Литература
-
Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой" 2009
Урок, посвященный жизни и творчеству Цветаевой, проведен в нетрадиционной форме – урок открытых мыслей. Весь материал представляют студенты, выступая в роли биографов, критиков, декламаторов. Данный урок построен по технологии творческого развития, автором которой является А.З. Рахимов. Урок имеет поликультурную направленность: читаем стихотворения М.И. Цветаевой не только на русском языке, но и в переводе на марийский язык.
-
Рассказ Пантелеймона Романова "Гвозди" как отражение эпохи коллективизации и раскулачивания 2009
Статья посвящена жизни и творчеству писателя ХХ века, Пантелеймона Романова (1884-1938). В работе даётся анализ рассказа П.Романова "Гвозди".
-
Литературоведческий анализ стихотворения Ярослава Смелякова "Памятник" 2009
Данная работа может быть использована на уроках литературы в старших классах как образец литературоведческого анализа поэтического произведения, так как учащиеся зачастую испытывают трудности при выполнении подобных творческих работ. Этот материал (в полном объёме или частично) можно также использовать на уроках, посвящённых изучению поэзии XX века, на занятиях элективных курсов по литературе.
-
"Святому братству верен я". Лицейская дружба Пушкина 2009
Урок помогает воспитывать стремление дружить, помогать друг другу, быть сплоченными.
-
Открытый урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…" 2009
Урок построен с учётом бережного отношения к внутреннему миру ребёнка, с целью предоставления простора его индивидуальности. Благоприятные условия, созданные на уроке, развёртывали духовные силы, зреющие в ребёнке.
-
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Обобщение по произведениям русских классиков XIX века" (3-й класс) 2009
Мероприятие разработано в соответствии с курсом «Литературное чтение» образовательной программы «Школа России». Основными его задачами являются: привитие интереса к творчеству русских классиков, развитие познавательной активности учащихся на уроке, формирование умения выразительно читать, сопереживать за товарищей в коллективной учебной игре.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Разработка урока литературы в 9-м классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы. В ходе урока учащиеся разбирают образ помещика Собакевича на основе индивидуальной работы с текстом, учатся работать в группе.
-
Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!" 2009
Урок поможет обогатить духовный мир учащихся, воспитать эстетическое отношение к природе, поможет увидеть красоту весенних преобразований посредством разных видов искусства. Сравнительный анализ произведений музыки, живописи и поэзии будет способствовать наилучшему усвоению таких литературоведческих понятий, как противопоставление, олицетворение, сравнение, эпитет, звукопись.
-
Методическая разработка урока "Традиции западноевропейской литературы в русской поэзии. Сонет" 2009
Урок посвящен рассмотрению вопроса о традициях и новаторстве в развитии жанра сонета в русской поэзии XX века. Это второе занятие, которое проводится после урока, посвящённого знакомству с жанром "сонет" на материале произведений Петрарки и Шекспира.
-
К 200–летию Н.В. Гоголя. Дидактический материал по творчеству Н.В. Гоголя 2009
Данный материал можно использовать для внеклассной работы, а также для составления индивидуальных, групповых домашних заданий, для составления тестов, литературных диктантов, для проверки знания текстов.
-
Урок-семинар по рассказам Н.Н. Носова "Когда мы смеемся…" 2009
Опыт доказывает, что в процессе подготовки и проведения семинаров улучшается творческое воображение, фантазия, эстетический вкус и нравственные качества учеников. Уроки-семинары предусматривают вариативность, направленную на поиск учителем наиболее оптимальных и необходимых произведений.
-
Разработка урока русской литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Только человек ответствен за добро и зло на земле" 2009
Изучение темы построено на интеграции с учителем истории. Форма урока - "суд" над Понтием Пилатом. Кому дано право судить его? Только героям романа. Они и присутствуют лично на уроке. Это - заранее подготовленные ученики, одетые в костюмы Мастера, Воланда, Понтия Пилата, Коровьева и Бегемота. Им предстоит вмешиваться в ход урока, вести судебное заседание, выслушивать свидетелей. Задания для учащихся сориентированы на формирование читательского интереса.
-
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" 2009
Развитие навыков связной речи происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках внеклассного чтения. Навыки связной речи получают свое дальнейшее закрепление в устных высказываниях о прочитанном произведении и в письменных отзывах о нем. Важно научить юных читателей видеть в литературном произведении действительность со всеми ее противоречиями, судьбы людей, сложные человеческие взаимоотношения, психологическую глубину персонажей.
-
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения по УМК Л.А. Ефросининой 2009
Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем. Работа с книгой требует умения читать, записывать свои мысли о прочитанном, делать выписки из текста. Формы записи о прочитанном разнообразны: дневник читателя, отзыв о книге, аннотация. В статье говорится, как научить ребёнка вести читательский дневник, как написать отзыв о прочитанной книге или аннотацию.
-
Актуальные и вечные проблемы нравственности, духовности (урок-исследование по рассказам В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик") 2009
В ходе исследовательской работы учащиеся узнают о Шукшине-писателе, человеке, земляке.
-
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" проверяет знание текста произведения. В ходе работы учениками выполняются следующие задачи: мотивированное повторное прочтение отдельных эпизодов комедии; закрепление знания текста комедии; развитие умения давать связный и аргументированный письменный или устный ответ; развитие умения анализировать эпизод из художественного произведения.
-
Апробация новых форм обучения литературе в условиях профильного обучения 2009
В статье рассмотрены вопросы современного литературного образования, проблемы, связанные с методикой преподавания литературы, представлен опыт использования поточного метода работы в условиях профильной школы.
-
Использование ИКТ на уроках литературы 2009
Вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в обучении является в данное время одним из приоритетных. Предложенные материалы - демонстрация возможных форм контроля знаний на уроках литературы с использованием игровых форм и ИКТ.
-
Программа по литературному краеведению Прикамья 2009
Наши дети должны знать историю и культуру родного края. Сегодня в учебный план активно внедряется региональный образовательный компонент: обязательная для изучения часть - краеведение (это касается в первую очередь истории, географии). Хочется познакомить детей с произведениями тех авторов, кому близок древний Соликамск, основанный почти 600 лет назад.
-
Музыкально–литературная композиция "Экология и война" 2009
Вывод какой должны сделать учащиеся: мы живем в мире, где постоянно происходят военные конфликты, где жизнь и смерть находятся параллельно. Позиция "я - в стороне" приводит к разрушению не только окружающего, но и самого человека, с молчаливого согласия такого человека и начинается война.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Соотношение «внешней» и «внутренней» композиции в повести А.С. Пушкина «Метель» 2009
Урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности. При работе с текстом достигается творческий уровень качества знаний, умений, навыков. В ходе урока ребята размышляют над вопросами, которые волнуют любого молодого человека в его определении жизни и своего места в ней.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе на тему "Барсучий нос", УМК "Гармония" 2009
На данном уроке учащиеся знакомятся с новым рассказом К.Г. Паустовского. Цели урока – продолжить учить ребят работать с текстом; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". 9-й класс 2009
Урок внеклассного чтения всегда интересен учащимся. Текст повести ребята читают с удовольствием, запоминают легко, с большим увлечением обсуждают. На этом уроке впервые заходит разговор о теме военного детства, сиротства, депортации народов. Повесть актуальна, так как учит терпимости пониманию.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Страницы мятежной жизни" 2009
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева.
-
Рабочая программа элективного курса по литературе для учащихся 10–11-х классов "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" 2009
В основу рабочей программы "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" положен принцип смысловой общности и уровня смыслового обобщения действительности, представленного в отобранных художественных текстах. Процесс обучения переориентирован с помощью системы педагогических средств на поддержку "смысловой стороны читательской деятельности" в условиях смыслопоискового диалога субъектов образовательного процесса.
-
Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Данная игра построена по принципу популярной игры "За семью печатями", идущей на телеканале "Культура". Но, в отличие от телевизионной игры, в процессе нашей игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного писателя, игроки разгадывают не его имя, а название литературного произведения данного автора.
-
Сценарий постановки "Пока я дышу, надеюсь…" (интерпретация по пьесе М.Горького "На дне") 2009
Представляя постановку пьесы Горького в виде авторской интерпретации, мы не только знакомимся с произведением в сжатом виде, не искажая, однако, горьковский текст, но и решаем психологические задачи: воспитание в подростках толерантности, терпимости, доброты, милосердия к людям, стремление противостоять моральному нигилизму.
-
Комплексно-целевая программа литературно-патриотического воспитания "Сын земли алтайской" 2009
2009 год в Алтайском крае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. В статье представлена комплексно-целевая программа «Сын земли алтайской», призванная решить ряд важных проблем литературного образования и воспитания.
-
Коллективные методы обучения на уроках литературы 2009
Коллективные методы обучения литературе помогают слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, в котором появляется возможность обучения детей без принуждения, без двоек. Работа учащихся в группах и парах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке. При такой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности.
-
Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов 2009
Основная идея технологии проектов – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Метод проектов широко внедряется во внеурочной деятельности в современной школе, но большая часть образовательных задач решается непосредственно на уроке.