Цель: систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.
Решаемые задачи:
- образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры.
- развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах.
- воспитательные : воспитание интереса к литературе.
Ход игры-викторины
Тур 1. Представление команд.
(Название, эмблема, девиз должны соответствовать теме игры.)
Тур 2. РАЗМИНКА.
А) Назовите произведения, из которых приведены следующие строки:
- Безотрадная, суровая местность. Никогда ещё не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. /Прометей/
- Тяжелое наказание несет он в загробной жизни за всё коварство, за все обманы, которые совершил на земле. Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится он. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Всё ближе вершина; ещё усилие, и окончен будет труд; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается он за работу. /Сизиф/
- Около острова Киферы родилась богиня, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. /Афродита/
- Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея. /Геракл на службе у Эврисфея/
Б) О ком говорится?
- … покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города,крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. /АФИНА/
- Бог войны – сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. /АРЕС/
- Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. /Пигмалион/
- Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. /НАРЦИСС/
- Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. /ОРФЕЙ/
- Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка. /Гера/
Тур 3. «Чёрный ящик».
(Изображения предметов, принадлежащих героям мифов.)
Двузубец, трёглавая собачка, колесница с черными лошадьми. (АИД) | Щит (АРЕС) |
Трезубец, дельфины (Посейдон) | Весы и повязка на глазах (Фемида) |
Песочные часы (Кронос – бог времени) | Железный посох, факел (Прометей) |
Тур 4. Подбери пару герою мифа.
(От каждой команды по 1 представителю.)
Орфей – Эвридика , Зевс – Гера, Аид – Персефона, Аполлон – Дафна, Арес – Афродита, Пигмалион – Галатея.
Тур 5. Блиц-турнир.
(отвечать надо очень быстро, если команда задерживается с ответом, то право ответа переходит к противнику).
Этап 1.
- Что такое мифы?(Мифы – сказания ,созданные фантазией народа, в них рассказывается о происхождении мира и человека, объясняются различные явления жизни, рассказывается о деяниях богов и героев.)
- Кто такие эллины? (Древние греки.)
- Как зовут верховного бога? (Зевс – бог грома и молнии.)
- Какое место избрали боги для своего пребывания? (Гору Олимп.)
- Кто такие кентавры?(Мифологические существа, получеловек-полулошадь.)
- Чем отличаются мифы от сказок? (Миф передаёт представление народа о происхождении мира, явлениях природы.)
Этап 2. «12 подвигов Геракла».
- Кем был Геракл? (Сыном Зевса и смертной женщины Алкмены.)
- Что означает имя Геракл? (Сначала Геракла звали Алкидом. После того , как Геракл убил собственных детей в порыве безумства, которое наслала на него Гера, оракул велел носить ему имя Геракл, т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере».)
- В чём заключалась служба Геракла? (12 подвигов за 10 лет.)
- Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.)
- Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел.)
- Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.)
- Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру.)
- С помощью какого подарка Афины Геракл одержал победу над стимфалийскими птицами? (Трещотки помогли спугнуть птиц.)
- Кто опустошал леса в окрестностях Марафона? (Критский бык.)
- Сколько времени преследовал Геракл керинейскую лань? (Больше года.)
- Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта.)
- Чей пояс должен был принести Геракл и кому? (Пояс царицы амазонок Ипполиты, дочери Эврисфея Адмете.)
- С помощью какого явления природы Геракл победил эриманфского вепря? (Геракл загнал вепря в глубокий снег.)
- Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед.)
- Как называется река, около которой отдыхал Геракл в мифе о стаде Гериона? (Река Эридан.)
- Назовите имя пастуха, пасшего стадо Гериона? (Эвритион.)
- Что обозначает выражение «авгиевы конюшни»? (Так говорится о месте , в котором давно не убирались и которое от этого стало очень грязным, так что привести в порядок очень трудно.)
- Кто учредил Олимпийские игры? (Геракл.)
- Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.)
- Кто стоял на страже Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.)
- Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид.)
- Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли Геи.)
- Как звали держащего небесный свод? (Атлас.)
- Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас.)
- Как называлась река забвения? Назовите имя перевозчика теней через неё. (Лета. Перевозчик Харон.)
- Кто помогал Гераклу совершить этот подвиг? (Богиня мудрости Афина.)
Тур 6. Конкурс капитанов.
(Победит тот, кто раньше решит тест).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сыном бога Посейдона был: а) Геракл; б) Персей; в) Тесей; г) Одиссей. |
Важное свойство мифологии: а) непонятность; б) символичность; в) сложность; г) простота. |
Корабль аргонавты назвали «Арго» потому, что: а) такое имя имел предводитель аргонавтов; б) так назывался их город; в) такое имя имел строитель корабля; г) так называлась страна, куда они отправились. |
Золотое руно – это: а) ларец с сокровищами; б) шкура золотого барана; в) произведение искусства; г) священное украшение. |
Волшебницу, которая помогла добыть золотое руно, звали: а) Ариадна; б) Андромеда; в) Клеопатра; г) Медея. |
Ответы: 1) в; 2) б; 3) в; 4) б; 5) г.
В это время команды дают объяснения выражениям.
- Что значит «Панический страх»? (Животный страх, слепой ужас.)
- Когда употребляют выражение «нить Ариадны»? (В случае, когда можно выйти из затруднительного положения.)
- «Ахиллесова пята»? (Наиболее уязвимое место.)
- «Титаническая борьба»? (Бескомпромиссная борьба огромных сил.)
- «Олимпийское спокойствие»? (Абсолютное спокойствие, свойственное богам.)
- «Муки Тантала»? (Муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого.)