Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Разделы: Литература


И было сердцу ничего не надо,
Когда пила я этот жгучий зной…
«Онегина» воздушная громада,
Как облако, стояла надо мной.
А.А. Ахматова

Рекомендации для проведения игры

Игра, основанная на модели известного состязания «Кто хочет выиграть миллион», проходит очень живо, но требует предварительной подготовки. На первых уроках, посвящённых изучению романа Пушкина, нацеливаю ребят на игру и даю определённые рекомендации. Девятиклассники с особым вниманием относятся к тексту, зная, что эти сведения им скоро пригодятся. Болельщики принимают активное участие (“помощь зала”), для них нужны сигнальные карточки с номером ответа. Принцип подбора вопросов: от простого к сложному. Первые этапы проходит гораздо больше участников, чем доходит до последних, поэтому простых вопросов требуется больше. Вопросы для розыгрыша участников помещались на доске. Теперь, когда есть компьютер и проектор, это можно сделать на слайде.

В качестве денег можно использовать закладки в виде денежных купюр (рублей и других валют). Суперприз – лотерейный билет. Ребятам, даже неожиданно для меня, игра очень понравилась: девятиклассники были очень рады заработанным закладкам. “Миллион” не выиграл никто, но главный приз жюри присудило мальчику, который прошёл больше всех этапов (одиннадцать).

При подготовке использовался «Учебный словарь-комментарий к роману “Евгений Онегин”» Л.М. Салимовой (в кн.: Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: ООО «Издательский дом “ОНИКС 21 век”», 2005). Разумеется, вопросы могут меняться в зависимости от подготовки класса. Коллеги легко составят их сами по предложенным моделям.

Правила игры:

  1. 15 вопросов
  2. Три подсказки: «50×50», «Звонок другу», «Помощь зала»
  3. 2 несгораемые суммы:
    - пятый вопрос;
    - десятый вопрос.

Игрок имеет право на три подсказки.

  • “50 на 50” – два неправильных ответа убираются (стираются).
  • “Звонок другу” – игрок может спросить своего друга из зала, согласиться или не согласиться с его ответом.
  • “Помощь зала” – ребята поднимают карточку с номером ответа; наборы таких карточек (№ 1, № 2, № 3, № 4) нужно приготовить по количеству присутствующих, я использовала сигнальные карточки из наборного полотна (раньше такие делали для предложений).

Ход игры

Розыгрыш участников.

I. Расположите в хронологическом порядке периоды жизни А.С. Пушкина:

  1. лицейский период;
  2. Михайловское;
  3. Болдино;
  4. Южная ссылка.

Ответ: А, D, В, С.

II. Расположите данные эпизоды в той же последовательности, что и в романе Пушкина.

  1. письмо Татьяны к Онегину;
  2. дуэль Онегина с Ленским;
  3. сон Татьяны;
  4. письмо Онегина к Татьяне;

Ответ: А, С, В, D.

III. Укажите временные границы действия, происходящего в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. 1812-1824;
  2. 1819-1825;
  3. 1825-1835;
  4. 1837-1840. 

IV. Отметив, что его «слог// Пестреть гораздо б меньше мог//Иноплемёнными словами», автор тем самым специально обращает внимание читателя на «многоязычие» своего романа. Сколько языков, кроме русского, использовано в эпиграфах к «Евгению Онегину»?

  1. Два;
  2. Три;
  3. Четыре (французский (эпиграф ко всему роману, 3-й главе и 4-й главе), итальянский (эпиграф к 6-й главе), английский (эпиграф к 8-й главе), латинский (эпиграф ко 2-й главе);
  4. Пять. 

V. Что такое «Онегинская строфа»?

  1. Строфа из восьми стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.
  2. Строфа из 14-ти стихов четырёхстопного ямба, три четверостишия и завершающие две строки с перекрёстной рифмой.
  3. Гекзаметр.

В основу строфы был положен сонет – 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой (три катрена и заключительное двустишие). Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором – парная, в третьем – опоясывающая. Рифменная схема AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными

VI. «Евгений Онегин» – произведение:

  1. Реалистическое;
  2. Романтическое;
  3. Соединяет в себе черты обоих методов.

VII. Какова схема рифмовки «Онегинской строфы»?

  1. ааббвгвгджее;
  2. абабввггдееджж;
  3. абабвггвддеежж.

VIII Кто называл роман «Евгений Онегин» в высшей степени оригинальным и национальным произведением?

  1. В.А. Жуковский;
  2. П. Вяземский;
  3. Плетнёв;
  4. В.Г. Белинский. 

IX. Когда был начат роман «Евгений Онегин»?

  1. 1820;
  2. 1823 (в Кишиневе и Одессе);
  3. 1824;
  4. 1825.

X. В каком году А.С. Пушкин завершил работу над романом «Евгений Онегин»?

  1. 1829;
  2. 1830;
  3. 1831;
  4. 1832.

Первые вопросы

1. Дядя Онегина

а) службу вдруг оставил;
б) был самых честных правил;
в) задумал порядок новый учредить;
г) был готов увидеть чуждые края. 

2. Евгений Онегин одет был как

а) санкюлот;
б) денди;
в) карбонарий;
г) ученик школы №9. 

Острижен по последней моде;
Как dandyлондонский одет –
И наконец увидел свет. (гл. 1)

Dandy, денди – щёголь, франт, изысканный светский человек, законодатель моды.

Санкюло́ты (фр. sans-culottes) – название революционно настроенных бедных людей в Париже во время Великой Французской революции. Слово происходит от выражения sans culotte, то есть «без кюлот»; в XVIII в., мужчины из богатых сословий носили кюлоты (они же бриджи, то есть короткие обтягивающие штаны чуть ниже колен) с чулками, а бедняки и ремесленники носили длинные брюки.

Карбонарий по-итальянски означает «угольщик».

3. Вот бегает дворовый мальчик
В салазки … посадив

а) мышку;
б) кошку;
в) жучку;
г) маму. 

4. Мать Татьяны Лариной меж делом и досугом открыла тайну как самодержавно управлять

а) тройкой;
б) государством;
в) супругом;
г) школой №9.

5. Евгений Онегин легко 

а) исполнял реп;
б) читал стихи;
в) учился в школе;
г) танцевал мазурку. 

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно… (гл. 1)

6. Ленский воспевал

а) Онегина;
б) крещенские морозы;
в) романтические розы;
г) учениц девятой школы. 

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы… (гл. 2)  

7. Но даже в эти годы
Татьяна в руки не брала

а) книги;
б) карты;
в) куклы;
г) учебники.

8. Татьяна любопытным взором
На воск натопленный глядит.
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит.

Чем занята Татьяна?

а) уборкой;
б) гаданием;
в) при готовлением медовухи
;
г) колдовством.

Вторые вопросы.

1. Жена Дмитрия Ларина была без ума от…

а) мужа;
б) Ричардсона;
в) Руссо;
г) своих дочерей.

Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума… (гл. 2)

2. В свою деревню в ту же пору помещик новый

а) прибежал;
б) прилетел;
в) прискакал;
г) приплыл. 

3. Татьяна верила

а) гороскопам;
б) няне;
в) преданьям
;
г) учителю литературы. 

4. Татьяна ждала несчастья, когда перебегал дорогу ей

а) черный кот;
б) быстрый заяц;
в) шустрый хомяк;
г) гимназист. 

Когда случалось где-нибудь
Ей встретить чёрного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она. (гл. 5)

5. Онегин родился на брегах

а) Ловати;
б) Невы;
в) Дуная;
г) Онеги

6. Дядя Онегина лет сорок с ключницей

а) судился;
б) бранился;
в) мух давил;
г) водился

7. В театре Онегин на ложи незнакомых дам наводит

а) бинокль;
б) пистолет;
в) двойной лорнет;
г) гранатомет .

8. Чем меньше женщину мы любим,
Тем … нравимся мы ей.

а) больше;
б) легче;
в) лучше
;
г) меньше.

Третьи вопросы.

1. Что, подобно Горацию, делал Зарецкий в деревне?

а) стрелял уток;
б) сажал капусту;
в) полол грядки;
г) писал стихи.

2. И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
уж отворял …

а) чей-то кошелёк;
б) чужой дом;
в) свой васисдас;
г) калитку соседа.

Васисдас – форточка или верхняя часть двери, открывающаяся отдельно. 

3. Получив письмо от Татьяны, Евгений…

а) тронут был;
б) счастлив был; 
в) был раздражен;

г) потерял дар речи.

Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был… (гл. 4)

4. Онегин во время танца с Ольгою, наклоняясь, ей шепчет нежно какой-то

а) скверный анекдот;
б) пошлый мадригал;
в) вчерашний фильм;
г) новый роман.

Мадригал –

  1. небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов.
  2. Любезность, комплимент, обычно в стихотворной форме.

5. На балу, куда поскакал Онегин, толпа была занята

а) обедом;
б) мазуркой;
в) Ольгой;
г) сплетнями

Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята… (гл. 1)

6. Евгением овладела понемногу

а) Татьяна;
б) бессонница;
в) русская хандра;
г) страсть к учебе

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу… (гл. 1)

7. Что солила на зиму Ларина-мать?

а) грибы;
б) огурцы;
в) капусту
;
г) снежки

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы…(гл. 2)

8. То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель…

Куда звал своего друга Ленский?

а) на обед;
б) на прогулку;
в) на дуэль
;
г) на свидание.

Полный текст работы приведен в Приложении 1.

Комплект приложений к работе – Приложение 2.