Лет 15 назад в “Учительской газете” я прочитала статью И. Бражникова “Ключ от “Капитанской дочки” и ещё раз убедилась в том, что насколько будет возрастать наш духовный уровень, настолько больше мы получим от пушкинских текстов. В последнее время всерьёз заговорили о необходимости усиления патриотического воспитания молодёжи. Я решила поделиться опытом с коллегами, как сделать это при изучении повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. В разработке и проведении данного урока я показала нестандартный подход к изучению повести, постаралась найти связующее звено между содержанием произведения и проблемами современного общества. Связь с современностью и опора на жизненный опыт подростков активизирует работу на уроке, усиливает воспитывающую роль повести.
Тема: А. С. Пушкин “Капитанская дочка”: формирование характера Петра Гринёва. Анализ I главы. Вводное занятие.
Тип: урок формирования знаний.
Вид: урок-исследование.
Цели урока:
- Подобрать ключ к произведению А. С. Пушкина и помочь “войти” в него.
- Объяснить, что значит “гениальное произведение”, показать, что это не пустые слова.
- Предостеречь от возможных упрощений текста повести.
- Проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва.
- Развивать образное мышление, творческие способности, умения обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.
- Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы.
Методические приёмы: аналитическая беседа, сжатый пересказ эпизодов, сообщения учителя и учащихся.
Материалы и оборудование: учебник; портреты Пушкина художников Кипренского, Тропинина; демонстрационный материал по литературе для VII класса. М., 1971.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа о материальности слова:
– Известно ли кому что-нибудь о материальности, силе, действенности, вещественности слова? Как вы понимаете “Вначале было слово” в Евангелии от Иоанна?
(Рассуждения учащихся о “мистической” литературе и современных фантастических фильмах, где материальность слова и мысли – один из наиболее распространённых мотивов).
– Итак, вы убедились, что ничего сверхнеобычного и парадоксального в данном вопросе нет. Художественный мир гениального произведения абсолютно реален, он творится словом, и в этот мир можно попасть, а можно и не попасть в зависимости от установки и внутренних возможностей. Слово в определённой ситуации может убить, но может и спасти.
Читаю стихотворение Я. Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянуться словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
– Вещее слово автоматически вводит в литературу философские проблемы веры, судьбы и ответственности. Предлагаю вам отнестись к тексту “Капитанской дочки” со вниманием и осторожностью, как к вещему слову, которое при определённом усилии может предсказать каждому его судьбу.
III. Самостоятельная работа:
анализ 1-й главы
– Возможность попасть в иной, внеположный пространственно-временной мир нужно заслужить и по меньшей мере иметь билет на право прохода или чтобы некто доверил вам ключ. Кто-то входит в пространство литературы без труда: даже без ключа. Таким анализ позволит больше знать, т.е. лучше ориентироваться. Для остальных анализ поможет найти ключ. Или – купить билет.
Вопросы для анализа:
- В чём смысл эпиграфа к 1-й главе?
- Как раскрывается смысл эпиграфа ко всему произведению в 1-й главе?
- Какие слова-понятия являются ключевыми в плане содержания 1-й главы?
- Какие слова чаще всего встречаются (повторяются) в 1-й главе?
- Сколько сюжетных поворотов в 1-й главе и кто/что ими движет?
Пушкин не любитель лабиринтов и головоломных ходов. Ключ от первой двери он оставляет в замке:
– Был бы гвардии он завтра ж капитан.
– Того не надобно; пусть он в армии послужит.
– Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Да кто его отец?
Эпиграф представляет собой квинтэссенцию главы, её структуру. Отец (батюшка) и служба (служить, служивый, слуга) – ключевые слова для понимания главы, они же чаще всего встречаются. Соответственно 19 (2 раза “отец” + 17 “батюшка”) и 17 раз. Но здесь, разумеется, важны не подсчёты, а философия, которая делает эти повторы значимыми, перемещает понятия из социального в метафизический план.
“Капитанская дочка” начинается с ответа на вопрос эпиграфа: “Отец мой Андрей Петрович Гринёв…” Первое слово текста – ОТЕЦ. Оно выделено тремя способами: 1) через эпиграф, 2) через инверсию (“отец мой”, а не “мой отец” – усиление религиозного подтекста), 3) через актуализацию синонима (в дальнейшем уже не “отец”, а “батюшка”) – усиление домашнего, семейного. Батюшка, таким образом, как бы реализуется в социальный план, в конкретность текста, а отец остаётся за текстом и вначале.
Вопрос: Почему столь важна фигура отца? Каким он предстаёт в первой главе?
Прежде всего – это строгий хозяин, господин. Он распоряжается всем и всеми. Перед ним все ответственны. В его руках судьбы тех, кто в доме. И прежде всего судьба сына в руках отца. Все повороты в сюжете 1-й главы происходят по воле. За “трезвое поведение” жалуется в дядьки Савельич, нанимается француз Бопре, а затем изгоняется; рука батюшки, наконец, направляет сына в Оренбург вместо положенного Петербурга. Психологические характеристики (на которые Пушкин тоже был мастер) несколько смягчают и заземляют, очеловечивают этот образ, но структурно и функционально он является грозным повелителем, и выше его воли в этом сотворённом и упорядоченном мире только воля государыни и воля случая. Структурно и функционально отец представляет собой силу, которая карает и наказывает, направляет и наставляет. Эпиграф ко всему произведению раскрывается в 1-й главе как наставление отца: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Практикой бережения чести, как бы технологией, охранительным ритуалом является СЛУЖБА.
Следующими после слов “отец мой” и его имени идут слова: “…в молодости своей СЛУЖИЛ”. В молодости служить и означает смолоду беречь честь, СЛУЖБА выступает главным событием наряду с рождением, женитьбой и смертью.
Понятие “служба” в “Капитанской дочке” иерархически выше и отца, и сына. Служба связывает их с Государыней – истинной Госпожой этого мира. После своего наставления отец надолго становится невидимым, Петруша получает долгожданную свободу. Отец выполняет свою миссию, слово “батюшка”, столь частое вначале, растворяется и всплывает только в конце 1-й главы, причём звучит уже в адрес Петра Андреевича, когда тот навязывает Савельичу свою волю. А понятие службы проходит лейтмотивом чрез всю главу, раскрываясь в самых разнообразных аспектах.
Задание: проследить по тексту первой главы различные аспекты службы.
- Служба Государю (Государыне) как предназначение и главное событие жизни (отец служил, сын сразу, ещё до рождения, записан на службу);
- верная служба Савельича – награда;
- уклонение от службы Бопре – расправа;
- представление о службе как о свободе и удовольствии (Петруша);
- служба как испытание (“пусть в армии послужит”);
- представление о службе как о тяжко несчастии (Петруша);
- служба как непослушание, т.е. несвобода;
- служба как табу (нельзя отказываться от неё, нельзя выслуживаться);
- служба как игра (встреча с Зуриным).
Обычно школьники с удовольствием работают с текстом. Им нравится, что в процессе выполнения самостоятельной работы они приходят к одинаковым результатам ( “отец” и “служба” – действительно ключевые слова, и никто не успевает заметить, как оказывается внутри пространства “Капитанской дочки”, за первой дверью).
IV. Этапы формирования характера Петра Гринёва.
Вопросы:
– Кратко расскажите о жизни Петра Гринёва в родительском доме. В каких условиях воспитывался Петруша? Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и отроческих лет?
– Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования характера Гринёва?
– Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?
– Кто (или что) движет сюжетом там, внутри?
Последний вопрос вызывает много споров. Звучат разные варианты: “Сам Пушкин управляет сюжетом”, “Отец, ведь в его руках судьба Гринёва”, “Случай, т.к. представлена целая цепочка случайностей”.
V. Подведение итогов урока.
Мы приступили к изучению повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, исследовали первую главу, её сюжет и композицию. Анализ первой главы показывает, что воля, свобода, которую проявляют сначала отец, потом сын Гринёвы, управляется случаем. А есть ли у кого-то власть над случаем? На этой философской ноте заканчивается урок.
(Проанализировать работу учащихся, выставить оценки).
VI. Домашнее задание:
- Чьей волей управляется сюжет внутри 2-й главы?
- Проследите дальнейший путь Гринёва в свете поставленных нами проблем свободы, воли, долга и чести.
- По-вашему, служба Отечеству – это проблема временная или общечеловеческая? А как вы относитесь к службе в армии? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему (приложение 1, приложение 2).