Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формировать умение анализировать литературное произведение;
  • способствовать развитию у учащихся интеллектуальной компетенции и исследовательских навыков;
  • за счет включения в урок музыки как вида искусства содействовать развитию творческого воображения, эмоционального восприятия произведения, а также повышению читательского интереса.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку.

Ход урока

I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.

Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1)

Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку.

А) Вопросы и комментарии после прослушивания.

Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец)

- Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки?

- Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции?

От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы?

(Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”)

Учитель:

- Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему?

(Детству, бабушке, родным местам)

Презентация (приложение 2)

- Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке.

II. Проверка первичного восприятия рассказа. Беседа по вопросам.

  • От чьего лица в рассказе ведется повествование?
  • Кто находится в центре внимания Вити Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем состоит необычность повествования?
  • Как рассказчик стремиться передать нам его восприятие музыки?

(Выделение основных эпизодов, подтверждающих ранее высказанную детьми мысль)

  • Как это можно зафиксировать, чтобы всегда держать во внимании и что облегчило бы нам работу? (Составление соответствующей теме урока таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
№ эпизода Когда и где слушал музыку “Язык” музыки Чувства, вызванные музыкой Образы, вызванные музыкой К чему побудила музыка
Первое слушание Ранней осенью у ворот завозни “Тихо и одиноко”, “сделалось страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье” “Боялся громко дышать”, “холод под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”, “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил подняться” “Ключ течет”, “кто-то пьет”, “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о болезни моей”, “грозный поток”, “громы, молнии” “Хотелось умереть всеми заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке, сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё”
Второе слушание В караулке у Васи-поляка, ночью “Мягче, добрее, тревога и боль”, “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь …не рушились камни” “Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам, дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир добр и одинок”   Пошел на могилу матери, попросил прощения за забвение, “не хотелось идти домой”
Третье слушание “Последней военной осенью, в небольшом, разбитом польском городе на посту возле пушек” “Разлились звуки органа”, “музыка разворачивала душу…, “все-все обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все вывернуто грязной изнанкой”. “горло мое сдавило, стиснуло” Вася-поляк, “музыка, словно вздох родной земли” “Звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…”

III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы - на интерактивной доске)

IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске.

Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика.

При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, — горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость". После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию).

Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.

V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания.

На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.

Что может быть красноречивей рук?

Что может быть красноречивей рук
Чувствительнее, мягче и нежнее?
Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
Аккордов бесконечное движенье.

То звуки осторожны и тихи
Или задорны, жалостно-печальны.
Со всех сторон, снаружи, изнутри,
Возникшие нарочно и случайно.

Безумное шептание листвы
Осенним утром, ветра плач надрывный
Я слышу дребезжанье темноты,
И шелест волн, и чайки крик унывный.

Все в музыке, природе и во мне
Сливается, расходится кругами…
Я таю…Наяву или во сне…
Как млечная дорога под ногами.

Вопросы и задания для анализа стихотворения.

  • Определите тему и идею стихотворения.
  • Почему автор называет руки музыканта “красноречивыми”?
  • Найдите строки, подтверждающие это.
  • Укажите строки, с помощью которых автор передает силу воздействия музыки на слушателя.

Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”.

В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно…

Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)

Тишина над миром и покой,
Только плачет скрипка над рекой,
И поют в ночи тоскливо звуки,
говоря о боли и разлуке.
Изнывает скрипкина душа о стране,
Что очень хороша:
Полонез Огинского играл
Человек, что родины не знал.
В нем Огинский через много лет
Посылал свой Родине привет.
В помощь скрипке вторил Енисей,
О заветном напевая ей.
- Затаившись, слушал я хорал
И душою многое познал.
Я узнал тоску, печаль и боль
О стране далекой и чужой,
Я узнал, что трудные пути
Мне придется по земле пройти.
41-ый. Началась война.
Оборвалась скрипкина струна.
Нежный голос гулом заменен.
Ужас, страх и боль вселяет он.
И уж велено Всевышним мне
Оказаться в той чужой стране.
Через череду прошедших лет
Мне Огинский вновь прислал привет:
Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
Я услышал, что звучит орган!
Как? Откуда этот звук проник?
Вижу: на стене Святого лик…
А в глазах его прямой укор
За кровавый смерч, войну, разор…
Музыка звучала все сильней!
Гром орудий прорывался в ней!..
Но брала она над страхом власть,
Так сильна была по миру страсть!
Прекратите, люди, смерти пир –
Пусть на свете воцарится мир!

Учитель:

Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома…

Домашнее задание.

Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.