Цель проведения:
- помочь учащимся проявить себя в нестандартной ситуации, раскрыть свой творческий потенциал;
- создать условия для развития самооценки учащихся, самокоррекции в составе малой группы;
- актуализировать знания учащихся в этой области, способствовать их прочному усвоению;
- продолжить формирование общеинтеллектуальных умений( работа с гипотезой, анализ, синтез, формулирование задач, вопросов, делать сравнения, обобщения).
Предлагаем план проведения данной Мастерской.
В обобщённом виде Технология организации обучения в форме педагогических Мастерских представлена в приложении №1
1 ЭТАП " ИНДУКЦИЯ"
- Прослушайте стихотворение А.А.Фета "Шёпот, робкое дыханье".
- На листах бумаги запишите ассоциации, которые возникают у вас при чтении этого стихотворения.
- Составьте вопросы, которые возникли у вас при чтении этого стихотворения.
2 ЭТАП " САМОКОНСТРУКЦИЯ".
Попробуйте сочинить стихотворение, подобное фетовскому, не забывая о некоторых его особенностях: обилие односоставных предложений, создание зримой картины .
3 ЭТАП " СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ"
Обменяйтесь мнениями по поводу этого стихотворения.
4 ЭТАП "СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
1) Прочитайте друг другу ваши получившиеся строчки.
2) Обменяйтесь впечатлениями по поводу услышанного, поблагодарите друг друга за работу.
3) Попробуйте совместно составить стихотворение.
5 ЭТАП " АФИШИРОВАНИЕ"
1) Представьте своё "творение": прочитайте стихотворение другим группам.
2) Попробуйте объяснить, почему вы написали.
3) Выскажите своё мнение по поводу услышанных стихотворений, не оценивая. НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ "ПЛОХО" ИЛИ "ХОРОШО".
6 ЭТАП "РАЗРЫВ"
1) Познакомьтесь с оценкой этого стихотворения в критике, а также пародиями на это стихотворение. (Приложение 2)
2) Сравните получившиеся у вас стихотворения с пародиями: что удивило, обрадовало, огорчило?
7 ЭТАП "РЕФЛЕКСИЯ"
Выскажите ваши впечатления от проделанной работе в устной форме или в форме синквейна.
- Сущ.
- Прилаг. Прилаг.
- Глагол. Глагол . Глагол .
- Простое предложение (4-6 слов)
- Междометие, выражающее ваши эмоции.
Анализ и результаты проведения Мастерской.
1. Самый первый и, на наш взгляд, самый важный результат: во время проведения Мастерской не было равнодушных, скучающих на уроке учеников, каждый смог проявить себя на своём уровне, смог почувствовать себя творцом, создать свой "шедевр", предъявив его другим.
2. На этапе "Самоконструкция" получились стихи разного уровня: кто-то попытался сохранить особенности фетовской лирики, кому-то это не удалось, но это не самое главное. Главное то, что каждый смог почувствовать себя поэтом. Приводим некоторые из стихотворений учащихся:
Нежное свиданье, тишина:
То, о чём мечтали. Песни соловья.
Ночь. В лунном свете сияют глаза.
Милая, добрая, ты лишь моя.
Волны, прибой, крики чаек:
Ах, улететь бы с тобой! (Шарабанова Екатерина)Вечер, фонарь, луна.
Меня ведёт широкая тропа.
Иду туда, где кто-то ждёт меня.
Меня, меня такого одинокого: (Вавилов Иван)Сумрак ночи и луна:
Где-то слышны голоса:
В лоне первого свиданья
И страданья, и мечтанья: (Белоусова Светлана)Вечер, нежность, тишина.
Крики чьи-то у окна.
Золотые локоны близко у лица.
И ладонь в ладони:
И надёжно так: (Малафеева Светлана)
Слёзы, взлёты и пристрастья,
Рядом ближний, лучший друг.
Чувства радости и счастья
Вдохновляют всё вокруг.
Всё в мечтах как на ладони,
Всё горит в твоей душе,
Всё в глазах твоей подруги
И у мага в волшебстве. (Каратаева Лилия)
Сияет солнце, день холодный.
Буран заметает всё вокруг,
Но товарищ милиционер
И в жару, и в холод
Всегда идёт вперёд.
Он не знает, что такое голод,
И не важно, что он мёрзнет. (Муфлиханов Марат)
Пусть в сердце грусть,
В душе тоска.
Ты будешь вечным для меня.
И в ветер, бурю и грозу
Я буду говорить: "Люблю!" (Владимирова Марина)
Закат.
Тучи яркие блестели,
А за ними - солнца свет.
Уходило, чуть темнея.
Божьей лампочке - привет!
Еле движется речушка,
Унося с собою вдаль
Все мечты, воспоминанья,
Ей нас точно уж не жаль!
Тучи яркие померкли,
Солнце скрылось за горой.
Ночь волшебная настанет,
Просыпайся, мальчик мой! (Низовцев Вячеслав)
3.1. На этапах "Социоконструкция" и "Социализация" было интересно наблюдать, как происходит общение в группах. Объединились учащиеся по собственному желанию, тем интереснее было видеть, как складывались взаимоотношения между членами каждой из групп. И хотя знают они друг друга давно, но в ситуации мастерской открыли друг в друге что- то новое, до этого не известное: кто-то проявил свои лидерские качества, о которых никто не подозревал, кто-то, наоборот, был "ведомым". Были и те, кто показал неспособность работать в коллективе. К счастью, их было только двое: один в силу того, что учится в этом классе недавно, другой- в силу особенностей своего характера (не признаёт ничьих мнений , не прислушивается к советам других). Таким образом, проведение такого рода занятий помогает не только в развитии общеинтеллектуальных умений, но позволяет учителю проводить психологические наблюдения, а на их основе - коррекцию свои действий по созданию комфортного микроклимата в классном коллективе.
3.2. Преодолев возникшие трудности, учащиеся в группах создали коллективные творения. Интересно отметить, что ни в одной из 4-х групп не воспользовались уже готовым вариантом стихотворения, а все вместе сочинили новый вариант. Такая работа даёт возможность самореализоваться ученику. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
4. На этапе "Афиширование" ребята предъявили результаты своего коллективного труда, объяснив, что они хотели выразить в своём стихотворении.
Здесь важно было удержаться от традиционных словесных оценок "хорошо", "плохо". Каждая из работ хороша по-своему уже потому, что она индивидуальна, неповторима.
5. На этапе "Разрыв" учащиеся познакомились со статьёй, посвящённой этому стихотворению А.Фета и пародиями на него известных в то время авторов. (см. приложение к уроку). Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Именно на этом этапе каждый сам решает, что у него получилось, чему ёще необходимо научиться.
6.Обязательный этап "Рефлексия" - это отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе Мастерской. Общее эмоциональное состояние передают синквейны, созданные учащимися на этом этапе:
Вдохновение. Высокое, душевное. Идёт, плывёт, рождается. И всё мне это нравится. Вот так! (Каратаева Л.) Группы. Поэт. Одноклассники. Урок. Урок. |
Волнение. Интересный, смешной. Думать, смеяться, сочинять. Сегодня был весёлый и интересный урок. Ох! (Муфлиханов М.) Попытка. Интерес. Стих. Стихотворение. Воображение. |
7. Результатом можно назвать и то, что 3 стихотворения (коллективный труд) были опубликованы в школьной газете "Наша газета"
Познакомим с неопубликованными произведениями:
Ночь за окном.
Звёзды сияют,
Шлют мне привет.
А я всё мечтаю,
Как появилась на свет.
Сначала любили меня и ласкали.
Но как кончилась ночь,
Меня все забыли.Учитель. Любимый он наш.
Учитель. Красивый для нас.
Он нас не бросит никогда,
Ведь мама в школе она.
И здесь мы возвращаемся к тому, о чём говорили ранее: необходимо наряду с традиционными технологиями использовать и нетрадиционные, или альтернативные. И в этом плане творческая мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогающий добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.