Современная школа требует от учителя совершенно новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В последние годы печатается много материалов о проектной технологии в обучении.
Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами. Одним из важных аспектов применения данной технологии на уроках литературы является формирование текстовой компетентности школьников.
Приложение 1.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретают новые знания из разных источников;
- Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- Приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- Развивают исследовательские умения (определить проблему, сформулировать гипотезу, собрать информацию, провести наблюдения, анализ и обобщение);
- Развивают системное мышление.
Важно, что в центре внимания любого проекта – ученик с его личностными особенностями и учебными возможностями.
Проектная работа должна:
- Содействовать развитию его творческих способностей ученика;
- Иметь для него личностный смысл;
- Учитывать индивидуальный темп работы ребенка над проектом;
- Обеспечивать выход каждого ученика на более высокий уровень развития.
Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Разнообразие этих форм представлено в презентации к статье.
Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, стенгазета, альманах, театрализованное представление, устный журнал, компьютерная презентация, творческий отчет и т.п.
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Роль преподавателя – помочь детям в этом. В центр обучения становится, прежде всего, ученик. Таким образом метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Любой проект имеет строго закрепленные этапы работы над ним. В Приложении 2 – варианты памяток, благодаря которым учащиеся могут успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
В Приложении 3 – таблица “Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения” рассмотрены этапы работы над проектом, дано содержание по каждому этапу, разграничена деятельность учителя и ученика. В связи с этим структура проекта выглядит следующим образом. (Приложение 4) Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности (Приложение 1). Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Приложение 1.
Следует разграничить такие понятия, как учебный проект и учебный реферат.
Учебный проект – самостоятельная работа деятельностной направленности, в которой реализуется поиск учащимися ответа на проблемный вопрос.
Учебный реферат – самостоятельная работа информативно- описательного характера: сокращенное изложение научного текста (научных текстов).
Проектные работы в 5-х классах по своей сути будут обучающими, это могут быть мини-проекты, в которых учитель отрабатывает определенные навыки школьников. 5-й класс является очень важным этапом школьной жизни, для многих детей – это сложный адаптационный период. В связи с этим, основными целями проектной деятельности в 5-м классе являются: воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения друг к другу; формирование навыков работы с текстом, проявление творческих способностей, развитие навыка выразительного чтения, умения владеть собой при устном выступлении.
Приложение 1.
В соответствии с поставленными целями представляю два мини-проекта учащихся 5-х классов.
Проект первый: “Самое главное – то, чего не увидишь глазами” (по сказке А.С. Экзюпери “Маленький принц”).
Проблема его была сформулирована следующим образом: автор сказки предупредил читателей: “Я не хочу, чтобы мою сказку читали для забавы”. Как вы думаете, для чего она написана? Проиллюстрируйте свой ответ. Дети к реализации данного проекта подошли творчески, заинтересовано.
Также в 5-м классе можно предложить мини-проект “Здравствуй, гостья-зима”, для работы над которым ученикам были предложены следующие проблемные вопросы.
1-я группа. Привлекательна ли зима у русских художников?
2-я группа. Зима и музыка совместимы? (Что привлекает композиторов в этом времени года?)
3-я группа. В каких лирических произведениях русские поэты выбирали тему зимы, проиллюстрируйте, обоснуйте свой выбор.
Для выполнения второго мини-проекта потребовались уже знания учащихся из различных областей искусства. Выполнение работы требовало от учащихся знания содержания произведений, умение анализировать, творческого подхода к работе, Осуществление проекта вылилось для учащихся в серию мини-открытий, которыми они с удовольствием делились с друзьями. Ценно, что ребята открыли в проекте самих себя и осознали свои потенциальные возможности. Учитель в ходе реализации проекта, во-первых, получает для себя дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений. Во-вторых, у учителя есть возможность изучить индивидуальные способности учащихся, понаблюдать за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и ребят, нуждающихся в поддержке учителя.
Как видим, эти мини-проекты являются обучающими. Но это первые шаги к реализации проектной деятельности в последующих классах.
Желательно, чтобы каждый новый проект не только опирался на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на уже сформированные навыки, но и способствовал приращению новых знаний и умений.
Итогом проектной деятельности в 5-м классе стал проект “Лишь СЛОВУ жизнь дана”, посвященный появлению письменности у славян.
Проблемными вопросами этого проекта были определены следующие:
- Какие пословицы и крылатые выражения с использованием букв славянской азбуки дошли до наших дней, объяснить их значение в наши дни.
- Как чтят имена Кирилла и Мефодия в разных странах?
Надо сказать, что дети неплохо справились с данным видом работы, провели исследовательскую работу и показали умение добывать информацию и работать с ней. Отчет о проделанной работе, было решено представить в виде устного журнала, поэтому отчетные слайды имеют такие заголовки: предисловие, страница первая... послесловие, литература...
Методическую разработку данного проекта вы можете прочитать на сайте “Фестиваль педагогических идей”, по адресу, представленному на слайде презентации. Своего рода семейным проектом стал проект 6-го класса “Литературные места отдыха моей семьи”, в ходе реализации которого ребята занимались литературным краеведением. За время летнего отдыха ребята с родителями побывали в местах, связанных с жизнью и творчеством поэтов и писателей. Было одно важное условие – это место должно находиться рядом с местом постоянного отдыха семьи или “малой родиной” родителей. Ребята привезли много различного и интересного материала, узнали для себя много нового, подчас неожиданного, многих такое исследование подтолкнуло на более близкое знакомство с творчеством того писателя, о котором они рассказывали в своем проекте. При защите своих проектов, а это было публичное выступление перед ребятами 5–7-х классов, инициативная группа подготовила вопросы для внимательно слушающей аудитории. Самым внимательным – были вручены призы, так что защита проектов приобрела и игровую направленность.
Приложение 1.
Отчетной работой за 6-й класс явился проект “В мире волшебных звуков, слов и цвета поэтов серебряного века”.
Организация работы была групповой, каждая группа работала над одной из подтем:
- “Волшебный мир звуков” поэзии серебряного века (К.Бальмонт).
- “Слово как таковое” (Велимир Хлебников).
- Цветопись как одно из средств художественной выразительности (Николай Гумилев).
- Искусство поэтов серебряного века видеть мир “чужими глазами”.
Этот проект потребовал не столько поиска информации извне, сколько самостоятельной аналитической работы.
Одна из концепций поэтов Серебряного века звучит так: “Главное в стихотворении не смысл, а звук”. Поэты старались околдовать читателя таинственной мелодией стиха, его музыкой. И звуковое влияние, порой, оказывается сильнее смыслового. Ребята обратились к творчеству Бальмонта, который создал свою теорию звуков, отразив это в статье “Поэзия как волшебство”. В проекте учениками подробно был исследован такой прием художественной выразительности как звукопись.
Приложение 1.
Поэты серебряного века считали, что многие слова русского языка давно устарели или стали привычными, знакомыми, скучными, а значит, непригодными для волшебной и таинственной поэзии. Чтобы вернуть поэзии ее магическую силу, нужно переделать, изменить прежний язык или создать новый. Ребята второй группы обратились к творчеству Хлебникова, которое проникнуто авторскими неологизмами, которые он создает, нарушая традиционные нормы языка и правила, русской грамматики, отчего они и кажутся сказочными, иллюзорными, а порой – даже абсурдными.
Исследовательский интерес третьей группы привлекла поэзия Н.С. Гумилева. В результате наблюдений учащиеся пришли к выводу, что цвет в поэзии Гумилева не всегда совпадает с общеязыковым понятием. Попробовали предположить причину этого факта. Получилось достаточно интересное исследование.
Поэты Серебряного века вообще люди необыкновенные. Они могли видеть мир не только своими глазами, но и перевоплощаться в своем видении не только в живых, но и в неживых существ. Это стало предметом рассмотрения четвертой рабочей группы.
В ходе реализации проектов, конечно, были трудности, но мы, анализируя свои ошибки, с ними успешно справлялись. Самое главное, у ребят появилось желание работать самостоятельно, творчески, а следовательно, одна из главных целей проектной технологии достигнута.
В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов, “человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться”. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, наша же задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может (кто знает?), и большие открытия.
Приложение 1 можно получить у автора статьи.