ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучающие : работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”;
- Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.
- Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения;
ТИП УРОКА: работа с художественным текстом по методике критического мышления “Чтение с остановками”
МЕТОДЫ: Урок с использованием стратегии критического мышления “Направленное чтение”
Оборудование: текст рассказа Л.Андреева “Ангелочек”, разделенный на части (Приложение 1); учебник “Русская словесность”, 6 класс; прием “Цветограмма” (Приложение 2) стихотворение А.Блока “Сусальный ангел” (Приложение 3)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ВЫЗОВ | ОСМЫСЛЕНИЕ | РЕФЛЕКСИЯ |
|
|
|
Ход урока
I этап. Мотивационный.
Мозговой штурм
Учитель: Дети, запишем в тетради тему свободного письма:
- “Ангелочек”
Учащиеся: В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают. Пишут не останавливаясь, не обращая внимания на ошибки и знаки препинания.
- По желанию 2-3 ученика читают свои записи.
Примерные варианты ответов.
Свободное письмо.
Ангелочек.
Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. (Вера К.)
Ангел – это хранитель души человека. С понятием ангел я встречалась в легенде Нового Завета “Рождение Иисуса”. Ангел спустился с небес и сказал пастухам: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь”. (Саша Ф.)
Ангел – это вестник чуда. Я его представляю в белых чистых одеждах, с крылышками за спиной, ведь он живёт на небе. (Юля К.)
Ангелы – вестники Рождества, светлого праздника рождения Иисуса Христа. В день Рождества все должны быть внимательны друг к другу, помогать слабым и нищим, дарить подарки. (Дима К.)
Беседа:
- Кого обычно называют ангелочком?
- Встречались ли вы когда-нибудь с ним?
- Какими вы представляете ангелов?
- Теперь откройте учебник, стр. 322, прочтите определение слова АНГЕЛЫ–
(вестники) – “неземные существа, вершина творения, бестелесные небесные духи, хранители души человека”.
II этап. Реализационный.
Учитель: Вы многое знаете о Рождестве. Но хочу отметить, что в дореволюционной России, т.е. до 1917 года XX века, в богатых семьях, исповедующих христианство, было принято приглашать на рождественскую ёлку детей своих бедных родственников или соседей.
Сообщение темы:
“Дерево предсказаний”
- Выброс на доску и запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. (1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.)
- Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки.
- “Чтение с остановками” (Читают дети или учитель)
Чтение 1 части. Остановка 1. До слов: “Приходилось идти домой ….”
Разноуровневые вопросы после чтения:
- Оправдались ли наши версии?
- Кто главный герой данного отрывка?
- Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?
- Какие качества присущи мальчику Сашке?
- Почему так сложились отношения Сашки с родителями?
- Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?
- А почему Сашка не лгал только отцу?
“Дерево предсказаний”
Как вы думаете, что случится дальше
Версии учащихся:
1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.
2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.
3. Отец пожалеет его.
4. Сашка встретится с ангелом, попадет на небо, как в рассказе Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, потому что Сашка тоже из очень бедной семьи и ему неоткуда ждать помощи)
- Можно ли Сашку назвать ангелочком?
- Найдите слова, которыми называли окружающие Сашку? (Щенок)
Чтение 2 части.
От слов: “– Где полуночничаешь, щенок?...” до
слов: “И при каждом слове Феоктиста Петровна
ударяла кулаком по столу, на котором вымытые
стаканы прыгали и
звякали друг о друга.”
Остановка 2.
Беседа после чтения:
- Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка? (Мать Сашки – пьяница, отец – добрый, но спившийся человек.. Самые главные враги матери – отец и сын. Богачи Свечниковы пригласили Сашку на рождественскую ёлку. Свечниковы – “антипы толсторожие”. Свечниковы – богачи, мать называет Сашку и отца статистами, гордецами, опять Сашка – щенок)
- Кто такие статисты? (Работа с толковым словарем. Знакомство с лексическим значением слова “статист”)
- Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей?
- Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?
- Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).
Чтение части 3 . От слов “– А я тебе говорю, что не пойду, – хладнокровно отвечал Сашка ….” до “…Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется”.
Остановка 3.
Разноуровневые вопросы:
- Что нового мы узнали о Сашке?
- Его характер как-то изменился?
- Как вы относитесь к герою?
- Какие чувства он вызывает у вас и почему?
- Изменилось ваше отношение к герою?
- Почему его называли в гимназии волчонком?
- Что нового вы узнали о его родителях? (Мать не могла выгнать сына на улицу, т.к. знала, что Сашка из-за своего характера больше не прийдет и замёрзнет где-нибудь на улице. Следовательно, у матери ещё остались какие-то чувства, она жалела Сашку. А отец был когда-то учителем, т.е. образованным человеком, служил у богачей Свечниковых)
Слово учителя (учитель пересказывает часть рассказа, если на тему отводится 1 час, в случае сдвоенного урока такой необходимости нет).
Краткий пересказ эпизода учителем: Сашка пойдёт на ёлку, обидит хозяйского сына Колю – маленького мальчика. А Коля назовёт Сашку “злым мальчиком”.
Учащиеся работают с “Цветограммой”
Слово учителя:
- Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.
- Используя приём “Цветограмма”, выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).
Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца
- Какие цвета преобладают в сердце мальчика?
- 1) Фиолетовый: обман, ложь;
- 2) Красный: агрессия, злость;
- 3) Коричневый: потеря веры;
- 4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);
- 5) Синий: тревожность.
- 6) Чёрный: мрак.
Чтение 4 части от слов: “Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности” до слов:“– Ну, на уж, на, – с неудовольствием сказала она. – Какой настойчивый!”
Остановка 4.
Беседа
- Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер? (Да, он становится НЕЖНЫМ, говорит о “милом ангелочке”. АНГЕЛОЧЕК – это красота, любовь, которой так не хватало в жизни мальчика.)
- Какие чувства переполняют Сашку? Найдите слова в тексте (“Сначала лицо приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности”, но потом он увидел то, чего не хватало в его картине жизни – АНГЕЛОЧКА. Сашка не осознавал, какая сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что всегда его любил.” Чувства: недоумение, тревога, непонятный восторг).
- Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком” один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим)
- Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)
- Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика)
Слово учителя: В конце концов, Сашка, изменившись до неузнаваемости, стал умолять хозяйку отдать ему воскового ангелочка.
- Для чего он ему?
- Как он себя может повести?
- Сможет ли он ради игрушки встать на колени?
- Что будет дальше?
Чтение от слов “Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными…” до конца.
Остановка 5.
- Стал ли Сашка ангелочком? (Да, в тот момент, когда он взял в руки ангелочка, все заметили сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и личиком ангелочка.)
III. Рефлексия
Выводы : О чём мы говорили весь урок?
Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:
- Чудесное превращение Сашки в рождество.
- Тема рождества в рассказе “Ангелочек”.
- Борьба ангелов и дьяволов в душе Сашки.
- Израненное сердце Сашки.
- “Красота спасет мир” (Ф.М.Достоевский)
Беседа:
- Что повлияло на превращение волчонка в ангелочка?(атмосфера рождественских праздников, лик ангелочка, красота, любовь, доброта)
- Все люди по своей сути добрые, просто нужно разбудить в них эту доброту.
- О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Известный поэт А.Блок под впечатлением рассказа написал стихотворение “Сусальный ангел”.
Сусальный – покрытый тонким слоем золота, серебра или другого металла.
- Послушайте это стихотворение и выдвиньте свою версию окончания рассказа
- Чтение учителем стихотворения А.Блока “Сусальный ангел” (Приложение № 3)
Синквейн
- Ребята, а теперь составьте синквейн на тему “Ангелочек”.
Домашнее задание: написать эссе “Что произойдет, когда Сашка проснется?”
- Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
- Оценка за “Синквейн” и устные ответы.
- Спасибо за урок!