Цель:
- дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, познакомить с фактами биографии поэта;
- закрепить умение анализировать лирическое произведение;
- заставить учащихся задуматься над тем, что такое любовь и как они понимают это чувство.
Оборудование:
- иллюстрации из жизни В.Маяковского,
- тексты стихотворений,
- фотографии Л.Брик и Т. Яковлевой, М.Денисовой.
Тип урока: урок – анализ лирических произведений.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок посвящён любовной лирике В.Маяковского. Давайте вместе перелистаем страницы этой великой жизни и постараемся увидеть В.Маяковского в малом и большом. И, может быть, этот сегодняшний урок поможет вам по – настоящему понять В.Маяковского и разобраться в его творчестве. Любовь - вечная тема - проходит через всё творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением “Неоконченное”. Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: “Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всём”. Для него характерна широта лирического восприятия мира. Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь - интимнейшее человеческое чувство - в стихах Маяковского всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина.
Известны многие адресаты лирики Владимира Маяковского: Лилия Брик, Мария Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.
В поэме “Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
“Приду в четыре”, - сказала Мария.
Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул: “Любить нельзя!”
Но не любить Маяковский не мог. Прошло не более года и поэт влюбляется в Лилю Брик. Лили Юрьевна Каган (1891 – 1978) была одарена от природы, но непостоянна в своих увлечениях: учась в гимназии, проявила прекрасные способности к математике и в 1909 году даже поступила на высшие женские курсы по этому профилю, но уже через год занятие математикой сменило увлечение живописью и лепкой, а позже – балетом.
Сообщение учащегося “История взаимоотношений Маяковского и Лили Брик”.
Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)
Анализ стихотворения:
- Первое, что привлекает наше внимание при чтении текста, - заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?
- Если заглавие стихотворения настраивает на эмоциональное восприятие текста, то подзаголовок к какому жанру его относит?
- Закономерно возникает вопрос: почему именно эта форма была избрана поэтом?
- Второй вопрос, следующий из подзаголовка, - в какой мере в стихотворении представлена структура письма?
- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.
- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.
- “Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?
- Какие местоимения использует поэт?
-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
- В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?
- Какие определения герой относит к себе?
- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?
- Что представляет собой первая композиционная часть?
- Чем завершается первая композиционная часть?
- Какова, на ваш взгляд, тональность 2 композиционной части?
Слово учителя
Жизнь пошла по-новому. И в этой жизни внезапно появилась еще одна женщина, не менее чувственная чем Лиля, но более красивая. После “разрыва” и Брики, и Маяковский много ездили по миру. Она - чтобы развеяться, он - чтобы найти “большую любовь, которая одна может спасти”. И вот в Париже он встретил ту, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили. Татьяна Яковлева за два года до знакомства с Маяковским по вызову своего дяди художника А. Е. Яковлева переехала в Париж.
Двадцатидвухлетняя девушка отличалась необыкновенной, по отзывам современников, фатальной красотой. Высокая, грациозная, с длинными ногами, белой кожей и выразительным взглядом, она тут же вошла в парижский бомонд и обзавелась немалым числом именитых поклонников. Ей, манекенщице модного дома Коко Шанель, симпатизировал Шаляпин. С Маяковским их свела Эльза Триоле, бывшая возлюбленная Маяковского и младшая сестра Лили Брик. Впервые увидев Татьяну, она засмеялась: “Да вы под рост самому Маяковскому”, а затем по приезду и познакомила их. Это была красивая пара двух удивительно похожих друг на друга людей. Их потрясающее сходство отмечали все современники.
Он, как следует из ее писем, был единственным, кто оставил след в ее сердце, она стала его новой музой. Маяковский писал ей стихи, которые по приезду читал Брикам. Дослушав до конца, Лиля тихо произнесла: “Вот теперь ты меня по-настоящему предал”. Но Маяковский был увлечен, влюблен, страдал и звал Татьяну в Москву. На что она, ненавидя советскую власть, категорически не соглашалась. Да и помимо Владимира у нее имелись претенденты на руку и сердце. После долгих мучений она предпочла разум чувствам, и вышла замуж за виконта Бертрана де Плесси.
Не последнюю роль в этом решении сыграли слухи о новом увлечении Маяковского Вероникой Полонской. С Вероникой поэта познакомила Лиля: с дальним расчетом вытеснить из его сердца Татьяну Яковлеву. Вероника, или как ее называли в семье Нора, была актрисой МХАТа и женой актера Михаила Яншина. Маяковский действительно увлекся ею, но это была не любовь, а скорее та последняя соломинка, за которую он хотел ухватиться, потеряв двух любимых женщин. Известие же о браке Татьяны Яковлевой окончательно подорвало его. Он потерял Лилю, чей образ пронес через всю жизнь, его отвергла Татьяна. Он разочаровался в революции, в поэзии, во времени, в людях. Все это вместе и предрешило тот роковой выстрел холодным апрельским днем 1930 года.
Но это будет потом, а мы вернёмся в то время, когда Маяковский и Яковлева счастливы и любят друг друга. Расставаясь с Татьяной, Маяковский не знал, что видит её в последний раз. Но, возможно, он предчувствовал недоброе, поэтому и оставил одной из цветочных фирм весь свой гонорар, чтобы в его отсутствие Татьяна не чувствовала себя одинокой. Таким образом поэт напоминал своей любимой, что он рядом.
Выступление творческой группы с композицией по поэме А.Рывлина “Цветы от Маяковского”
Выразительное чтение стихотворения “Письмо Татьяне Яковлевой”
Анализ стихотворения:
- Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? Обоснуем свой ответ.
- Перед нами опять письмо, но похоже оно на то, что мы читали раньше?
- Не случайно на протяжении всего “Письма” мы не раз увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.
- Кстати, обращенное к теме любви, стихотворение Маяковского абсолютно лишено традиционного противопоставления обыденного и возвышенного. Это объясняется тем, что для поэта разговор о любви не что иное, как разговор о жизни. Вообще стихотворение в целом заряжено неиссякаемой жизненной энергией. Особую выразительность лирическому монологу придают постоянные спутницы поэтической речи Маяковского – метафоры. Приведите примеры метафор.
- Стремясь быть убедительным, автор “Письма” старается поддерживать разговорную интонацию, при этом он сам заявляет, что будет “долго”, будет “просто” “разговаривать стихами”. Эта простота, обыденность поэтической речи достигается и намеренным снижением лексики, и прямым обращением к адресату. Приведите примеры.
- Что придаёт стихотворению известная лесенка Маяковского?
Слово учителя.
Художественный мир стихотворения отличается пространственной и временной всеохватностью. Лирический герой “перемещается” из Советской России в Париж и обратно; его взгляд то возвращается в прошлое, то останавливается на настоящем, то устремляется в далекое будущее. Причем счастье влюбленных возможно именно там, в будущем: “Я все равно тебя когда-нибудь возьму одну или вдвоем с Парижем.” Едва ли не в каждой строчке стихотворения, говорящей о любви поэта, мы чувствуем его “сплошное сердце”. Причем порой автору послания приходится намеренно приглушать голос своего чувства, и тогда в его речи начинает звучать ирония: “… вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих”. Вообще, следует сказать, что поэту всего несколькими штрихами удается создать зрительно воспринимаемый образ героини, возможный отказ которой разделить чувство лирического героя будет воспринят им как “оскорбление”. И здесь опять личное сливается с общественным: “… и это оскорбление на общий счет нанижем”. Таким образом, сомнение автора “Письма” в том, что его чувство взаимно, а также его уверенность в невозможности обретения счастья в недалеком будущем придают поэтическому посланию особый драматизм. Это “когда-нибудь” почему-то звучит не так убедительно, как безусловно, хотелось бы поэту.
А Татьяна Яковлева после гибели мужа Бертрана де Плесси в 1941 году вышла замуж вторично и переехала в США. Она прославилась как большая оригиналка и как великолепный дизайнер головных уборов. Семейных архив бережно хранит письма, которые писал Татьяне влюбленный Маяковский. А вот ее писем поэту не обнаружено: после его смерти личными бумагами и рукописями занималась Лиля, и, скорее всего, решила остаться для потомков его единственной музой и любовью.
Татьяна Яковлева - де Плесси - Либерман умерла в 1991 году. Она не претендовала на мировую известность и знаковую фигуру в жизни странного русского поэта. Но история хранит ее имя. С разницей в тринадцать лет покинули этот мир две женщины, две музы Маяковского, оставив нам вечную загадку: кого же из них он любил больше?
Подведение итогов
- Какова любовь в раннем творчестве Маяковского?
- Какое звучание приобретает эта тема после революции?
- Какова любовь в произведениях Маяковского?
- Какую роль играет тема любви в творчестве поэта?
Выставление оценок.
Домашнее задание: прочитать и сделать краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”.