Литература
-
Урок по литературе на тему "Фольклорные традиции в "Прологе" поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" 2009
Урок-исследование по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» направлен на раскрытие своеобразия таланта и художественного мастерства поэта в изображении необычайно богатого духовного мира простого крестьянина, воспитание интереса к народным истокам, традициям русского народа. Урок посвящен исследованию народных фольклорных мотивов в поэме через языковое своеобразие.
-
Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Гоголь собирал предания, поговорки, песни русского и украинского народа. Читая повесть, ещё раз убеждаемся: всё в ней согрето теплом гоголевского смеха: и события, и персонажи, мастерски описанные автором. Да разве может что-то подобное произойти в другом месте и в другое время, как не в рождественскую ночь на милой Украине!
-
Басни И.А. Крылова как творческое наследие потомкам 2009
Использование метода проектов на уроках литературного чтения (и вообще на уроках) в начальных классах - это современный подход к преподаванию. Метод проектов способствует решению многих целей и задач образования, обучения, развития учащихся. А именно: формирует активную, нравственную, любознательную, конкурентоспособную личность, умеющую высказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения.
-
"Кубань песенная", урок литературы 2009
Знакомство с биографией и творчеством кубанского композитора, народного артиста России и Украины, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко; развитие интереса к кубанскому народному творчеству, поэтам-песенникам, литературе Кубани.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Такую жизнь нельзя считать короткой" 2009
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина, может использоваться к юбилейным датам со дня рождения поэта (в 2010 году исполнится 115 лет со дня рождения поэта) или для литературного вечера. Данное мероприятие направлено на пробуждение у ребят интереса к творчеству Есенина, знакомит с некоторыми фактами биографии поэта. В разработку включены не только стихотворения, но и романсы на стихи поэта.
-
"Человек спасается достоинством" (Ж.Нива). Средства создания образа героя в повести А.Солженицина "Один день Ивана Денисовича" 2009
На уроке раскрывается сущность образа Ивана Денисовича с помощью основных элементов художественного стиля Солженицына; показана принципиальная новизна героя для русской литературы XX века и важнейшие особенности языковой манеры писателя.
-
Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки" 2009
Главный вопрос, решаемый на уроке,– какое значение имеет понятие "совесть", тревожащее как самого писателя, так и его читателей.
-
Урок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии" 2009
Урок не только знакомит учащихся 9-го класса с понятием "Серебряный век", но и позволяет благодаря нетрадиционной форме проведения - "литературное кафе" - и элементам проектной деятельности получить представление об основных направлениях модернизма, их своеобразии и ярких представителях.
-
Литературный праздник "Последний герой", посвященный роману Д.Дефо "Робинзон Крузо" в 6-7-м классе 2009
Что бы ни говорили о вредном воздействии телевидения на неокрепшее детское сознание врачи, психологи, учителя, родители, какие бы запреты ни вводили, современные школьники всё равно смотрят телевизор чаще, чем читают, и, естественно, хорошо знакомы с разными телевизионными играми. Это можно использовать во внеклассной работе по литературе, создавая литературные праздники, в основу которых положен сценарий популярной на телевидении игры или передачи.
-
Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой" 2009
Урок, посвященный жизни и творчеству Цветаевой, проведен в нетрадиционной форме – урок открытых мыслей. Весь материал представляют студенты, выступая в роли биографов, критиков, декламаторов. Данный урок построен по технологии творческого развития, автором которой является А.З. Рахимов. Урок имеет поликультурную направленность: читаем стихотворения М.И. Цветаевой не только на русском языке, но и в переводе на марийский язык.
-
Рассказ Пантелеймона Романова "Гвозди" как отражение эпохи коллективизации и раскулачивания 2009
Статья посвящена жизни и творчеству писателя ХХ века, Пантелеймона Романова (1884-1938). В работе даётся анализ рассказа П.Романова "Гвозди".
-
Литературоведческий анализ стихотворения Ярослава Смелякова "Памятник" 2009
Данная работа может быть использована на уроках литературы в старших классах как образец литературоведческого анализа поэтического произведения, так как учащиеся зачастую испытывают трудности при выполнении подобных творческих работ. Этот материал (в полном объёме или частично) можно также использовать на уроках, посвящённых изучению поэзии XX века, на занятиях элективных курсов по литературе.
-
"Святому братству верен я". Лицейская дружба Пушкина 2009
Урок помогает воспитывать стремление дружить, помогать друг другу, быть сплоченными.
-
Открытый урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…" 2009
Урок построен с учётом бережного отношения к внутреннему миру ребёнка, с целью предоставления простора его индивидуальности. Благоприятные условия, созданные на уроке, развёртывали духовные силы, зреющие в ребёнке.
-
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Обобщение по произведениям русских классиков XIX века" (3-й класс) 2009
Мероприятие разработано в соответствии с курсом «Литературное чтение» образовательной программы «Школа России». Основными его задачами являются: привитие интереса к творчеству русских классиков, развитие познавательной активности учащихся на уроке, формирование умения выразительно читать, сопереживать за товарищей в коллективной учебной игре.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Разработка урока литературы в 9-м классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы. В ходе урока учащиеся разбирают образ помещика Собакевича на основе индивидуальной работы с текстом, учатся работать в группе.
-
Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!" 2009
Урок поможет обогатить духовный мир учащихся, воспитать эстетическое отношение к природе, поможет увидеть красоту весенних преобразований посредством разных видов искусства. Сравнительный анализ произведений музыки, живописи и поэзии будет способствовать наилучшему усвоению таких литературоведческих понятий, как противопоставление, олицетворение, сравнение, эпитет, звукопись.
-
Методическая разработка урока "Традиции западноевропейской литературы в русской поэзии. Сонет" 2009
Урок посвящен рассмотрению вопроса о традициях и новаторстве в развитии жанра сонета в русской поэзии XX века. Это второе занятие, которое проводится после урока, посвящённого знакомству с жанром "сонет" на материале произведений Петрарки и Шекспира.
-
К 200–летию Н.В. Гоголя. Дидактический материал по творчеству Н.В. Гоголя 2009
Данный материал можно использовать для внеклассной работы, а также для составления индивидуальных, групповых домашних заданий, для составления тестов, литературных диктантов, для проверки знания текстов.
-
Урок-семинар по рассказам Н.Н. Носова "Когда мы смеемся…" 2009
Опыт доказывает, что в процессе подготовки и проведения семинаров улучшается творческое воображение, фантазия, эстетический вкус и нравственные качества учеников. Уроки-семинары предусматривают вариативность, направленную на поиск учителем наиболее оптимальных и необходимых произведений.
-
Разработка урока русской литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Только человек ответствен за добро и зло на земле" 2009
Изучение темы построено на интеграции с учителем истории. Форма урока - "суд" над Понтием Пилатом. Кому дано право судить его? Только героям романа. Они и присутствуют лично на уроке. Это - заранее подготовленные ученики, одетые в костюмы Мастера, Воланда, Понтия Пилата, Коровьева и Бегемота. Им предстоит вмешиваться в ход урока, вести судебное заседание, выслушивать свидетелей. Задания для учащихся сориентированы на формирование читательского интереса.
-
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" 2009
Развитие навыков связной речи происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках внеклассного чтения. Навыки связной речи получают свое дальнейшее закрепление в устных высказываниях о прочитанном произведении и в письменных отзывах о нем. Важно научить юных читателей видеть в литературном произведении действительность со всеми ее противоречиями, судьбы людей, сложные человеческие взаимоотношения, психологическую глубину персонажей.
-
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения по УМК Л.А. Ефросининой 2009
Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем. Работа с книгой требует умения читать, записывать свои мысли о прочитанном, делать выписки из текста. Формы записи о прочитанном разнообразны: дневник читателя, отзыв о книге, аннотация. В статье говорится, как научить ребёнка вести читательский дневник, как написать отзыв о прочитанной книге или аннотацию.
-
Актуальные и вечные проблемы нравственности, духовности (урок-исследование по рассказам В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик") 2009
В ходе исследовательской работы учащиеся узнают о Шукшине-писателе, человеке, земляке.
-
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" проверяет знание текста произведения. В ходе работы учениками выполняются следующие задачи: мотивированное повторное прочтение отдельных эпизодов комедии; закрепление знания текста комедии; развитие умения давать связный и аргументированный письменный или устный ответ; развитие умения анализировать эпизод из художественного произведения.
-
Апробация новых форм обучения литературе в условиях профильного обучения 2009
В статье рассмотрены вопросы современного литературного образования, проблемы, связанные с методикой преподавания литературы, представлен опыт использования поточного метода работы в условиях профильной школы.
-
Использование ИКТ на уроках литературы 2009
Вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в обучении является в данное время одним из приоритетных. Предложенные материалы - демонстрация возможных форм контроля знаний на уроках литературы с использованием игровых форм и ИКТ.
-
Программа по литературному краеведению Прикамья 2009
Наши дети должны знать историю и культуру родного края. Сегодня в учебный план активно внедряется региональный образовательный компонент: обязательная для изучения часть - краеведение (это касается в первую очередь истории, географии). Хочется познакомить детей с произведениями тех авторов, кому близок древний Соликамск, основанный почти 600 лет назад.
-
Музыкально–литературная композиция "Экология и война" 2009
Вывод какой должны сделать учащиеся: мы живем в мире, где постоянно происходят военные конфликты, где жизнь и смерть находятся параллельно. Позиция "я - в стороне" приводит к разрушению не только окружающего, но и самого человека, с молчаливого согласия такого человека и начинается война.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Соотношение «внешней» и «внутренней» композиции в повести А.С. Пушкина «Метель» 2009
Урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности. При работе с текстом достигается творческий уровень качества знаний, умений, навыков. В ходе урока ребята размышляют над вопросами, которые волнуют любого молодого человека в его определении жизни и своего места в ней.