Пояснительная записка
В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Федерации, важную роль играет художественная литература и ее преподавание в старших классах.
Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименований. Для современного читателя это настоящий вызов. Все больше писателей стремятся обрести читательское признание и, если повезет, популярность. Как же ориентироваться в этом нарастающем потоке литературы? В рыночной экономике читательские предпочтения отчасти отражены в тиражах книг. Покупая книгу, человек словно голосует: мне нужна эта книга, я готов заплатить за нее, я хочу видеть ее в своем доме, на своем письменном столе. Она помогает мне стать собой, осознать, для чего я живу, или просто развлечься, отключиться от повседневных забот. Другая возможность выяснить литературные вкусы общества – это премии за литературные произведения, которых появилось достаточно много в 90-е годы XX века, а также мнения литературных критиков. Они читают книги раньше других, высказывая свое отношение к прочитанному в СМИ и на популярных веб-сайтах. Оценки критиков, безусловно, влияют на вкусы и предпочтения читателей, но их точка зрения не является окончательной и безоговорочной. Именно читатель в конечном счете решает, насколько «классичен», «долговечен» тот или иной писатель, та или иная книга.
Цель нашего курса заключается в том, чтобы помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде. Интерпретируя прочитанные произведения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге старшеклассник сможет свободно ориентироваться в современном море книжной продукции и, возможно, найдет «свою» книгу и «своего» писателя.
Безусловно, лишь немногие из предложенных нами произведений станут общенациональной классикой и обязательным чтением для каждого образованного человека, но все же именно эти произведения находятся в центре внимания, о них говорят, спорят, некоторые из них отмечены литературными премиями. В российском менталитете заложено, что «начитанность» или по крайней мере осведомленность о современном литературном процессе является важным свидетельством интеллигентности человека. А интеллигентность – это современный синоним достойного поведения и гуманистического образа мышления. Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Указанное количество часов является приблизительным, учитель может его изменять, исходя из конкретных условий работы или из собственных методических соображений.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате прохождения элективного курса учащиеся должны:
- прочитать и под руководством учителя изучить произведения современных российских авторов;
- уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать проблематику произведений и их идейный смысл;
- уметь давать оценку произведению на основе личностного восприятия;
- уметь грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров;
- изучив минимум произведений, быть готовыми к самостоятельному поиску нужной книги, ориентироваться в развитии современной литературы в целом.
- уметь сопоставить произведение с кино- и телеэкранизациями, спектаклями.
Формы контроля за знаниями учащихся.
- Устные и письменные развернутые ответы на вопросы.
- Семинары и коллоквиумы.
- Составление плана, тезисов по материалу биографии писателей.
- Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
- Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.
- Написание сочинений, докладов, рефератов.
- Создание компьютерных презентаций.
- Участие в научно-практических конференциях.
- Зачет по курсу.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Форма урока. Виды деятельности учащихся |
1 | Введение. Основные направления и тенденции развития современной литературы | 1 | Лекция учителя |
2 | Неореализм (Новая реалистическая проза) | ||
Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»» | 1 | Лекция учителя, сообщения учащихся | |
Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик» | 2 | Лекция, составление плана лекции, семинар | |
Андрей Волос «Хуррамабад», «Недвижимость» | 2 | Сообщения, доклады учащихся | |
Алексей Слаповский «Я – не я» | 1 | Составление вопросов по тексту | |
3 | Военная тема в современной русской литературе | ||
Виктор Астафьев «Веселый солдат» | 1 | Диспут | |
Аркадий Бабченко «Алхан-Юрт» | 1 | Доклады, презентация | |
Анатолий Азольский «Диверсант» | 1 | Лекция учителя | |
4 | Русский постмодернизм | ||
Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» | 1 | Комментированное чтение | |
Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», «Generation «II» | 2 | Лекция, рефераты, доклады | |
Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик» | 1 | Сообщения учащихся | |
Владимир Сорокин «Очередь» | 1 | Лекция, доклады учащихся | |
Зачет по изученным темам | 1 | Письменный развернутый ответ | |
5 | Современная поэзия | ||
Иосиф Бродский | 2 | Лекция, презентация, семинар, коллоквиум | |
Концептуализм Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Всеволод Некрасов, Сергей Гандлевский, Денис Новиков |
3 | Коллоквиум, комментированное чтение, доклады, рефераты | |
Метареализм Иван Жданов, Александр Еременко, Ольга Судакова, Алексей Парщиков |
3 | Комментированное чтение, доклады, презентации | |
6 | Фантастика, утопии и антиутопии | ||
Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров» | 1 | Презентация, доклады | |
Сергей Лукьяненко «Императоры иллюзий», «Танцы на снегу», «Ночной дозор», «Дневной дозор» | 3 | Лекция, сообщения учащихся | |
7 | Драматургия |
||
Ксения Драгунская «Рыжая пьеса» Нина Садур «Панночка» Евгений Гришковец «Как я съел собаку» |
2 | Семинар, посещение спектаклей | |
8 | Возрождение детектива |
||
Александра Маринина Борис Акунин Дарья Донцова |
3 | Лекция, диспут, презентации, доклады | |
Итоговый зачет по изученным темам | 1 | Письменный развернутый ответ на вопрос |
Содержание программы
Введение.
Общие тенденции развития художественных и идейно-нравственных традиций современной литературы. Многоплановость, многообразие жанров и направлений.
Блок 1. Новая реалистическая проза.
Неореализм – синтез художественного опыта писателей реалистов XIX века с постмодернистским мышлением человека конца XX века. Поиск новых эстетических принципов, отличающихся от критического реализма XIX века и соцреализма. Владимир Маканин «Андегранд, или Герой нашего времени» – судьба «шестидесятника» в эпоху конца девяностых. Итальянская премия «Пене» 1999 г. Людмила Улицкая – дважды лауреат премии «Букер» (За романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик»). «Казус Кукоцкого» – совмещение традиционной канвы семейного романа с философско-мистической стороной жизни героев, превращение привычной реальности в многомерность, соответствующую мироощущению современного человека. Экранизация романа. «Даниэль Штайн, переводчик» – о странствиях духа в мире тьмы, о том, как найти свет в себе и вокруг себя. Андрей Волос «Хуррамабад» – роман о жизни нескольких поколений русских в Таджикистане, об их вынужденном превращении в беженцев. Это художественное представление о том, что оказывается своим и чужим. Роман «Недвижимость» – о работе риэлтора, пресловутом квартирном вопросе. Психологический реализм, воссоздающий колорит времени.
«Я –не я» Алексея Слаповского – авантюрно-философский современный «плутовской» роман.
Блок 2. Военная тема в современной русской литературе.
Новый взгляд на войну, «человеческий масштаб» ее восприятия, размышления о «цене Победы», трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне – об этом роман писателя «военного поколения» Виктора Астафьева «Веселый солдат».
Аркадий Бабченко – лауреат премии «Дебют». Повесть «Алхан-Юрт» основана на личных впечатлениях и рассказывает об одном эпизоде чеченской кампании. Бессмыслица войны – центральная тема повести. Анатолий Азольский – лауреат премий журналов «Дружба народов» (1999) и «Новый мир» (2000). Роман «Диверсант» – гуманистический пафос современной военной литературы, сохранение традиций военной прозы в творчестве молодых писателей.
Блок 3. Постмодернизм.
У истоков русского постмодернизма – поэма «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева – вольное обращение с русской классикой, смешение высокого и низкого, ирония и гротеск.
Виктор Пелевин «Жизнь насекомых» – реминисценции из популярных сюжетов, ироничное толкование мифов и стереотипов. «Generation «П» – путешествие в виртуальную реальность.Дмитрий Галковский – лауреат премии «Антибукер». Роман «Бесконечный тупик» – интертекстуальность, слияние реальности и литературы.
Творчество Владимира Сорокина и его роман «Очередь» - пародийная стилизация, натурализм, разрушение устоявшихся литературных жанров.
Блок 4. Современная поэзия.
Творчество Иосифа Бродского (биография, темы и мотивы лирики, пейзаж, образ времени, лирический герой, язык и художественные приемы) Концептуализм и его истоки. Понятие «концепт». Концептуальные школы. Творчество некоторых поэтов – концептуалистов и их поэтический язык. Метареализм как поэтическое направление. Творчество некоторых поэтов – метареалистов.
Блок 5. Фантастика, утопии и антиутопии.
Расцвет жанра антиутопии в XX веке. Психология человека и психология общества в антиутопии братьев Стругацких «Обитаемый остров». Сергей Лукьяненко – лучший европейский писатель – фантаст 2003 года. Ответственность героев Лукьяненко за мир, в котором они живут, соединение специфических для фантастики вопросов с правдивыми запоминающимися образами.
Блок 6. Особенности современной драматургии.
Поиск особых художественных средств и языка. Драматургия Нины Садур – неотъемлемая часть авангардной культуры. Пьеса «Панночка» – необычная трактовка гоголевской повести «Вий». Оригинальность и метафоричность пьесы – исповеди Евгения Гришковца «Как я съел собаку», символика цвета и психологизм «Рыжей пьесы» Ксении Драгунской. Киноверсия пьесы.
Блок 7. Возрождение детектива.
Специфика детективного жанра. Почему люди любят детективы? Возрождение детектива в конце 80-х годов XX века. Психологические детективы Александры Марининой, ретро-детективы Бориса Акунина, иронические детективы Дарьи Донцовой.
Список литературы для учителя и учащихся
- В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.
- Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.
- Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.
- Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.
Литературные ресурсы Интернета
- «Букинист» – mybooka.narod.ru
- «Дебют» – www.mydebut.ru
- «Вавилон» – www.vavilon.ru
- «Виктор Пелевин» – pelevin.nov.ru
- «Графомания» – www.grafomania.msk.ru
- «Интерактивная фантастика» – if.gr.ru
- «Иосиф Бродский» – gozepf Brodsky.narod.ru
- «Островок» – www.ostrovok.de
- «Современная русская поэзия» – poet.da.ru
- «Фандорин» – www.fandorin.ru
Кроме того, каждый писатель имеет свой индивидуальный сайт. Поиск в Интернете безграничен, поэтому данный список является открытым, и его можно продолжить.