Проектная деятельность как одно из средств формирования текстовой компетентности школьников на уроках литературы

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Современная школа требует от учителя совершенно новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В последние годы печатается много материалов о проектной технологии в обучении.

Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами. Одним из важных аспектов применения данной технологии на уроках литературы является формирование текстовой компетентности школьников.

Приложение 1.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  1. Самостоятельно и охотно приобретают новые знания из разных источников;
  2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. Приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  4. Развивают исследовательские умения (определить проблему, сформулировать гипотезу, собрать информацию, провести наблюдения, анализ и обобщение);
  5. Развивают системное мышление.

Важно, что в центре внимания любого проекта – ученик с его личностными особенностями и учебными возможностями.

Проектная работа должна:

  • Содействовать развитию его творческих способностей ученика;
  • Иметь для него личностный смысл;
  • Учитывать индивидуальный темп работы ребенка над проектом;
  • Обеспечивать выход каждого ученика на более высокий уровень развития.

Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Разнообразие этих форм представлено в презентации к статье.

Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, стенгазета, альманах, театрализованное представление, устный журнал, компьютерная презентация, творческий отчет и т.п.

В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Роль преподавателя – помочь детям в этом. В центр обучения становится, прежде всего, ученик. Таким образом метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Любой проект имеет строго закрепленные этапы работы над ним. В Приложении 2 – варианты памяток, благодаря которым учащиеся могут успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

В Приложении 3 – таблица “Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения” рассмотрены этапы работы над проектом, дано содержание по каждому этапу, разграничена деятельность учителя и ученика. В связи с этим структура проекта выглядит следующим образом. (Приложение 4) Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности (Приложение 1). Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Приложение 1.

Следует разграничить такие понятия, как учебный проект и учебный реферат.

Учебный проект – самостоятельная работа деятельностной направленности, в которой реализуется поиск учащимися ответа на проблемный вопрос.

Учебный реферат – самостоятельная работа информативно- описательного характера: сокращенное изложение научного текста (научных текстов).

Проектные работы в 5-х классах по своей сути будут обучающими, это могут быть мини-проекты, в которых учитель отрабатывает определенные навыки школьников. 5-й класс является очень важным этапом школьной жизни, для многих детей – это сложный адаптационный период. В связи с этим, основными целями проектной деятельности в 5-м классе являются: воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения друг к другу; формирование навыков работы с текстом, проявление творческих способностей, развитие навыка выразительного чтения, умения владеть собой при устном выступлении.

Приложение 1.

В соответствии с поставленными целями представляю два мини-проекта учащихся 5-х классов.

Проект первый: “Самое главное – то, чего не увидишь глазами” (по сказке А.С. Экзюпери “Маленький принц”).

Проблема его была сформулирована следующим образом: автор сказки предупредил читателей: “Я не хочу, чтобы мою сказку читали для забавы”. Как вы думаете, для чего она написана? Проиллюстрируйте свой ответ. Дети к реализации данного проекта подошли творчески, заинтересовано.

Также в 5-м классе можно предложить мини-проект “Здравствуй, гостья-зима”, для работы над которым ученикам были предложены следующие проблемные вопросы.

1-я группа. Привлекательна ли зима у русских художников?

2-я группа. Зима и музыка совместимы? (Что привлекает композиторов в этом времени года?)

3-я группа. В каких лирических произведениях русские поэты выбирали тему зимы, проиллюстрируйте, обоснуйте свой выбор.

Для выполнения второго мини-проекта потребовались уже знания учащихся из различных областей искусства. Выполнение работы требовало от учащихся знания содержания произведений, умение анализировать, творческого подхода к работе, Осуществление проекта вылилось для учащихся в серию мини-открытий, которыми они с удовольствием делились с друзьями. Ценно, что ребята открыли в проекте самих себя и осознали свои потенциальные возможности. Учитель в ходе реализации проекта, во-первых, получает для себя дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений. Во-вторых, у учителя есть возможность изучить индивидуальные способности учащихся, понаблюдать за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и ребят, нуждающихся в поддержке учителя.

Как видим, эти мини-проекты являются обучающими. Но это первые шаги к реализации проектной деятельности в последующих классах.

Желательно, чтобы каждый новый проект не только опирался на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на уже сформированные навыки, но и способствовал приращению новых знаний и умений.

Итогом проектной деятельности в 5-м классе стал проект “Лишь СЛОВУ жизнь дана”, посвященный появлению письменности у славян.

Проблемными вопросами этого проекта были определены следующие:

  1. Какие пословицы и крылатые выражения с использованием букв славянской азбуки дошли до наших дней, объяснить их значение в наши дни.
  2. Как чтят имена Кирилла и Мефодия в разных странах?

Надо сказать, что дети неплохо справились с данным видом работы, провели исследовательскую работу и показали умение добывать информацию и работать с ней. Отчет о проделанной работе, было решено представить в виде устного журнала, поэтому отчетные слайды имеют такие заголовки: предисловие, страница первая... послесловие, литература...

Методическую разработку данного проекта вы можете прочитать на сайте “Фестиваль педагогических идей”, по адресу, представленному на слайде презентации. Своего рода семейным проектом стал проект 6-го класса “Литературные места отдыха моей семьи”, в ходе реализации которого ребята занимались литературным краеведением. За время летнего отдыха ребята с родителями побывали в местах, связанных с жизнью и творчеством поэтов и писателей. Было одно важное условие – это место должно находиться рядом с местом постоянного отдыха семьи или “малой родиной” родителей. Ребята привезли много различного и интересного материала, узнали для себя много нового, подчас неожиданного, многих такое исследование подтолкнуло на более близкое знакомство с творчеством того писателя, о котором они рассказывали в своем проекте. При защите своих проектов, а это было публичное выступление перед ребятами 5–7-х классов, инициативная группа подготовила вопросы для внимательно слушающей аудитории. Самым внимательным – были вручены призы, так что защита проектов приобрела и игровую направленность.

Приложение 1.

Отчетной работой за 6-й класс явился проект “В мире волшебных звуков, слов и цвета поэтов серебряного века”.

Организация работы была групповой, каждая группа работала над одной из подтем:

  1. “Волшебный мир звуков” поэзии серебряного века (К.Бальмонт).
  2. “Слово как таковое” (Велимир Хлебников).
  3. Цветопись как одно из средств художественной выразительности (Николай Гумилев).
  4. Искусство поэтов серебряного века видеть мир “чужими глазами”.

Этот проект потребовал не столько поиска информации извне, сколько самостоятельной аналитической работы.

Одна из концепций поэтов Серебряного века звучит так: “Главное в стихотворении не смысл, а звук”. Поэты старались околдовать читателя таинственной мелодией стиха, его музыкой. И звуковое влияние, порой, оказывается сильнее смыслового. Ребята обратились к творчеству Бальмонта, который создал свою теорию звуков, отразив это в статье “Поэзия как волшебство”. В проекте учениками подробно был исследован такой прием художественной выразительности как звукопись.

Приложение 1.

Поэты серебряного века считали, что многие слова русского языка давно устарели или стали привычными, знакомыми, скучными, а значит, непригодными для волшебной и таинственной поэзии. Чтобы вернуть поэзии ее магическую силу, нужно переделать, изменить прежний язык или создать новый. Ребята второй группы обратились к творчеству Хлебникова, которое проникнуто авторскими неологизмами, которые он создает, нарушая традиционные нормы языка и правила, русской грамматики, отчего они и кажутся сказочными, иллюзорными, а порой – даже абсурдными.

Исследовательский интерес третьей группы привлекла поэзия Н.С. Гумилева. В результате наблюдений учащиеся пришли к выводу, что цвет в поэзии Гумилева не всегда совпадает с общеязыковым понятием. Попробовали предположить причину этого факта. Получилось достаточно интересное исследование.

Поэты Серебряного века вообще люди необыкновенные. Они могли видеть мир не только своими глазами, но и перевоплощаться в своем видении не только в живых, но и в неживых существ. Это стало предметом рассмотрения четвертой рабочей группы.

В ходе реализации проектов, конечно, были трудности, но мы, анализируя свои ошибки, с ними успешно справлялись. Самое главное, у ребят появилось желание работать самостоятельно, творчески, а следовательно, одна из главных целей проектной технологии достигнута.

В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов, “человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться”. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, наша же задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может (кто знает?), и большие открытия.

Приложение 1 можно получить у автора статьи.