В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные в разные периоды его развития. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
В последние десятилетия проблеме связи русской литературы с христианством уделяется особое внимание. Изданы сборники: «Христианство и русская литература» (СПб.: Наука, 1994), «Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков» (Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994), «Русская литература XIX в. и христианство» (М.: Изд-во МГУ, 1997), большими тиражaми опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого, вошли в научный оборот исследования, посвященные русской святости Г. П. Федотова, К. Н. Леонтьева, В. Н. Топорова и др. Но работы написаны в основном о произведениях 19 и начала 20 вв. Когда же речь заходит о литературе рубежа 20 и 21 века, то все исследователи говорят о мучительных поисках, интенсивности перемен, анализе зла и т.д.
Название темы нашего учебного проекта - «О христианских традициях в современной прозе». Краткое содержание проекта:размышляя о проблемах преподавания литературы в старших классах, о программах, количестве часов, отведенных на изучение произведений, о новых книгах, которые невозможно оставить без внимания, один из учителей словесников грустно пошутил: "Современная программа по литературе словно чемодан без ручки: и нести неудобно и бросить жалко". Действительно, как насыщен, пугающе огромен тот список книг, которые нужно прочитать для урока, понять, почувствовать, увидеть и художественные особенности, и своеобразие героев, и авторскую позицию, и иное бесконечное в своем разнообразии множество явлений, именуемое книгой. Как принять все это многообразие, как увидеть самое важное, главное, то, что делает эти столь различные произведения литературой, той самой великой русской литературой, которая составляет нашу гордость и нашу надежду? Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики.
Предметы: русский язык, литература, мировая художественная культура. 11 класс
Основа проекта: образовательные стандарты. Литература второй половины ХХ века
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, Б.Ш. Окуджава, В.Г. Распутин, Н.М. Рубцов А.И. Солженицын, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин. 4 произведения по выбору.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут: представлять свои результаты в виде презентации по интересующей теме, буклета, работать в группе, принимать на себя разные роли и обязанности, научатся выявлять, анализировать и решать проблемы, воспринимать литературу современного периода и русскую классическую литературу как эстетическое целое, соединят исследования литературоведческих аспектов произведений и поиск нравственных, общечеловеческих ценностей, которые провозглашает своим творчеством писатель, продолжат совершенствование навыков литературоведческого анализа произведений, объединенных в данный проект.
Основополагающий вопрос | Какие же ценности русская классическая литература считала и естественными, и вечными? |
Проблемные вопросы учебной темы | 1. Традиции русской классической литературы и ее духовная суть. 2. Отражение русского национального характера в деревенской прозе. 3. Деревенская проза: традиции и открытия В. Белова "Плотницкие рассказы". В. Распутин "Прощание с Матёрой" ("Пожар", "Последний срок"). В. Астафьев "Царь-рыба". 4. Портрет, пейзаж и художественная деталь как средство раскрытия духовного мира героев. 5. Старое и молодое поколение россиян глазами В. Распутина. 6. Городская проза как осмысление судьбы человека в современном мире. Ю. Трифонов "Обмен", "Другая жизнь". 7. Человек на войне глазами писателей XIX и XX веков. 8. "Я знаю, никакой моей вины..." Военная проза и христианские заповеди. 9. Постмодернизм: обретение или потери? Художественный и духовный мир "другой прозы". Л. Петрушевская, Т. Толстая, Вен. Ерофеев, В. Пьецух и др. |
Учебные вопросы | Является ли современная литература ХХ века продолжением и развитием тех идей, которые высказала, художественно выразила классическая литература? Создала ли она что-то новое? Как это новое соотносится с тем, что мы воспринимаем как вечные ценности? |
График оценивания | ||
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Стартовая презентация для выявления потребностей учеников, опрос среди учащихся школы среднего и старшего звена, анкетирование родителей и педагогов, деление на творческие группы. | Планирование проекта, рефлексия по завершению работы, консультации, критерии оценивания презентации, руководство по созданию словаря, создание вики-статьи | Очная конференция |
Описание методов оценивания.
Оценить потребности учеников до работы над проектом поможет стартовая презентация учителя, результаты опроса учащихся школы «Каких современных писателей вы знаете?», «Что вы знаете о современной литературе?» Оценивание навыков к самостоятельной работе и сотрудничеству: ученики работают вместе и отдельно с тем, чтобы определить и использовать большое разнообразие ресурсов и инструментов, учитывая соответствующие риски и учась на своих ошибках. Мониторинг прогресса осуществляется как педагогом, так и самими учащимися с помощью рефлексии, контрольных листов оценивания наблюдений группы, таблиц с критериями оценивания продуктов проектной деятельности.
Продукты учебной деятельности учащихся: создание буклета «О христианских ценностях в художественной литературе», публикация вики-статьи, составление презентации «Семейные ценности в современной литературе»
Демонстрация понимания и навыков будет организована на очной конференции и заседании научного общества «Ботан» (приложение).
Контроль осуществляется на всех этапах реализации проекта как учителем, так и самими учениками.
Необходимые начальные знания, умения, навыки: навыки исследования литературоведческих аспектов произведений и поиска нравственных, общечеловеческих ценностей, которые провозглашает своим творчеством писатель, навыки литературоведческого анализа произведений, выявление эстетических принципов, провозглашаемых различными направлениями современной прозы, и нравственных основ творчества различных авторов.
Учебные мероприятия |
Проект предполагает сочетание анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, самостоятельных работ учащихся. Занятия позволят расширить и углубить представления учащихся о своеобразии жанровых, стилевых, языковых особенностей произведения, нравственных, философских позиций авторов на основе прежде всего самостоятельной работы учащихся. Таким образом, возникает два основных направления: занятия с учителем, в которых наибольшее внимание уделяется авторам и произведениям, или недавно включенным в школьную программу, или требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного мира, нравственной, философской позиции писателя. Самостоятельная работа учащихся, которая завершится выступлением на семинаре, на уроке-практикуме, а также контроль в форме ответов на проблемные вопросы, мини-сочинения, итоговое домашнее сочинение и итоговый зачет на уроке. Практика показывает, что многие учащиеся затем выбирают один из вопросов для дальнейшей разработки и на его основе готовят защиту проекта. |
Материалы для дифференцированного обучения | |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Планирование дополнительного времени для занятий, работа в группах, подробные пошаговые инструкции, руководства по выполнению заданий.Учащиеся выражают результаты своего обучения в виде устных ответов, заполнения листов рефлексии |
Ученик, для которого язык преподавания не родной | Организовать доступ к информации на их родном языке (Интернет, двуязычные словари, компьютерные переводчики, иллюстрированные тексты), создание инструкций, алгоритмов выполнения действий с помощью схем, иллюстраций |
Одаренный ученик | Самостоятельные исследования, помогающие ученикам показать или проявить то, что они изучили: дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы, изучение дополнительной литературы, размещение результатов своих исследований на сайте проекта, руководство творческой группой |
Литература:
- Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М., 2000.
- Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов. – М.: ГАУ им. С.Орджоникидзе, 1998.
- «Философский словарь». – М., Издательство Политической литературы., 1987.
- Чалмаев В.А. Русская проза 1980–2000 гг. на перекрёстке мнений и споров // Литература в школе. 2002. №4.
- Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. В трех книгах. – М., 2001 Кн.3.
Интернет-ресурсы | www.slovesnik.ru Сайт о русской словесности www.megakm.ru/ojigov Толковый словарь русского языка wiki.saripkro.ru www.vzglyad.ru/columns/2005/9/20/7397.html Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Православие www.hristianstvo.ru Электронная библиотека Митрополита Антония Сурожского www.mitras.ru |
Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову – основе духовной жизни народа, т.о. приобщает старшеклассников к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.
Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения старшеклассников в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность.
Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.