Урок литературного чтения. Отечественная война 1812 г. М.Ю. Лермонтов. "Бородино"

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (406 кБ)


Цели урока:

  1. Познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».
  2. Вести работу над выразительным чтением, над развитием устной речи, над точностью и ёмкостью слов в стихотворении и обогащением словарного запаса.
  3. Помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и преумножить их славу.
  4. Развивать воображение через картины и людей, изображенных в стихотворении.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Место данного урока в теме: Глава 6 «Планета поэзии. От великого до малого» (2 часть).

Оборудование:

  1. Выставка книг по теме:
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
    • Тарле (франц.) «Наполеон»,
    • М. Цветаева «Генералы 1812 года»,
    • М. Ю. Лермонтов «Бородино» (в разных изданиях).
  2. Учебник литературного чтения Чуракова Н.А., 4 класс, 2 часть (РСО Л.В. Занкова).
  3. Задания по группам на карточках.
  4. Презентация к уроку.

Домашнее задание к уроку:

  1. Выразительное комбинированное чтение стихотворения «Бородино» (3 группа учащихся).
  2. Литературно-исследовательская работа для 3 группы: при чтении стихотворения найти строчки, которые указывают на военную специальность рассказчика, и назвать ее.

Ход урока

I. Орг. момент.

Начинается урок,
Должен вам пойти он впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

II. Актуализация знаний.

(1 слайд)

Учитель: На экране картина Сергея Герасимова. Назовите, кого видите на картине.

Дети: Мы видим Кутузова и русских генералов. А еще справа идет большое сражение.

Учитель: Кто догадался, как называется это сражение?

Дети: Я думаю, что это Бородинское сражение.

Учитель: Откуда вы это знаете?

Дети: Мы об этом читали на уроках окружающего мира и на факультативе «Я – гражданин России».

Учитель: Прочитаем название картины (высвечивается название картины на экране). С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле».

Комментарий: картина С. Герасимова и ряд вопросов позволили воспроизвести те исторические события и знания, которые необходимы детям на данном уроке по теме.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сохранить для потомков память о славном прошлом нашего народа помогли не только художники, но и писатели, и поэты.

(2 слайд) Выставка книг.

Войне с французами посвятил свой роман Л.Н. Толстой «Война и мир», французский писатель Тарле написал роман «Наполеон», М. Цветаева стихотворение «Генералы 1812 года», М.Ю. Лермонтов стихотворение «Бородино».

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать и говорить на литературном чтении?

Дети: Я думаю, что о Бородинском сражении.

(3 слайд) Наша тема урока: Отечественная война 1812 года. М.Ю. Лермонтов «Бородино». (1814-1841 гг.)

Учитель: Что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения?

Дети: Может быть, он любил читать или слушать рассказы о войне? Может быть, у него дедушка воевал? А может быть, он в детстве хотел стать солдатом?

Учитель: Изучите даты, записанные в теме урока, они помогут вам ответить на этот вопрос.

Дети: Поэт родился через 2 года после Бородинского сражения. Значит, он был маленьким, и, наверное, слышал рассказы об этой войне от её участников.

(4 слайд)

Учитель: Вы правы, с детства он слышал воспоминания участников великой битвы. Их рассказы о подвигах русского солдата, их любовь к родной земле, к Москве – взволновали маленького Мишу. Эти чувства он пронес через всю свою жизнь и в 1837 году написал стихотворение «Бородино». В 2007 году этому стихотворению исполнилось 170 лет.

Комментарий: на данном этапе урока ставилась цель – вовлечь детей в учебную деятельность, используя подводящий и побуждающий диалог, обеспечить условия для появления проблемы в теме.

IV. Открытие новых знаний.

1. Словарная работа (по учебнику в парах):

Учитель: В этом стихотворении много новых и трудных слов, связанных одной темой. Вы ее назовете после прочтения лексических значений слов.

Открыли учебник с. 10 -11 (самостоятельное чтение).

Какой темой связаны данные слова?

Дети: Мы думаем, что здесь перечислена военная техника того времени.

Учитель: Да, действительно это военная техника войск начала 19 века.

2. Комбинированное чтение.

(Учитель и подготовленные ученики 3 группы)

Комментарий: на данном этапе урока ставилась цель - обогащение словарного запаса детей; знакомство с текстом произведения.

V. Первичное закрепление.

1) Учитель: Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?

Дети: Как русские солдаты защищали свою родину. Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении. Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.

Учитель: Какие чувства вызвало оно у вас?

Дети: Чувство гордости за наших солдат. Чувство восхищения их мужеством и храбростью.

Комментарий: вопросы были нацелены на то, чтобы проверить, как литературный материал влился в душу ребенка, как они поняли патриотическую идею стихотворения.

2) Работа над лирическим героем стихотворения.

Учитель: Между кем происходит разговор?

Дети: Я думаю, между мальчиком и дядей.

Учитель: Давайте представим себе лирического героя, от лица которого ведется рассказ.

(5 слайд): (высвечивается таблички по ходу рассуждения)

Учитель: В каком он был возрасте, когда рассказывал мальчику о том далеком сражении?

Дети: Я думаю, что старым человеком.

Учитель: А в каком возрасте был герой – рассказчик во время Бородинского сражения?

Дети: Я думаю, что молодым.

Учитель: Как вы думаете, кто он был по званию: простой солдат или офицер?

Дети: Мне кажется, что он был простой солдат.

Учитель: Как вы догадались?

Дети: Он сражался и был в перестрелке.

3) Литературно – исследовательская работа (д/з 3 группы)

Учитель: Третьей группе было дано домашнее задание: найти строчки, которые бы указывали на военную специальность героя – рассказчика и назвать её.
Кем же он был?

Дети: Мы нашли следующие строчки для доказательства:

«Забил заряд я в пушку туго…»

«Прилёг вздремнуть я у лафета…»

Поэтому мы считаем, что он был артиллеристом.

Учитель: Молодцы ребята.

(6 слайд):

Учитель: Лафет (на картине) – станок, на котором укрепляется пушка. И вот этот старый солдат, артиллерист рассказывает все то, что однажды видел и пережил.

4) Учебник с. 11 задание 3, вопрос 1.

Учитель: Можно ли назвать героя хорошим рассказчиком?

Дети: Я думаю, можно.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что интересно читать. Узнали много нового об этом сражении.

Учитель: Хороший рассказчик – это тот, кто смог передать не только события, но и настроение и переживания людей.

VI. Самостоятельное чтение стихотворения.

Задание: разделить рассказ ветерана на 2 части, определить границы каждой части. (1 часть «Перед битвой», 2 часть «Битва»)

Учитель: Какой строкой заканчивается первая часть рассказа?

Дети: «И только небо засветилось…».

Комментарий: в процессе выполнения задания обучающиеся приобретают опыт самостоятельной читательской деятельности.

Физ. минутка.

VII. Включение в систему знаний и повторений.

Работа по содержанию текста и подготовка к выразительному чтению (работа в группах, задания на карточках, проверка по слайдам).

(7 слайд):

1) 1 группа: вопросы по первой части стихотворения.

Какое чувство было у солдат русской армии перед битвой? Докажите строчками текста.

Дети: Чувство досады, злости.

Какое желание было у русских солдат?

Дети: Сразиться с врагом.

Как такие строчки следует читать? Прочитайте выразительно.

Дети: Очень серьезно и даже торжественно.

Почему перестрелку перед боем ветеран называем «безделкой»?

Дети: Она не решала исход битвы.

Каких предложений по интонации больше в первой части? Какую роль они играют?

Дети: Восклицательных. Они помогают почувствовать настроение русских солдат перед боем, их желание победить.

(8 слайд):

2 группа: Вопросы по второй части стихотворения.

Какой момент боя рассказчик считает самым важным и главным? Зачитайте.

Дети: Где есть строчки про рукопашный бой.

В каком темпе надо читать картины эпизода боя? Почему?

Дети: Быстро, стремительно, т.к. картины боя быстро сменяют одна другую.

Какие звуки можно услышать в этом сражении? Прочитайте.

Дети: Звуки булата, картечи, залпы орудий.

3 группа: вопросы по второй части стихотворения.

Когда и почему старый солдат вспоминает своего командира – полковника?

Дети: Когда наступает день сражения, потому что солдаты дали клятву верности стоять до последнего.

Найдите эти строки. С каким чувством нужно их прочитать?

Дети: С чувством гордости и любви к своей Родине.

(9 слайд):

Учитель: Давайте прочитаем эти строки вместе.

«Ребята! Не Москва ль за нами!
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Комментарий: Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению проводились через работу в группах. Именно на этапе самостоятельной работы решались задачи нравственного, патриотического воспитания, активизации эмоционально – чувствительной сферы.

VIII. Итог урока.

Учитель: Как закончилось Бородинское сражение?

Дети: Русские не разбили врага, он и не отступили.

Учитель: Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?

Дети: Богатырями.

(10 слайд):

Учитель: Есть ли место подвигу в наше время?

Дети: Да, конечно.

Учитель: Можете привести примеры.

Дети: Спасти утопающего. Вынести котенка из пожара.

Учитель: Это примеры героических поступков.

Дети: Трагедия в Беслане. Захват террористами школьников (1 сентября 2004 г.) и освобождение заложников бойцами группы «Альфа».

Учитель: А это действительно подвиг.

Учитель: Спасибо за урок!

IX. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Комментарий: на протяжении всего урока формировала понимание значения эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения, которое способствовало воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни (чувство патриотизма); различные формы работы способствовали формированию коммуникативных навыков (сотрудничество и самоконтроль).