость его не были случайными и спекулятивными, а заветы и пожелания, выраженные ярким и убедительным поэтическим языком, и 16 лет спустя всё так же актуальны, состоятельны и своевременны. А значит, он был и остаётся с нами, с ныне живущими и здравствующими. За что и спасибо ему, и низкий поклон".
(В. Казаков)
IV. Итог урока
- О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?
- Надо любить свою "малую" родину и не стесняться места, где ты родился.
- Беречь, любить, быть внимательным к самому дорогому человеку - маме.
- Любить свою Родину, интересоваться её историей, гордиться подвигами. Достижениями наших предков и наших современников, ненавидеть всякое проявление фашизма.
- Уметь радоваться красоте окружающей жизни.
- Уметь слушать красивую музыку)
V. Домашнее задание
- Написать небольшое сочинение-размышление о прошедшем уроке,
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение Г.П. Панова.