Цели:
- Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивные мотивации поведения;
- Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших;
- Воспитание посредством правил речевого этикета уважительного отношения к себе и к другим
Оборудование:
- Доска;
- Проектор;
- Экран;
- ИКТ;
- Сигнальные карточки;
- Альбомные листы, карандаши.
Ход урока-игры
1. Сообщение темы урока, выяснение содержания термина “тема”, сообщение в доступной форме целей урока.
ТЕМА – это предмет, основное содержание повествования, изображения, разговора, беседы, то есть это то, о чём или о ком говорится.
- Урок наш будет происходить в форме соревнования разновозрастных команд, в каждой из которых поровну первоклассников и пятиклассников. Представляем участникам капитанов (5 класс) и юнг (1 класс).
2. Знакомство с правилами речевого этикета.
ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения в какой-либо среде, в определённых условиях.
- В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам. Итак, самая главная задача нашего необычного праздничного урока – научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:
- Команда первоклассников:
Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай!
- Команда пятиклассников:
Среди невезенья иного,
Среди невесёлого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.
Прослушивание песни Булата Окуджавы “Давайте восклицать…”
Соревнование команд.
1 конкурс “Давайте говорить друг другу комплименты…”
(выясняется значения слова “комплимент”.
- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.
Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев (представляем членов жюри в масках Кащея, Бабы Яги, Золушки) Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 –для Кащея, 2 – для Бабы Яги, 3 – для Золушки. Карточку со знаком “-” используйте, если комплимент не подходит никому.
Вопросы:
1. Ты очень ловкая, быстрая, всегда и всюду успеваешь; (2)
2. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая; (3)
3. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться; (-)
4. Ты так долго живёшь на свете и ты, наверняка, много видел; (1)
- Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные, и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще.
2 конкурс “Вежливая критика”
Наверняка, вам не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительно. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно.
Представьте себе, что героев сказки “Лиса и Журавль” пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе.
- Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки.
Высказывания:
Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только, попробовать не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль);
Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни капельки нельзя было достать из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса);
- Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики. Обоснуйте свой ответ.
Вежливые реплики:
Журавль был добрее и вежливее. Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила журавля к себе в гости.
Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.
- Надеемся, что вы поняли , что критика тоже может и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка “Лиса и Журавль”, к какому типу народных сказок она относится?
Ну вот, мы коснулись фольклора ,и наш следующий конкурс будет связан с ним . Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?
3 конкурс “Утешители”
- Представляете, от деда с бабой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку (ученик поёт песенку Колобка и танцует). Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.
Пословицы:
- Горе не беда – с кем не была.
- Нет худа без добра.
- Наши лепёшки тоже поели кошки.
- Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – это маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.
4 конкурс “Юнги, вперёд!”
- Дорогие юнги, к вам попала записка для ослика ИА, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого напишите на доске (а все первоклассники у себя на листочках – ответ пригодится, если юнга вашей команды ошибается) через запятую номера предложений утешительной записки.
Утешительная записка:
- Не огорчайся, дорогой ослик ИА!
- Полно печалиться, дело поправится.
- Стоит ли переживать из-за таких пустяков!
- Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут тебе. Мы найдём твою потерю.
- Нечего искать иголку в стоге сена.
- Правильный ответ – 1, 2, 4. мы уверенны, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3 и 5 ты не только не утешишь ИА, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написать цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов. Ребята, а из какой сказки ослик ИА? Кто её автор?
5 конкурс “Капитанский”
- Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить.
Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство, и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запишите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ.
Варианты отказов:
- Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
- О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.
- Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их, так как ждут меня на земле родные и друзья.
6 конкурс “Поздравления”
- Папа Карло решил написать поздравительные письма к Женскому празднику героиням сказки “Золотой ключик”. Но по рассеянности забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться. Сигнализируем карточками: 1 – Мальвина, 2 – Лиса Алиса, 3 – Тортила.
Поздравления:
- Изобретательная … ! Поздравляю вас с праздником! Желаю Вам быть по –прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и триста лет назад, вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
- Изобретательная … ! Поздравляю Вас с Женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион! Поклонник Ваших талантов Карло.
- Милая … ! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино. А ещё – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.
(После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательными знаками.)
Внеконкурсное задание
- А теперь последнее, внеконкурсное задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идёте к ней в гости, напевая весёлую песенку. Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку.
(пятиклассники составляют поздравления, а первоклассники в это время рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились Красной Шапочке)
4. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Зачитывается несколько лучших поздравлений, и рассматриваются открытки малышей.
- Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, учились вежливо общаться друг с другом, узнали значение и правописание слов. А ещё нарисовали прекрасные открытки для бабушки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это просто необходимо, чтобы стать вежливым человеком, настоящим другом.
Звучит песня “Друг в беде не бросит …”