Тип урока: урок-размышление.
Цели урока:
- Обучать анализу художественного произведения, пониманию его образной структуры, умению видеть особенности художественного мышления автора.
- Развивать познавательную активность учащихся, навыки речевого общения, умение отбирать и анализировать информацию.
- Воспитывать любовь к родной дальневосточной природе и к “братьям нашим меньшим”, уважение к семейным ценностям.
Задачи урока:
закрепить:
- навык определения элементов композиции,
- умение определять границы эпизода,
- умение находить изобразительно-выразительные средства языка.
Оформление урока:
Презентация, выставка книг С.П.Кучеренко.
Опережающее домашнее задание:
- прочитать рассказ С.П.Кучеренко “Последний день волчицы”, принести текст;
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …
Ф.Тютчев
Ход урока
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу дальневосточного писателя С.П.Кучеренко “Последний день волчицы” (слайд 3). Сергей Петрович Кучеренко известен широкой читательской аудитории прежде всего как ученый-охотовед и писатель-натуралист. Его книги “Звери у себя дома”, “Зов Сихоте – Алиня”, “Лесные знакомства”, “Корень жизни”, “Хищные звери леса”, “Одиночество вепря”, “Сын тайги”, выпущенные хабаровским и московскими издательствами, расходились на “ура”, становились бестселлерами, не залеживались на книжных полках, несмотря на огромные тиражи. Первая книга С.П.Кучеренко вышла почти сорок лет назад, и каждая новая, приходя к читателю, становится для него открытием…Надеюсь, что сегодня мы с вами тоже откроем для себя что-то новое, поразмышляем над страницами рассказа.
Беседа:
- Что такое рассказ как жанр прозы? (слайд 5).
- Какова композиция рассказа “Последний день волчицы”?
- Каков кульминационный эпизод рассказа?
- Как ведет себя волчья стая в борьбе за свою территорию?
- Какие качества “характера” волчицы проявляются в этом эпизоде?
Групповая работа:
Учащиеся этой группы подготовят сообщение о нравах и законах волчьего сообщества, описанных в рассказе (слайд 6).
- Какими достоинствами наградила природа волка в сравнении с другими животными (медведем, росомахой, тигром)?
- Что выражал волчий вой? С помощью чего, кроме воя, волки могли передавать информацию друг другу?
- Какая иерархия существовала в волчьей стае? Какие неписаные законы царили в ней?
- Почему Волчицу выбрали вожаком, хотя в стае были и другие претенденты?
- Как строились взаимоотношения двух непримиримых врагов – волка и человека?
Беседа:
- Расскажите о взаимоотношениях Волчицы и Фаворита (слайд 7).
- Чем проверяются чувства Фаворита и Волчицы?
- Зачем приходил Фаворит к умирающей волчице?
- Как происходило воспитание подрастающего поколения в волчьей семье? (слайд 8).
- Почему, на ваш взгляд, автор так много места отводит описанию взаимоотношений детей и родителей?
- Чему следовало бы поучиться людям у волков?
Групповая работа
:Учащиеся этой группы находят в тексте пейзажные зарисовки и выясняют их роль в художественном тексте (слайд 9).
- Какую роль играет пейзаж в рассказе?
- Кем, кроме волков, представлен окружающий мир природы и по каким законам он живет?
- Почему, как вам кажется, волчица умирает весной, а не в другое время года? Ведь весна – это время возрождения, время начала новой жизни, а тут угасание , уход. Какой смысл вкладывает в это писатель?
Беседа:
- Что “вспоминает” волчица из своей прошлой жизни? (слайд 10).
- Зачем автор использовал в повествовании “внутренний монолог” волчицы?
Групповая работа:
Учащиеся этой группы находят в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, которые использует автор, и определяют их роль в тексте (слайд 11).
- Какими эпитетами автор описывает Волчицу и почему с большой буквы?
- Как раскрывается основная метафора “волчица-женщина” в рассказе?
Учитель подводит итоги урока:
Давайте поразмышляем вместе…(слайд 12).
- О чем этот рассказ?
- О жизни волков в природе?
- Об экологии?
- Или о людях? О жестокой философии этого мира?
- Почему, когда человек теряет свои нравственные устои и ведет себя разнузданно, говорят, что он “озверел”? От слова “зверь”?
- Что делает человека человеком? Что нужно делать, чтобы “не потерять себя”?
- Наделяя героев рассказа – волков способностью любить, ревновать, заботиться друг о друге, что хочет сказать автор нам, читателям?
Выводы:
Рассказ “Последний день волчицы” о волках, о зверином сообществе, но почему он так настойчиво стучится в наши сердца?
С.П.Кучеренко поднимает в рассказе вопросы жизни и смерти, жалости и жестокости, сострадания и любви, вопросы воспитания подрастающего поколения. Наше общество охватила волна жестокости , насилия, бездуховности. Какой “рецепт” противостояния этому находит С.П. Кучеренко? Рассказ обращен к нам, читателям, призывая быть добрее, милосерднее, сострадательнее друг к другу.