Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности, о розах.
Оборудование:
- фотографии и репродукции с изображением розы,
- записи мелодий, исполненных на флейте, скрипке,
- "Лунная соната" Л.В.-Бетховена,
- букет живых роз,
- произведение В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе",
- портрет писателя,
- стихотворение С.Я.Маршака "Абхазские розы".
План.
- Вступление.
- Творческое задание.
- Вопросы-загадки.
- Чтение стихотворений.
- Выступление ученика.
- Слово о В.М.Гаршине.
- "Сказка о жабе и розе" - чтение.
- Обсуждение сказки.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
Беседа с учащимися.
Учитель: - Какие цветы вам больше нравятся?
- С чем можно сравнить розу? (См. стихотворение С.Я. Маршака
"Абхазские розы").
- Со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (Прослушать звучание флейты, скрипки).
- Какие рифмы можно придумать к слову "роза"? (Предложить учащимся разбиться на команды и посоревноваться).
Творческое задание.
Под звучание флейты или скрипки предложить ребятам сочинить короткое стихотворение о розе. Несколько стихотворений послушать.
Учитель: Однажды в одном классе лицеистам предложили подобное задание. Молодой человек шестнадцати лет по имени Саша написал следующие строки:
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.Не говори:
"Так вянет младость!"
Не говори:
"Вот жизни радость!"Цветку скажи:
"Прости, жалею!"
И на лилию
Нам укажи.
Этот юноша стал впоследствии великим поэтом. Как его имя? (А.С. Пушкин)
В каком году было написано это стихотворение, если поэту было 16 лет? (1815 г.)
В устном народном творчестве есть загадка:
Стоит дерево, дерево ханское,
Платье панское,
Цветы ангельские,
Кости дьявольские.
О чём эта загадка? (О розе).
Чтение стихотворений о розе, заранее подготовленных учащимися.
Заранее подготовленный ученик сообщает некоторые ботанические сведения о розе:
В древней Греции и Риме роза считалась эмблемой весны, красоты, любви. Цвет розы обозначал яркость желания и стыдливость. Венками из роз, перевитых миртом, у греков украшалась невеста. И в тоже время роза была символом смерти. Весной на поминках греки украшали розами гробницы.
На Востоке роза являлась царицей цветов благодаря своему запаху, цвету и красоте наружной формы, считалась символом полной жизни.
Известная в ботанике роза Иерихонская растёт сейчас в песчаных степях Сирии, Египта и Аравии. Её жёсткие стебли в сухом состоянии сворачиваются, и она, вырванная ветром, нередко перекатывается через всю степь. Во влажном воздухе растение опять расправляется и его ветви принимают прежний вид.
Учитель: Мне известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень интересовался загадками природы. Его любимым занятием в годы отрочества было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в дворянской семье скромного достатка.
В 1864 году мальчика определили в одну из Петербургских реальных гимназий. Он живо интересовался социальными вопросами. Именно в эти годы проявился его интерес к естествознанию, который он сохранил до конца своей жизни. Но тягостные впечатления общественной жизни обострили его душевную болезнь. Приступы этого тяжкого недуга были редки. В обычном состоянии Гаршин был деятельным и жизнерадостным человеком.
В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошёл как мастер социальных рассказов. Будничное в его произведениях перестаёт быть будничным. Оно входит в поле зрения автора только тогда, когда теряет свои будничные очертания и внезапно обретает характер давящего кошмара. Каждая встреча, любое происшествие перерастает свои бытовые рамки и становится под пером трагедией всечеловеческого значения. Образы Гаршина часто приобретают характер аллегорий и символов.
В 1888 году здоровье писателя сильно пошатнулось. Его болезнь питали впечатления действительности, а впечатления 80-х гг. были мучительны и для здоровых людей. Тем более непереносимы они стали для больных нервов. Гаршин со всеми этими ударами в состоянии тяжелейшей депрессии бросился в лестничный пролёт. 24 марта Всеволод Михайлович умер.
Давайте познакомимся с одним из его произведений.
Чтение текста "Сказка о жабе и розе".
Совместное обсуждение сказки.
Ответы на поставленные вопросы.
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
- Какие художественные приёмы использует автор в своём произведении?
- Как противопоставлены роза и жаба, мальчик и жаба?
- В чём аллегоричность розы, жабы?
- Какова главная мысль произведения?
Подведение итогов урока:
-Что нового вы узнали на уроке?
- Произведения каких авторов звучали на занятии?
- Что для вас лично значит роза?
- О чём вы вспомните в следующий раз, взглянув на этот цветок? (В это время роза пускается по рядам, чтобы ребята могли подержать в руках цветок, понюхать его.)
Домашнее задание:
Напишите рассказ или стихотворение о розе - царице цветов. Попробуйте нарисовать этот цветок.