Урок-размышление "Время – жить, время – любить" по рассказу С.П. Кучеренко "Последний день волчицы"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (503 кБ)


Тип урока: урок-размышление.

Цели урока:

  1. Обучать анализу художественного произведения, пониманию его образной структуры, умению видеть особенности художественного мышления автора.
  2. Развивать познавательную активность учащихся, навыки речевого общения, умение отбирать и анализировать информацию.
  3. Воспитывать любовь к родной дальневосточной природе и к “братьям нашим меньшим”, уважение к семейным ценностям.

Задачи урока:

закрепить:

  • навык определения элементов композиции,
  • умение определять границы эпизода,
  • умение находить изобразительно-выразительные средства языка.

Оформление урока:

Презентация, выставка книг С.П.Кучеренко.

Опережающее домашнее задание:

  • прочитать рассказ С.П.Кучеренко “Последний день волчицы”, принести текст;

Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …

Ф.Тютчев

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу дальневосточного писателя С.П.Кучеренко “Последний день волчицы” (слайд 3). Сергей Петрович Кучеренко известен широкой читательской аудитории прежде всего как ученый-охотовед и писатель-натуралист. Его книги “Звери у себя дома”, “Зов Сихоте – Алиня”, “Лесные знакомства”, “Корень жизни”, “Хищные звери леса”, “Одиночество вепря”, “Сын тайги”, выпущенные хабаровским и московскими издательствами, расходились на “ура”, становились бестселлерами, не залеживались на книжных полках, несмотря на огромные тиражи. Первая книга С.П.Кучеренко вышла почти сорок лет назад, и каждая новая, приходя к читателю, становится для него открытием…Надеюсь, что сегодня мы с вами тоже откроем для себя что-то новое, поразмышляем над страницами рассказа.

Беседа:

  1. Что такое рассказ как жанр прозы? (слайд 5).
  2. Какова композиция рассказа “Последний день волчицы”?
  3. Каков кульминационный эпизод рассказа?
  4. Как ведет себя волчья стая в борьбе за свою территорию?
  5. Какие качества “характера” волчицы проявляются в этом эпизоде?

Групповая работа:

Учащиеся этой группы подготовят сообщение о нравах и законах волчьего сообщества, описанных в рассказе (слайд 6).

  1. Какими достоинствами наградила природа волка в сравнении с другими животными (медведем, росомахой, тигром)?
  2. Что выражал волчий вой? С помощью чего, кроме воя, волки могли передавать информацию друг другу?
  3. Какая иерархия существовала в волчьей стае? Какие неписаные законы царили в ней?
  4. Почему Волчицу выбрали вожаком, хотя в стае были и другие претенденты?
  5. Как строились взаимоотношения двух непримиримых врагов – волка и человека?

Беседа:

  1. Расскажите о взаимоотношениях Волчицы и Фаворита (слайд 7).
  2. Чем проверяются чувства Фаворита и Волчицы?
  3. Зачем приходил Фаворит к умирающей волчице?
  4. Как происходило воспитание подрастающего поколения в волчьей семье? (слайд 8).
  5. Почему, на ваш взгляд, автор так много места отводит описанию взаимоотношений детей и родителей?
  6. Чему следовало бы поучиться людям у волков?

Групповая работа:

Учащиеся этой группы находят в тексте пейзажные зарисовки и выясняют их роль в художественном тексте (слайд 9).

  1. Какую роль играет пейзаж в рассказе?
  2. Кем, кроме волков, представлен окружающий мир природы и по каким законам он живет?
  3. Почему, как вам кажется, волчица умирает весной, а не в другое время года? Ведь весна – это время возрождения, время начала новой жизни, а тут угасание , уход. Какой смысл вкладывает в это писатель?

Беседа:

  1. Что “вспоминает” волчица из своей прошлой жизни? (слайд 10).
  2. Зачем автор использовал в повествовании “внутренний монолог” волчицы?

Групповая работа:

Учащиеся этой группы находят в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, которые использует автор, и определяют их роль в тексте (слайд 11).

  1. Какими эпитетами автор описывает Волчицу и почему с большой буквы?
  2. Как раскрывается основная метафора “волчица-женщина” в рассказе?

Учитель подводит итоги урока:

Давайте поразмышляем вместе…(слайд 12).

  • О чем этот рассказ?
  • О жизни волков в природе?
  • Об экологии?
  • Или о людях? О жестокой философии этого мира?
  • Почему, когда человек теряет свои нравственные устои и ведет себя разнузданно, говорят, что он “озверел”? От слова “зверь”?
  • Что делает человека человеком? Что нужно делать, чтобы “не потерять себя”?
  • Наделяя героев рассказа – волков способностью любить, ревновать, заботиться друг о друге, что хочет сказать автор нам, читателям?

Выводы:

Рассказ “Последний день волчицы” о волках, о зверином сообществе, но почему он так настойчиво стучится в наши сердца?

С.П.Кучеренко поднимает в рассказе вопросы жизни и смерти, жалости и жестокости, сострадания и любви, вопросы воспитания подрастающего поколения. Наше общество охватила волна жестокости , насилия, бездуховности. Какой “рецепт” противостояния этому находит С.П. Кучеренко? Рассказ обращен к нам, читателям, призывая быть добрее, милосерднее, сострадательнее друг к другу.