Литература
-
Система письменных работ по литературе в 5-м классе 2011
Авторы предлагает использовать в 5-м классе три вида письменных работ. Это развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа.
-
Технологии исследовательской деятельности и проблемного обучения на уроке литературы. 8-й класс 2011
Статья по технологиям исследовательской деятельности на уроках литературы на примере изучения творчества Шекспира.
-
Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока "Двенадцать" 2011
Урок литературы в 11-м классе. Поэма Блока остается до сих пор предметом спора, поэтому на уроке идет разговор о причинах этого нескончаемого спора, об особенностях в изображении загадочного образа Иисуса Христа. Ученики сравнивают Христа в поэме Блока и Христа, созданного русскими художниками XIX–XX веков, а также с изображениями на иконах XII–XV веков.
-
Урок по роману Т.Н. Толстой "Поэт и Муза" (анализ текста) 2011
Урок позволит получить дополнительную информацию о направлении постмодернизма в современной литературе, закрепить умение анализировать художественный текст, закрепить навыки работы с фрагментом текста по типу заданий ЕГЭ.
-
Тема урока "Салют Победы". 7-й класс 2011
Внеклассное мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и ее народ, бережное отношение к ветеранам, труженикам тыла. На мероприятии предлагается чтение стихотворений, инсценировка, исполнение частушек о войне, сообщения обучающихся о ветеранах-пашковцах, рассказ труженицы тыла о жизни села во время Великой Отечественной войны. На мероприятии присутствует региональный компонент, элементы ИКТ.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Весна" 2011
Интегрированный урок направлен на развитие бережного и внимательного отношения к природе, а также творческого потенциала учащихся. На уроке предлагается чтение стихотворений, письмо по памяти, прослушивание музыкальных произведений, сочинение-описание иллюстрации картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Учитель работает над развитием монологической речи учащихся через сообщения. Дается анализ миниатюры М.Пришвина «Рождение звука», стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
-
Биография И.С. Шмелева. Рассказ "Как я стал писателем" – воспоминания о пути к творчеству. 9-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством писателя. Цель урока: проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество И.С. Шмелева.
-
Любовь в жизни и творчестве С.Есенина 2011
Урок литературы в 11-м классе, продолжительностью 2 часа, который посвящен теме любви в жизни и творчестве Сергея Есенина, помогает выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество поэта; раскрывает искренность любовной лирики поэта.
-
Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности (репрессивная система в нашей стране в 1920–1950 гг.) 2011
Урок литературы с элементами интеграции (история) в 11-м классе, на котором учащиеся должны вспомнить причины первого витка репрессий в 30-е годы XX века, выявить тему репрессий в советской литературе послевоенного периода на примере рассказа А.И. Солженицына, «достоверного летописца лагерной жизни», «Один день Ивана Денисовича». Урок знакомит учащихся с новым витком репрессий после Великой Отечественной войны на примере местного материала.
-
Экологическое образование и воспитание на уроках татарского языка и литературы 2011
Главная цель экологического образования сегодня – становление экологически культурной личности. Экологическое образование школьников становится высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Литература позволяет школьникам делать сопоставление образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.
-
Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" 2011
Урок-исследование призван мотивировать заинтересованное чтение пьесы «Вишневый сад», определить ее жанровое своеобразие, способствовать формированию навыка грамотного, медленного чтения пьесы.
-
Технологическая карта урока литературы в основной школе с учетом дифференцированного подхода к обучению 2011
Работа с текстом – основа любого урока литературы. Однако чем разнообразнее формы работы с классом, с группами, с отдельными учащимися, тем выше эффективность учебного процесса в целом.
-
Вечер русского романса. 8–9-е классы 2011
Подготовленный материал подходит и для проведения урока, и внеклассного мероприятия. Дано определение романса, история происхождения романса. Подобраны романсы для прослушивания, а также для хорового пения, для сольного исполнения.
-
Язык повести Л.Н. Толстого «Казаки». 10-й класс 2011
Урок рассчитан на подготовленных учащихся, которые владеют теорией литературы, умеют анализировать не только целый текст, но и его фрагменты, эпизоды, умеют отличать художественные особенности текста. Урок учит умению наблюдать за языком писателя, своеобразием авторской речи и речи персонажей. Учащиеся знакомятся с культурой Кавказа, проводят параллель с уже известными в русской литературе произведениями о Кавказе.
-
И.А. Крылов-баснописец. Басня "Ворона и лисица" 2011
Учащиеся знакомятся с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней. У ребят совершенствуются навыки правильного, выразительного, осознанного чтения с элементами лингвистического анализа текста. Обогащается словарный запас. Развивается творчество и воображение.
-
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского "Гроза" (размышления о прочитанном) 2011
Материалы, представленные в статье, можно использовать на заключительных уроках по изучению драмы А.Островского "Гроза", обобщая прочитанное, или при подготовке к контрольному сочинению по пьесе.
-
Урок открытых дверей по повести Ю.Трифонова "Обмен" 2011
Быт со всеми его мелочами выявляет в человеке подчас не самые красивые стороны. Как остаться человеком и не растерять человеческое? Ответ на эти вопросы дает урок-размышление по повести Ю.Трифонова «Обмен».
-
Урок-размышление по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2011
В статье представлен конспект первого урока по повести Л.Андреева «Иуда Искариот». Отличительной особенностью занятия является глубокая исследовательская работа по тексту с опорой на художественную антропологию, которая позволяет развивать навыки осмысления, интерпретации и разноаспектного изучения образов-персонажей.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Два гения" 2011
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной двум гениям XIX века: великому русскому поэту А.С. Пушкину и великому русскому математику Н.И. Лобачевскому.
-
Урок литературы "Н.В. Гоголь как гражданин и писатель" 2011
Давно стало историей всё, что было связано с произведением Н.В. Гоголя "Мертвые души", а до сих пор его читают школьники, и никто не собирается исключать его из школьной программы. По праву считается, что изучение поэмы – занятие не из легких. Причин тому несколько, и одна из них – загадочность и неординарность гоголевской натуры. Вторая причина – сложность замысла и оригинальность его воплощения. Третья – методические затруднения. Многое зависит от первого урока, на котором происходит знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя. Именно этой теме и посвящен урок.
-
Чем жив человек? (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека") 2011
Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» учит постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста. Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»; развивать навыки анализа художественного произведения; показать роль детали в тексте; воспитывать неприятие войны.
-
Уроки по лирике Бориса Пастернака в 11-м классе 2011
Путем комментирования поэтических строк стихотворений учитель вводит учащихся в мир поэта, учить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы (используя элементы доминантного лексического анализа, приемы создания образов-ассоциаций, выразительного чтения, создания проблемных ситуаций). Ребята знакомятся с фрагментами из автобиографической повести Пастернака "Скрябин".
-
Звездное небо в поэзии Земли, или Путешествие в мир космоса Ивана Бунина 2011
Статья помогает познакомить обучающихся с поэзией Ивана Бунина, в которой отражена космическая тема; проверить знания учащихся по русскому языку и литературе через работу на компьютере; использовать информационные технологии, мультимедиа и Интернет в соответствии с заданной целью и задачами.
-
Семинар по роману Ж.Верна "Таинственный остров". 5-й класс 2011
Цели урока: научить пятиклассников внимательно читать художественную книгу; уметь формулировать тему, ее актуальность, проблематику текста; привлечь учащихся к изучению наук: физики, химии, географии, биологии, ботаники; использовать такие методы исследования, как выписка цитат, сопоставление с научными фактами, взятыми из учебников, справочников и почерпнутых из бесед с учителем-предметником или специалистом-родителем.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству А.С. Пушкина «И жизнь, и слезы, и любовь…» 2011
Данный сценарий по творчеству А.С. Пушкина рассчитан на учащихся 9–11-х классов. В нем отражено все, что было дорого в жизни для А.С. Пушкина: участие в его жизни няни, лицей, ставший его домом, друзья, Н.Н. Гончарова. Данное мероприятие дает возможность учащимся понять главные ценности поэта, человека, расширяет представление о дружбе, о любви.
-
Урок-вернисаж "Не забыть, что мы люди" 2011
Урок помогает познать духовный мир В.Астафьева; высказывать свою точку зрения на поставленные проблемы; владеть монологической речью; развивать воображение и аналитическое мышление; развивать природные способности; способствовать воспитанию любви к родине, природе, людям; создать ситуацию успеха для каждого.
-
Бойся равнодушия!: Взрослый разговор по книге Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" для учащихся 7-9 кл. 2011
Что такое равнодушие? Чем оно страшно? На эти и другие вопросы можно размышлять с детьми, опираясь на книгу Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Судьба Бима редко кого оставляет равнодушным. Примеры равнодушия из жизни, чтение отрывков "Бим в фургоне", "Лес молчал" на фоне музыки Моцарта усиливают впечатление от увиденного, прочитанного, услышанного. Небольшая презентация с продуманным фоном дополнит урок, позволяет эстетично экспонировать портрет, обложку книги, воспроизводить музыку.
-
Наполеон Бонапарт – исторический герой и литературный персонаж (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2011
На уроке анализируются приемы создания образа Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", ведется работа над созданием зрительного образа эпохи. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи.
-
Развитие творческих идей А.С. Пушкина в произведениях Н.В. Гоголя (на примере повести "Невский проспект") 2011
При изучении в 10-м классе повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" были поставлены следующие цели: исследовать развитие в произведениях Н.В. Гоголя творческих тем А.С. Пушкина; познакомить учащихся с нравственной проблематикой повести "Невский проспект"; совершенствовать умение комплексного анализа текста; развивать навыки сопоставительного анализа; воспитывать сопереживание литературному герою.
-
Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й класс 2011
В основе урока – организация самостоятельной познавательной деятельности школьников. Учащимся предлагается система заданий, выполняя которые при той или иной дозе помощи (в зависимости от индивидуального уровня развития ученика), каждый школьник работает в зоне ближайшего развития, т.е. делает существенные приращения знаний и развивает ведущие умения. Урок требует определенного навыка работы учащихся с инструктивными карточками и листами самопроверки.