Литературная игра-викторина по теме "Мифы Древней Греции"

Разделы: Литература


Цель: систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

Решаемые задачи:

  • образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры.
  • развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах.
  • воспитательные : воспитание интереса к литературе.

Ход игры-викторины

Тур 1. Представление команд.

(Название, эмблема, девиз должны соответствовать теме игры.)

Тур 2. РАЗМИНКА.

А) Назовите произведения, из которых приведены следующие строки:

  1. Безотрадная, суровая местность. Никогда ещё не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. /Прометей/
  2. Тяжелое наказание несет он в загробной жизни за всё коварство, за все обманы, которые совершил на земле. Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится он. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Всё ближе вершина; ещё усилие, и окончен будет труд; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается он за работу. /Сизиф/
  3. Около острова Киферы родилась богиня, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. /Афродита/
  4. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея. /Геракл на службе у Эврисфея/

Б) О ком говорится?

  1. … покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города,крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. /АФИНА/
  2. Бог войны – сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. /АРЕС/
  3. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. /Пигмалион/
  4. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. /НАРЦИСС/
  5. Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. /ОРФЕЙ/
  6. Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка. /Гера/

Тур 3. «Чёрный ящик».

(Изображения предметов, принадлежащих героям мифов.)

Двузубец, трёглавая собачка, колесница с черными лошадьми. (АИД) Щит (АРЕС)
Трезубец, дельфины (Посейдон) Весы и повязка на глазах (Фемида)
Песочные часы (Кронос – бог времени) Железный посох, факел (Прометей)

Тур 4. Подбери пару герою мифа.

(От каждой команды по 1 представителю.)

Орфей – Эвридика , Зевс – Гера, Аид – Персефона, Аполлон – Дафна, Арес – Афродита, Пигмалион – Галатея.

Тур 5. Блиц-турнир.

(отвечать надо очень быстро, если команда задерживается с ответом, то право ответа переходит к противнику).

Этап 1.

  1. Что такое мифы?(Мифы – сказания ,созданные фантазией народа, в них рассказывается о происхождении мира и человека, объясняются различные явления жизни, рассказывается о деяниях богов и героев.)
  2. Кто такие эллины? (Древние греки.)
  3. Как зовут верховного бога? (Зевс – бог грома и молнии.)
  4. Какое место избрали боги для своего пребывания? (Гору Олимп.)
  5. Кто такие кентавры?(Мифологические существа, получеловек-полулошадь.)
  6. Чем отличаются мифы от сказок? (Миф передаёт представление народа о происхождении мира, явлениях природы.)

Этап 2. «12 подвигов Геракла».

  1. Кем был Геракл? (Сыном Зевса и смертной женщины Алкмены.)
  2. Что означает имя Геракл? (Сначала Геракла звали Алкидом. После того , как Геракл убил собственных детей в порыве безумства, которое наслала на него Гера, оракул велел носить ему имя Геракл, т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере».)
  3. В чём заключалась служба Геракла? (12 подвигов за 10 лет.)
  4. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.)
  5. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел.)
  6. Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.)
  7. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру.)
  8. С помощью какого подарка Афины Геракл одержал победу над стимфалийскими птицами? (Трещотки помогли спугнуть птиц.)
  9. Кто опустошал леса в окрестностях Марафона? (Критский бык.)
  10. Сколько времени преследовал Геракл керинейскую лань? (Больше года.)
  11. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта.)
  12. Чей пояс должен был принести Геракл и кому? (Пояс царицы амазонок Ипполиты, дочери Эврисфея Адмете.)
  13. С помощью какого явления природы Геракл победил эриманфского вепря? (Геракл загнал вепря в глубокий снег.)
  14. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед.)
  15. Как называется река, около которой отдыхал Геракл в мифе о стаде Гериона? (Река Эридан.)
  16. Назовите имя пастуха, пасшего стадо Гериона? (Эвритион.)
  17. Что обозначает выражение «авгиевы конюшни»? (Так говорится о месте , в котором давно не убирались и которое от этого стало очень грязным, так что привести в порядок очень трудно.)
  18. Кто учредил Олимпийские игры? (Геракл.)
  19. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.)
  20. Кто стоял на страже Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.)
  21. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид.)
  22. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли Геи.)
  23. Как звали держащего небесный свод? (Атлас.)
  24. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас.)
  25. Как называлась река забвения? Назовите имя перевозчика теней через неё. (Лета. Перевозчик Харон.)
  26. Кто помогал Гераклу совершить этот подвиг? (Богиня мудрости Афина.)

Тур 6. Конкурс капитанов.

(Победит тот, кто раньше решит тест).

1 2 3 4 5
Сыном бога Посейдона был:
а) Геракл;
б) Персей;
в) Тесей;
г) Одиссей.
Важное свойство мифологии:
а) непонятность;
б) символичность;
в) сложность;
г) простота.
Корабль аргонавты назвали «Арго»
потому, что:
а) такое имя имел предводитель аргонавтов;
б) так назывался их город;
в) такое имя имел строитель корабля;
г) так называлась страна, куда они
отправились.
Золотое руно – это:
а) ларец с сокровищами;
б) шкура золотого
барана;
в) произведение
искусства;
г) священное
украшение.
Волшебницу, которая помогла добыть золотое руно, звали:
а) Ариадна;
б) Андромеда;
в) Клеопатра;
г) Медея.

Ответы: 1) в; 2) б; 3) в; 4) б; 5) г.

В это время команды дают объяснения выражениям.

  1. Что значит «Панический страх»? (Животный страх, слепой ужас.)
  2. Когда употребляют выражение «нить Ариадны»? (В случае, когда можно выйти из затруднительного положения.)
  3. «Ахиллесова пята»? (Наиболее уязвимое место.)
  4. «Титаническая борьба»? (Бескомпромиссная борьба огромных сил.)
  5. «Олимпийское спокойствие»? (Абсолютное спокойствие, свойственное богам.)
  6. «Муки Тантала»? (Муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого.)

Подведение итогов. Награждение победителей и участников викторины.