В системе школьного литературного образования большую роль играют занятия внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школьной программы. Изучение сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» органично вписывается в систему уроков по литературе в 7-м классе.
Урок-суд – это форма сотрудничества учеников между собой, а так же учеников с учителем. В ходе занятия школьники делятся на две группы: адвокатов и прокуроров, чтобы во время дидактической игры, сопоставить различные мнения о герое сказки, определить свою собственную позицию и сделать вывод о том, какие нравственно- этические нормы поведения помогают человеку выжить в обществе. Результатом занятия становится «Свод универсальных «Золотых» правил жизни». Нетрадиционная форма урока способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, закладывает коммуникативную культуру, прививает интерес к предмету. Занятие несет на себе большую воспитательную нагрузку, во время обсуждения формируется собственная точка зрения к таким людям как «пескарь»; школьники становятся более уверенными в высказывании своего мнения.
Цели:
- Образовательные:
- обсуждить с обучающимися моральные нормы поведения человека в обществе и «золотые» правила через дидактическую игру-суд по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»;
- повторить знания школьников о биографии писателя.
- Развивающие:
- совершенствовать умения самостоятельно, нестандартно, творчески мыслить, работать в группе;
- развивать коммуникативные умения: пользоваться монологической и диалогической речью.
- Воспитательные:
- содействовать формированию собственной точки зрения к таким людям как «пескарь»;
- воспитывать уверенность в себе и чувство товарищества.
Тип учебного занятия:
- по цели – аналитическое
- по этапам – комбинированное
Вид учебного занятия: дидактическая игра-суд исследовательского типа.
Работа по повторению: биография М.Е. Салтыкова-Щедрина
Техническое обеспечение учебного занятия:
- Экран
- Проектор
- Компьютер
- Раздаточный материал (карточки)
- Необходимая бутафория (судейский стол, трибуна, «круглые» столы для защиты и обвинения.)
Программное обеспечение:
- Microsoft Word
- Microsoft Power Point
План занятия:
1. Оргмомент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (10 мин.)
3. Работа в группах (15 мин.)
4. Игра-суд (12 мин.)
5. Итог урока (5 мин.)
6. Организация домашнего задания (2 мин.)
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы | Содержание учебного занятия |
Деятельность обучающихся |
Применение ИКТ |
1. Оргмомент | – Здравствуйте, сегодня мы с
вами повторим биографию и творчество Михаила
Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Детально
разберем одну из сказок «Премудрый пескарь»,
которую вы должны были прочитать дома. – Предлагаю измерить «температуру настроения» в начале нашего занятия. (Учитель выясняет «температуру настроения» ребят) |
Обучающиеся делают отметки на термометре. |
Приложение 1 |
2. Актуализация знаний | I. – Итак, давайте вспомним
творчество и биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина,
озвучим сведения о нем не только как о писателе,
но и как о человеке. Какие же страницы его
биографии хочется вспомнить? (Учитель,
используя презентацию, рассказывает об основных
этапах биографии и творчества писателя) План сообщения учителя: 1. Детство и юность писателя II. Эвристическая беседа: Вопросы к беседе: – Как вы думаете, почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества?
– Актуальны ли в наше время те, нравственные принципы, которые утверждает автор в своих сказках?
– Какие сказки вам запомнились и понравились больше всего? |
Обучающиеся записывают в рабочие тетради основные этапы биографии и творчества сатирика
Примерные ответы обучающихся: Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В «Сказках» Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители, народ, покорный и талантливый. Актуальны. Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России тех лет, в эпоху становления буржуазного строя. А если вчитаться, то можно увидеть параллели и с современным миром. Например, образом пескаря, автор осмеивает «маленькую жизнь человека», которую можно исчерпать формулой: «…жил дрожал и умирал дрожал», разве сейчас невозможно найти таких людей? Можно! Дети называют сказки, поясняя свое мнение. |
|
3. Работа в группах | – Сейчас вы разделитесь на две группы.
Одна группа будет Прокурорами, которые
будут обвинять Пескаря в бесплодности жизни;
другая группа напротив должна будет защищать
Пескаря, это будут Адвокаты. Каждая
группа получает карточку, в которой даны
соответствующие утверждения. Ваша задача
ответить на вопросы на основе утверждений
составить речь либо обвинительную, либо речь в
защиту своего героя. После работы в группах, мы
проведем суд Пескарю. Выясним, какая группа будет
более убедительной. И уже после вынесенного вердикта Пескарю, попробуем создать Свод «Золотых» правил жизни. |
Группа прокуроров, обсуждая поведение пескаря, выносит ему обвинение в бесплодности жизни, в отсутствии всяких радостей. Группа адвокатов защитит пескаря. Обосновывая свою защиту следующим образом: мы ведем диалог с долгожителем, жизнь пескаря можно сравнить с житием святых и др. |
|
4. Игра-суд | План игры: 1. Выступление прокуроров. 2. Выступление адвокатов 3. Прения сторон. – Сейчас, ребята у вас есть возможность задать
вопросы своим оппонентам. 4. Выступление учителя Эвристическая беседа Вопросы для выступления учителя: 1) Почему же автор назвал пескаря «премудрым»? Легко ли нам защитить или обвинить пескаря? 2) А что, действительно, было отрицательным в жизни героя? 3) Давайте выясним, действительно ли пескарю нечем было похвастаться? |
Выступление одного участника группы с обвинительной речью. Выступление одного участника группы адвокатов в защиту героя. Прения между оппонентами сторон.
Примерные ответы обучающихся: 1) Кому смог передать свою «мудрость» герой? Вот поэтому автор – то и назвал пескаря «премудрым». Пескаря легче обвинить, потому что он, действительно, прожил пустую жизнь. 2) Отрицательным было для пескаря постоянное чувство страха, трусливая «мудрость», бесполезность жизни. 3) Конечно, есть чем похвастаться пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой дом, вел дневник в назидание потомкам. |
|
5. Итог урока | – А сейчас все вместе, на основе
сделанных высказываний попробуем вывести
универсальный свод правил жизни, другими словами
можно сказать, что это «Золотые» правила
моральной стороны жизни, которые помогают жить
любому человеку. – Вы сейчас по очереди каждый, стараясь не повторять своих одноклассников, впишите на листочки дерева, какое либо «золотое» правило. Одно «золотое» правило я уже для образца вписала. (Приложение 2)
– Сейчас я предлагаю «измерить температуру вашего настроения» в конце урока. (Учитель делает вывод, что «температура настроения» повысилась в отличие от начала урока) – Ребята, скажите, почему температура изменилась? |
Школьники, вписывают «золотые» правила
на листочки дерева, озвучивая их. «Золотые правила»: 1. Делай добро окружающим. Достигли, мы повторили биографию и жизнь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Провели суд над героем сказки «Премудрый пескарь». На основе полемики сделали Свод «Золотых» правил жизни. Обучающиеся делают отметки на «термометре урока». Такие изменения (положительные) связаны с чувством удовлетворения от прошедшей игры. |
|
6. Организация домашнего задания | 1) Пополнить список «золотых» правил,
обсудив их с родителями. 2) Индивидуальные задания |
Записывают домашнее задание в дневники |