Урок литературного чтения в 8-м классе на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений")

Разделы: Литература


Цель урока: выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью.

Задачи:

  • Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • Совершенствование навыков пересказа, анализа текста, инсценирование.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для инсценирования – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений». Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор? В начале урока познакомимся с биографией писателя.

Ученик: Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы». Он написал такие известные произведения, как «Левша», «Тупейный художник». Сегодня мы поговорим о рассказе «Старый гений». Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в труде, в искусстве.

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?

Ученик: у Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Ребята, посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Ученик: Значение слова «гений»:

  • Высшая творческая способность.
  • Человек обладающий такой способностью.
  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.  (Ларошфуко).

Вопрос: Ребята, как вы понимаете эпиграф к уроку?

Ученик: Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

Ученик: У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул.

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?

Ученик: Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?

Ученик: Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все».

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

Ученик: «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками?

Ученик: я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Ученик: Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70-е – 80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Cвой ответ свяжите с современностью.

Ученик: Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей».

Учитель: Ребята, когда мы прочитали этот рассказ, один из учеников написал письмо этому господину.

Ученик: Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 класса Гараев Рустам Азатович. Я внимательно прочитал рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил написать Вам письмо. Я, конечно же, возмущен Вашим поведением! Вы поступили непорядочно по отношению к бедной старушке. Наша добрая знакомая заложила свой дом, чтобы выручить Вас из беды. Я думаю, она поверила Вам, потому что Вы принадлежали к одной из лучших фамилий. С точки зрения философии, Вы человек из высшего общества, а высшее общество – это пример всем остальным. Вы должны были помнить, что каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести. Свое письмо хочу закончить словами великого философа Шопенгауэра: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку…» Гараев Р.А.

Вывод: Рустам прочитал свое письмо. Я думаю, что наш господин, который обманул старушку, поймет свои ошибки, проснется в нем потерянная совесть.

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Ребята, какой общей темой объединены эти плакаты?

Ученик: Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические.

Вывод: Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: Ребята, вы теперь увидите инсценировку, где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя?

Ученик: Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд.

Ученик читает монолог о том, как старый гений исполнял это дело (стр. 23).

Учитель: Какие художественные средства использовал Лесков при описании эпизода выполнения столь трудного дела в этом эпизоде?

Ученик: Я думаю, что юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

В этом рассказе есть элементы юмора (стр 22).

IV. Чтении по ролям

Прочитаем, как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ?

Ученик: Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Ученик: Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И я согласен с этим мнением! Россия – страна талантов.

Учитель: Ребята, ответили на вопросы, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?

Ученик: Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция.

Учитель: Ребята, вы должны  были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

Ученики: В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

  • «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)
  • «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)
  • «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)
  • «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Заключительное слово учителя

Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

Литература:

  1. Русская литература. 8 класс. Москва. «Просвещение» 2003.
  2. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. Москва. 1990.
  3. Н.С.Лесков и его герои. Москва. 1990. Коровина В.Я., Коровин В.И.
  4. Русская литература XIX века. 10 класс Ю.В.Лебедев. Москва. «Просвещение» 2002.
  5. Меньшиков М.О. «Герои Н.С.Лескова». Москва.