Литература
-
Интегрированный урок литературы, истории, МХК по теме "Наш XVIII век" 2010
Интегрированный урок проводится перед изучением блока "Из литературы XVIII в.". Проводится в компьютерном классе, где есть доступ к сети Интернет. Учащиеся, работая в группах, находят материал (текстовый и иллюстративный), отбирают, систематизируют его и создают презентацию в программе PowerPoint.
-
Открытый урок в 6-м классе по теме "И смех, и слезы, и любовь" (по рассказу Ф.Искандера "Чик и Пушкин") 2010
Дети изучают биографию и произведения Ф.Искандера.
-
Литературно-географический турнир "К брусничным зорям, тающим в траве…" 2010
Цель: способствовать развитию интереса к судьбе и творчеству Г.Суворова, уважения к родному краю. Турнир посвящен творчеству Георгия Суворова и истории Отечества. Данная разработка способствует воспитанию патриотических чувств, исторической памяти учеников, уважению старшего поколения.
-
Нетрадиционные формы учебной деятельности. Урок литературы в 6-м классе "На ярмарке Н.Гоголя близ Диканьки" 2010
На данном уроке использовались элементы театрализованного представления, мультимедийная презентация, а также и другие формы работы: соревнование команд, викторина, решение кроссворда.
-
Урок литературы в 11-м классе "Сады души моей…". Особенности поэтического творчества Н.С. Гумилева 2010
На уроке рассматриваются особенности индивидуального стиля Н.С. Гумилева в контексте литературных традиций и мирового искусства в целом через анализ содержания и формы стихотворения.
-
Деловая игра-аукцион "Сростки – родина Шукшина" 2010
Данное мероприятие развивает познавательный интерес к своей малой родине. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому края. Логические этапы мероприятия, дополняют друг друга и связаны между собой, что позволяет участникам мероприятия сосредоточить свое внимание на поставленных вопросах.
-
Детский фольклор 2010
Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать учащимся необходимый объем знаний, но и развивать творческие способности ребенка средствами своего предмета. С этой целью автор проводит уроки творчества, при подготовке к которым каждый ученик выбирает себе задание по душе.
-
Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" 2010
Пушкин занимает совершенно особое место в русской литературе и русской культуре в целом. «В каждом слове бездна пространства», – пишет о нём Н.В. Гоголь. Русский читатель ещё ребёнком начинает знакомство с классической литературой с произведений Пушкина и затем всю жизнь идёт к глубинному постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу" 2010
Практическое занятие позволяет обобщить, систематизировать знания. Нестандартные, творческие уроки, несомненно, повышают эффективность урока и учебно-воспитательного процесса. Подобные уроки предполагают более глубокое знание материала, формируют интерес к чтению. Подобранные формы работы помогают реализовать цели урока.
-
Информационные технологии на уроках литературы на тему "Бородинское сражение. Правда войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Урок построен с использованием мультимедийной презентации, в которую включены текстовый материал, портреты участников событий 1812 года, а также фрагменты из фильма С.Бондарчука "Война и мир", отражающие тему урока и способствующие лучшему восприятию учащимися темы и реализации целей урока.
-
Урок литературы по рассказу Б.С. Житкова "Механик Салерно". "Оставаться человеком при любых обстоятельствах" 2010
Методика работы проста: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально. Предлагаю вашему вниманию урок литературы, разработанный и проведённый в рамках технологии критического мышления в 5-м классе. Приведён образец РАФТа – одного из приёмов данной технологии.
-
Интегрированный урок-игра "Умники и умницы" по теме "Культура Раннего Возрождения" 2010
Интеллектуальная интегрированная игра по культуре Раннего Возрождения может быть использована для учащихся 6-го класса, изучающих литературу углубленно по учебнику Ладыгина М.Б. Данный материал позволяет в игровой форме обобщить и актуализировать знания, полученные на уроках, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся и интереса к изучаемым предметам.
-
Интегрированный урок по лирике М.Ю. Лермонтова и Г.Тукая "Печально я гляжу на наше поколенье…" 2010
Интегрированный урок — это урок, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующих им учебных предметах.
-
Урок, посвященный 70-летию со дня рождения В.С. Высоцкого, "…Носил он совесть близко к сердцу" 2010
Урок знакомит учащихся с биографией В.С. Высоцкого,опираясь на воспоминания его родных и близких. Разнообразие материала позволяет составить полное представление о творчестве и личности В.С. Высоцкого.
-
Викторина "Читаем "Слово о полку Игореве" 2010
Викторина по литературе проводится в 8-м классе (при работе по УМК «В мире литературы», авторы А.Г.Кутузов и др.) после изучения «Слова о полку Игореве» в разделе «Древнерусская литература».
-
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы 2010
В статье даны практические рекомендации по организации исследовательской работы учащихся на уроках литературы, основанной на краеведении и проектной деятельности.
-
Метод проектов на уроках литературы Дальнего Востока 2010
В данной статье приведен дыухлетний опыт использования проектов в 5-м и 6-м классе на уроках литературы Дальнего Востока, при тесном сотрудничестве со школьным краеведческим музее, в котором собран богатый материал о коренных жителях Ванинского района - орочах.
-
Урок литературы в 10-м классе (внеклассное чтение) 2010
Для рассмотрения на уроке представлены 2 произведения: повесть Ю.Казакова "Голубое и зелёное" и рассказ В.Распутина "Женский разговор", что позволит сделать сопоставительный анализ произведений. Анализ названных произведений позволяет проследить связь традиций классической русской литературы и литературы ХХ–ХХI вв. в раскрытии "вечных" тем.
-
"Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Загадка фантастического финала 2010
Урок является заключительным в системе уроков по повести Н.Гоголя в 8-м классе и направлен на анализ произведения с целью выявления его основных сюжетно-композиционных и жанровых особенностей, развитие умения проникать в авторский замысел.
-
Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" (7-й класс) по технологии РКМ 2010
Знакомство с рассказом И.А. Бунина, организованное по технологии развития критического мышления, способствует более глубокому осмыслению семиклассниками проблем, поднятых автором в тексте, и осознанию литературы как учебника жизни. Кроме того, такая работа способствует обучению обобщенным знаниям, умениям и способам мышления, поиску альтернативы.
-
Урок по рассказу Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч») в 7-м классе 2010
В работе представлен конспект урока литературы в 7-м классе по рассказу Е.И. Носова «Кукла».
-
Риторика и риторизация учебного процесса - способы формирования саморазвития учащихся 2010
Риторическая деятельность – это сложная, многогранная и комплексная деятельность, которая включает в себя замысел, создание, исполнение, рефлексию, диалог с готовым текстом – реконструкцию авторского замысла. Урок – это тоже гипертекст – учебный диалог, у которого есть все признаки риторического текста.
-
Методическая разработка урока (план-конспект) с презентацией к уроку-прологу по творчеству Достоевского Ф.М. в 10-м классе 2010
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает участие в подготовке урока, организуя КТУД (коллективное творческое учебное дело). Используются различные формы и методы из педтехнологий. Это и словарная работа, работа со справочной научной литературой, подготовка презентации, анализ творчества, подготовка литературного чтения, организация работы в группах.
-
А.С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания 2010
Урок помогает систематизировать знания учащихся, привить любовь к русской музыке и поэзии, изучить жанры инструментальной и вокальной музыки, киномузыку на пушкинские сюжеты; музыку брянских композиторов; роль музыки в жизни А.С. Пушкина.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "Влияние творчества Эдгара По на поэзию символистов" 2010
Данный урок позволил обучающимся углубить и расширить представления о взаимодействиях мировых культур, овладеть практическими навыками сравнительного анализа литературных текстов, создать перевод стихотворения.
-
История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды") 2010
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки.
-
Внеклассная работа по литературе по теме "Салон XIX в. Бал высшего общества" 2010
Ролевая игра позволяет учащимся старших классов погрузиться в атмосферу ХIХ века, в мир художественных произведений И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных отношений, прививает эстетический вкус.
-
Спектакль-воспоминание "Ленинградский метроном" (сценарий и постановка) 2010
Главная цель спектакля – разбудить в детях интерес к истории Родины, к самым трагическим и героическим страницам истории родного города, перекинуть мостик между поколениями, связать знания и чувства, историю города с историей отдельно взятой семьи, чтобы память о блокаде жила и передавалась из поколения в поколение.
-
Урок-исследование по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" 2010
Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который построен на основе анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Реализует возможность развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя, правильное отношение к материальным ценностям.
-
Урок литературы в 10-м классе "В каком уставе есть закон иль право на ненависть и месть?" 2010
Урок литературы в 10-м классе построен в соответствии с учебной программой под редакцией А.Г. Кутузова с применением новой технологии – технологии французских мастерских. В ходе урока идет формирование нравственных понятий: толерантности, прощения, отрицательного отношения к мести как к непродуктивному действию.