ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет писателя, плакаты с высказываниями о русском языке,
- пейзажные зарисовки родных просторов,
- тексты "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева ("Деревня", " Русский язык"),
- магнитная / наборная доска. Записи музыкальных произведений: Л. Бетховен "Лунная соната", П.Чайковский "Времена года. Сентябрь"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- способствовать формированию целостного представления об основной теме "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева,
- познакомиться с понятием "СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ",
- развивать аналитико-синтезирующее и абстрактное мышление, познавательные умения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческого воображения, речи, литературного вкуса, формированию чувства любви к родине и родному языку.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Прочитать произведения "Русский язык", "Деревня"
- Подобрать высказывания И.С.Тургенева о русском языке/ пословицы, поговорки.
- Подготовить историческую справку о времени пребывания И.С.Тургенева за границей (1882, 1878)
- Объяснить значение слов (см. "Толковый словарь")
ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:
:На тысячу верст, кругом Россия - родной край.
И.С.ТургеневНет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную землю.
И.С.Тургенев
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Льются, льются из земли родники... Несут они людям целительную свежесть, дают новые силы, утоляют в зной жажду. Сколько их на земле! И каждый - как чудо. Поэты и писатели тоже похожи на источники, дающие жизнь, заживляющие раны: Ведь они берут на плечи свои и в сердце самые тяжелые беды родной страны. И вот сегодня вновь встреча:
Учитель рассказывает историю, произошедшую в годы В.О. войны на территории, занятой немцами: " Шла Великая Отечественная война... На оккупированной территории произошел такой случай.
Захватив деревню, немцы зверствовали:Люди боялись выходить и днем, и ночью, боялись общаться друг с другом. Казалось, сломили селян. Но одна учительница пошла к коменданту, немецкому офицеру, и предложила открыть школу и создать там хорошие условия для обучения детей, чтобы все поверили в "благие намерения" немецких захватчиков. Офицер дал согласие, но потом об этом горько пожалел.
Учительница возобновила работу и школьного музея. Каждый день в школу приходило огромное количество селян. В их взглядах появилась смелость, уверенность-люди стали выходить из укрытий: то флаг красный вывесят, то испортят немецкий автомобиль:Офицер решил тоже заглянуть в школу. Негодованию его не было предела: над входом в школьный музей висел плакат: " Во дни сомнений:". Эти строки помогли выстоять в годы войны и т.д. ( Рассказ учителя звучит на фоне "Лунной сонаты" Бетховена.)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. Обратить внимание учащихся на первый эпиграф. Постановка проблемного вопроса: Что включает в себя понятие Родина? На этот вопрос мы сможем ответить, познакомившись со "Стихотворениями в прозе" И. С. Тургенева.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
А) история создания "Стихотворений в прозе"- индивидуальное сообщение;
Б) основная тема - родина
В) особенности нового жанра; (попутное повторение понятий - стихотворение; проза). Вывод записать в тетрадь
Г) чтение стихотворения "Русский язык" и частичный анализ произведения.
(Сообщение ученика) Время написания произведения:
1882 г.- Тургенев во Франции, а мысли его все о России:
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ (УЛ) - Каким словом автор определяет свои раздумья?
-на доске (магнитной/наборной) фиксируются слова (формируется схема):
- ВЕЛИКИЙ
- МОГУЧИЙ
- ПРАВДИВЫЙ
- СВОБОДНЫЙ
УЛ: Какой можно сделать вывод? Ученики формулируют его.
Записать вывод:
НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.
УЛ: Тургенев много говорил о красоте языка и сам дал прекрасные образцы русского художественного слова.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ЯЗЫКЕ. (Сообщения учеников)
УЛ делает вывод:
В наше время язык утрачивает красоту, речь становится упрощенной, грубой, теряет индивидуальность. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ::(ученики зачитывают пословицы, поговорки)
УЛ (Постановка проблемного вопроса): "Как должен жить народ, имеющий великий язык?" На этот вопрос поможет ответить ст. в прозе "Деревня"
Анализ текста "Деревня" (схема на доске пополняется ключевыми словами: традиции, мирный труд, свободная земля, счастливые дети).
А) работа с иллюстративным материалом;
Б) пейзаж и его значение в раскрытии темы родины (попутное повторение: пейзаж)
В) словарная работа: амбар, сени, заваленка, панева, коты, снятое молоко (сообщение индивид.)
УЛ: Зачем автор использует эти слова?
Г) назвать художественные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения, т. д.)
Д) найти описание избы крестьянской.
УЛ: Какие чувства выразил автор, дав такое описание избы? (большая любовь к деревне, ее красоте, крестьянину- труженику)
Е) описание жителей деревни (зачитать)
Ж) какие это люди?
З) анализ последнего предложения производится вместе с учителем ( о чем раздумья автора?)
Сообщение ученика о помощи русских болгарам в1878 г.
УЛ: Каково истинное назначение человека? СМЫСЛ жизни? (мирная созидательная жизнь: пахать землю, косить сено, растить детей:)
УЛ: Вывод. Обращаемся к первому эпиграфу. Что значит для Тургенева Родина? (на доске в процессе урока фиксировались ключевые слова, на основе которых и делается вывод)
- РОДИНА - ВЕЛИКИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК,
- ВЕЛИКИЙ НАРОД,
- ТРАДИЦИИ,
- СВОБОДНАЯ ЗЕМЛЯ,
- МИРНЫЙ ТРУД,
- СЧАСЛИВЫЕ ДЕТИ.
УЛ: (внимание переключает на второй эпиграф) "Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни в русскую землю"
ПОЧЕМУ ЭТИ СТРОКИ ТУРГЕНЕВА ТАК ВАЖНЫ СЕГОДНЯ?
(ответы- рассуждения учеников)
ВЫВОД.
УЛ:
Возрождение России:Начинается оно не с праздных словоучений, а с малого - душой и сердцем сбереженного камня, истории страны, традиций народа, настоящего и будущего языка. Оглянитесь вокруг: заколоченные дома, бурьян, поруганные храмы, оскверненные святыни: Откуда этот духовный вандализм, равнодушие? Как пробиться к храму человеческого мировоззрения? Чтобы возродить Россию, надо возродить духовность. Российский духовный потенциал бесконечно богат. Надо только обратиться к нему, вспомнить, кто мы такие и где наши корни. Нужно научиться гордиться своей страной, своей культурой, языком, как это делали великие мастера слова: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой.
Д.С. Лихачев вспоминал, что перечитывал случайно попавшие в руки письма немецкого офицера, датированные 1941-1943 г.г. Содержание одного из них потрясло: "Все славянские народы можно уничтожить. Это дело технически выполнимо. Но как быть с мазурками Шопена, стихотворениями Пушкина? Их не уничтожить пушками и танками. Будут люди, которые будут их читать: Возродится славянская нация".
Выставление оценок, аргументация.
Творческое задание: ответить на вопрос: " С чего начинается Родина для вас?" (звучит мелодия песни С. Прокофьева "С чего начинается Родина?").
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение "Русский язык", проиллюстрировать стихотворения "Деревня", прочитать "Близнецы", "Два богача", "Певцы".
В. В. Набоков (Россия 1918 год):
Ты - в сердце, Россия. Ты - цель и подножие,
Ты в ропоте крови, в слиянье мечты.
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по-прежнему ты: