Литература
-
Урок литературы в 7-м классе по повести А.М. Горького "Детство" 2011
Урок литературы на тему "Нравственные уроки детства" посвящен проблеме воспитания подрастающего поколения, что особенно актуально для семиклассников. Учитель обращает внимание школьников на важные жизненные вопросы: каким должно быть детство, чтобы человек стал счастливым, как помочь подросткам адаптироваться в обществе, как подготовить их к преодолению трудностей – и предлагает рассмотреть позицию А.М. Горького по данной проблеме.
-
Интегрированный урок (русская литература + башкирская (родная) литература) "Башкортостан – родная земля" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с русским писателем С.Т. Аксаковым, с башкирским поэтом Г.Салямом, с картиной известного художника Нестерова М.В. "Родина Аксакова", творчество которых позволяет воспитывать через приобщение к природе чувство любви к своей Родине, учить видеть прекрасное, наблюдать красоту поэтического слова.
-
"Радетель земли Русской…" Вечер творчества В.П. Астафьева 2011
Вечер, посвященный творчеству известного писателя В.П. Астафьева, помогает в полной мере раскрыть его личность – гражданина и патриота. Учащиеся не только более полно знакомятся с творчеством писателя, но и с его гражданской позицией. Цель проведения – заострить внимание на актуальные проблемы, поднятые в произведениях автора, а также прививать детям любовь к родному краю, развивать умение видеть красоту природы и понимать смысл жизни каждого на этой земле...
-
Открытый читальный зал 2011
Урок внеклассного чтения был подготовлен к юбилею А.П. Чехова. Автор знакомит учащихся с самыми популярными произведениями писателя, написанными о детях и для детей. Расширяет читательский кругозор учащихся, воспитывает чувства уважения к старшим, заботу о младших, любовь к животным.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Дети войны. Дети в войне (Поэзия подвига) 2011
Цели урока: дать представление о Великой Отечественной войне и ее восприятии детьми, отображенном в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А.Т. Твардовского, К.М. Симонова; развивать навыки анализа поэтического произведения; воспитывать патриотические чувства учеников.
-
Чтение и анализ лирических стихотворений о родной природе. 7-й класс 2011
Материал будет интересен учителю литературы, который ставит следующие задачи: научить анализу лирического стихотворения, используя коллективно-распределительную работу в группах. Учить монологическому ответу, умению задавать вопросы другой группе по теме, учить сравнительной характеристике, привлекая репродукции картин художников. Учить умению работать в группе с передачей ученику функций учителя (в том числе и оценочной).
-
Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2011
Урок позволяет учащимся увидеть воочию, с каким чутким вниманием, сердечной любовью и пониманием относился Ф.И. Тютчев к родной природе. Материал урока дает возможность продолжить работу по анализу стихотворений, выразительному чтению и умению вести дискуссию.
-
Урок-исследование «Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"». 10-й класс 2011
Урок позволяет выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе "Война и мир", углубляет понимание значения сцен 1805 года в композиции романа, построении образов. Использованы фрагменты фильма С.Ф. Бондарчука "Война и мир". Проведена аналитическая работа над текстом.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого" (А.С. Пушкин "Полтава") 2011
Урок литературы в 7-м классе проведен в форме ролевой игры. Чтобы обучающие правильно поняли произведение, на этом уроке, необходимо ввести их в мир исторических реалий поэмы, показать, что тема Петр I всегда вызывала особый интерес у поэта, познакомить учащихся с фактической стороной описания Полтавского боя и с его поэтическим воспроизведением. Материал урока объемный, поэтому форма ролевой игры, по-моему, самый оптимальный вариант для того, чтобы он был успешно усвоен.
-
Программа по литературе для 6-го класса. Литература Кемеровской области 2011
Цель литературного образования – становление духовного мира человека. Автор знакомит учащихся с литературой родного края, с шорским фольклором, прозой, лирикой, публицистикой.
-
"Моя лирика жива одной большой любовью к Родине". 9-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством поэта, дает представление об особенностях его лирики. Развивает умение анализа поэтического текста, воспитывает любовь к Родине, любовь к природе, эстетический вкус.
-
Роль технологий открытого образования в формировании ключевых компетенций при обучении старшеклассников 2011
Цель статьи – показать, как использование технологий открытого образования способствует формированию ключевых компетенций старшеклассников по русскому языку и литературе. В статье представлен опыт работы с несколькими технологиями и положительные результаты этой деятельности, приведены примеры эффективного использования их на уроках и во внеурочное время.
-
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 2011
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с биографией и творчеством Ф.И. Тютчева. Такой урок-презентация позволяет расширить рамки знакомства с судьбой поэта, осуществить межпредметные связи с музыкой и живописью.
-
Что таит в себе одна строка из пушкинского перечня? 2011
Материал урока условно можно разделить на две части. В первой раскрывается интерес Пушкина к истории и культуре калмыцкого народа. Рассматриваются роль и значение калмыцкой сказки об Орле и Вороне в повести «Капитанская дочка», определяется жанровое своеобразие послания «Калмычке», поясняется смысл перечня народов в стихотворении «Памятник». Вторая часть посвящена анализу стихотворения Д.Н. Кугультинова «Надпись на памятнике А.С. Пушкину в Элисте» («Цецн уха»).
-
Программа предпрофильного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Говорите правильно" 2011
Программа курса предпрофильной подготовки рассчитана на учащихся 9-х классов. Освоение данных тем позволит учащимся более глубоко освоить профильную программу по русскому языку. Курс поможет учащимся выбрать гуманитарный, филологический, художественный профиль обучения.
-
Литературно-музыкальная композиция "Свет Ясной Поляны" 2011
Литературно-музыкальная композиция предназначена для учащихся 10-х классов, формирует целостный взгляд на творчество Л.Н. Толстого, осознанное понимание значения Ясной Поляны в жизни и творчестве Л.Н. Толстого В ходе внеклассного занятия в соответствии со сценарием идет демонстрация компьютерной презентации с иллюстративным содержанием и музыкальным сопровождением.
-
Вводный урок в 5-м классе "Литература – искусство слова" 2011
На вводном уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся со спецификой предмета литературы, учатся видеть привычные предметы с неожиданной, новой стороны. Развивая креативные возможности и способности пятиклассников, учитель воспитывает любовь к русской литературе, красоте.
-
Формула жизни А.П. Платонова (по рассказу "В прекрасном и яростном мире") 2011
Основная цель урока – дать понять, что труд – нравственное содержание человеческой жизни, что в мире «…все делается, а не само родится», пробудить сострадание к герою, чувство ответственности за тех, кто рядом.
-
Заседание художественного совета 2011
Мероприятие выявляет отношение учащихся к вопросу актуальности комедии Н.В. Гоголя через погружение в эпоху ХIХ века при помощи имитации заседания художественного совета.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Светлый праздник Пасха" 2011
Праздник проводится с целью узнать его значение, историю, влияние на судьбу русского народа, который прочно связал себя с Православием, познакомиться с Библией как Священной книгой христиан, воспитывать художественный вкус учащихся, любовь и уважение к своей стране. Знание Библии во всем цивилизованном мире – показатель уровня культуры человека. Для христианина – это Вечная Книга жизни.
-
"Эгоизм или милосердие?" Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) 2011
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по произведениям современных писателей: И.Полянской «Утюжок и мороженое» и Б.Екимова «Ночь исцеления» преследует цель развивать умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности; воспитывать гуманное, милосердное отношение к близким и окружающим людям.
-
Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека. 8-й класс 2011
Одним из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию является создание элективных курсов. Они помогут ликвидировать противоречие между образовательными потребностями молодых людей и существующим спектром учебных предметов в школе. Курс помогает взглянуть на литературные произведения по-новому; ребята задумываются, почему так много произведений посвящено природе и человеку; пробуют себя в качестве исследователя, писателя, художника.
-
Дом мечты 2011
Урок-игра воспитывает интерес к школьной жизни ребенка, учит развивать в детях стремление к учению с увлечением.
-
"Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям" 2011
Урок знакомит с героическим нартским эпосом. Активизируется творческое воображение учащихся в создании образа нартских богатырей.
-
Урок литературы по творчеству Варлама Шаламова в 11-м классе на тему «Тайна "Колымских рассказов"» 2011
Урок построен с использованием технологий развития критического мышления через чтение и письмо и информационно-коммуникационной. Использованы такие приемы, как кластер, тонкие и толстые вопросы, синквейн, пирамида "критика", мультимедийная презентация. В ходе урока учащиеся анализируют рассказы В.Шаламова, делают выводы об особенностях "новой прозы" и о найденном писателем способе противостоять репрессивной системе.
-
Личность, судьба и творчество поэта. Литературно-поэтическая композиция "Звезда полей" (по творчеству Н.Рубцова) 2011
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова – известного русского поэта, поэзия которого продолжается в музыке, вызвать интерес к лирике поэта.
-
Программа элективного курса "Литература и кино" 2011
Программа элективного курса "Литература и кино", разработанная для учащихся 11-го класса, предполагает знакомство учеников с основами киноискусства на основе анализа фильмов – экранизаций литературных произведений, изучаемых в школьной программе.
-
Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков 2011
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы от V до XI класса. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: сказка, рассказ, басня, былина, баллада, повесть, роман, эпопея. Сказки, былины, баллады "погружают" детей в исторические события своего народа, знакомят ребят с музыкой, культурой, традициями и обрядами народов других стран.
-
Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2011
В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо "все живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни" (Л.Андреев). Не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека его общение с миром природы. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой "Поэт и любовь" 2011
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.