Цели урока:
- Познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».
- Вести работу над выразительным чтением, над развитием устной речи, над точностью и ёмкостью слов в стихотворении и обогащением словарного запаса.
- Помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и преумножить их славу.
- Развивать воображение через картины и людей, изображенных в стихотворении.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Место данного урока в теме: Глава 6 «Планета поэзии. От великого до малого» (2 часть).
Оборудование:
- Выставка книг по теме:
- Л.Н. Толстой «Война и мир»,
- Тарле (франц.) «Наполеон»,
- М. Цветаева «Генералы 1812 года»,
- М. Ю. Лермонтов «Бородино» (в разных изданиях).
- Учебник литературного чтения Чуракова Н.А., 4 класс, 2 часть (РСО Л.В. Занкова).
- Задания по группам на карточках.
- Презентация к уроку.
Домашнее задание к уроку:
- Выразительное комбинированное чтение стихотворения «Бородино» (3 группа учащихся).
- Литературно-исследовательская работа для 3 группы: при чтении стихотворения найти строчки, которые указывают на военную специальность рассказчика, и назвать ее.
Ход урока
I. Орг. момент.
Начинается урок,
Должен вам пойти он впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
II. Актуализация знаний.
(1 слайд)
Учитель: На экране картина Сергея Герасимова. Назовите, кого видите на картине.
Дети: Мы видим Кутузова и русских генералов. А еще справа идет большое сражение.
Учитель: Кто догадался, как называется это сражение?
Дети: Я думаю, что это Бородинское сражение.
Учитель: Откуда вы это знаете?
Дети: Мы об этом читали на уроках окружающего мира и на факультативе «Я – гражданин России».
Учитель: Прочитаем название картины (высвечивается название картины на экране). С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле».
Комментарий: картина С. Герасимова и ряд вопросов позволили воспроизвести те исторические события и знания, которые необходимы детям на данном уроке по теме.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Сохранить для потомков память о славном прошлом нашего народа помогли не только художники, но и писатели, и поэты.
(2 слайд) Выставка книг.
Войне с французами посвятил свой роман Л.Н. Толстой «Война и мир», французский писатель Тарле написал роман «Наполеон», М. Цветаева стихотворение «Генералы 1812 года», М.Ю. Лермонтов стихотворение «Бородино».
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать и говорить на литературном чтении?
Дети: Я думаю, что о Бородинском сражении.
(3 слайд) Наша тема урока: Отечественная война 1812 года. М.Ю. Лермонтов «Бородино». (1814-1841 гг.)
Учитель: Что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения?
Дети: Может быть, он любил читать или слушать рассказы о войне? Может быть, у него дедушка воевал? А может быть, он в детстве хотел стать солдатом?
Учитель: Изучите даты, записанные в теме урока, они помогут вам ответить на этот вопрос.
Дети: Поэт родился через 2 года после Бородинского сражения. Значит, он был маленьким, и, наверное, слышал рассказы об этой войне от её участников.
(4 слайд)
Учитель: Вы правы, с детства он слышал воспоминания участников великой битвы. Их рассказы о подвигах русского солдата, их любовь к родной земле, к Москве – взволновали маленького Мишу. Эти чувства он пронес через всю свою жизнь и в 1837 году написал стихотворение «Бородино». В 2007 году этому стихотворению исполнилось 170 лет.
Комментарий: на данном этапе урока ставилась цель – вовлечь детей в учебную деятельность, используя подводящий и побуждающий диалог, обеспечить условия для появления проблемы в теме.
IV. Открытие новых знаний.
1. Словарная работа (по учебнику в парах):
Учитель: В этом стихотворении много новых и трудных слов, связанных одной темой. Вы ее назовете после прочтения лексических значений слов.
Открыли учебник с. 10 -11 (самостоятельное чтение).
Какой темой связаны данные слова?
Дети: Мы думаем, что здесь перечислена военная техника того времени.
Учитель: Да, действительно это военная техника войск начала 19 века.
2. Комбинированное чтение.
(Учитель и подготовленные ученики 3 группы)
Комментарий: на данном этапе урока ставилась цель - обогащение словарного запаса детей; знакомство с текстом произведения.
V. Первичное закрепление.
1) Учитель: Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?
Дети: Как русские солдаты защищали свою родину. Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении. Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.
Учитель: Какие чувства вызвало оно у вас?
Дети: Чувство гордости за наших солдат. Чувство восхищения их мужеством и храбростью.
Комментарий: вопросы были нацелены на то, чтобы проверить, как литературный материал влился в душу ребенка, как они поняли патриотическую идею стихотворения.
2) Работа над лирическим героем стихотворения.
Учитель: Между кем происходит разговор?
Дети: Я думаю, между мальчиком и дядей.
Учитель: Давайте представим себе лирического героя, от лица которого ведется рассказ.
(5 слайд): (высвечивается таблички по ходу рассуждения)
Учитель: В каком он был возрасте, когда рассказывал мальчику о том далеком сражении?
Дети: Я думаю, что старым человеком.
Учитель: А в каком возрасте был герой – рассказчик во время Бородинского сражения?
Дети: Я думаю, что молодым.
Учитель: Как вы думаете, кто он был по званию: простой солдат или офицер?
Дети: Мне кажется, что он был простой солдат.
Учитель: Как вы догадались?
Дети: Он сражался и был в перестрелке.
3) Литературно – исследовательская работа (д/з 3 группы)
Учитель: Третьей группе было дано домашнее задание: найти строчки, которые бы указывали на военную специальность героя – рассказчика и назвать её.
Кем же он был?
Дети: Мы нашли следующие строчки для доказательства:
«Забил заряд я в пушку туго…»
«Прилёг вздремнуть я у лафета…»
Поэтому мы считаем, что он был артиллеристом.
Учитель: Молодцы ребята.
(6 слайд):
Учитель: Лафет (на картине) – станок, на котором укрепляется пушка. И вот этот старый солдат, артиллерист рассказывает все то, что однажды видел и пережил.
4) Учебник с. 11 задание 3, вопрос 1.
Учитель: Можно ли назвать героя хорошим рассказчиком?
Дети: Я думаю, можно.
Учитель: Почему?
Дети: Потому что интересно читать. Узнали много нового об этом сражении.
Учитель: Хороший рассказчик – это тот, кто смог передать не только события, но и настроение и переживания людей.
VI. Самостоятельное чтение стихотворения.
Задание: разделить рассказ ветерана на 2 части, определить границы каждой части. (1 часть «Перед битвой», 2 часть «Битва»)
Учитель: Какой строкой заканчивается первая часть рассказа?
Дети: «И только небо засветилось…».
Комментарий: в процессе выполнения задания обучающиеся приобретают опыт самостоятельной читательской деятельности.
Физ. минутка.
VII. Включение в систему знаний и повторений.
Работа по содержанию текста и подготовка к выразительному чтению (работа в группах, задания на карточках, проверка по слайдам).
(7 слайд):
1) 1 группа: вопросы по первой части стихотворения.
Какое чувство было у солдат русской армии перед битвой? Докажите строчками текста.
Дети: Чувство досады, злости.
Какое желание было у русских солдат?
Дети: Сразиться с врагом.
Как такие строчки следует читать? Прочитайте выразительно.
Дети: Очень серьезно и даже торжественно.
Почему перестрелку перед боем ветеран называем «безделкой»?
Дети: Она не решала исход битвы.
Каких предложений по интонации больше в первой части? Какую роль они играют?
Дети: Восклицательных. Они помогают почувствовать настроение русских солдат перед боем, их желание победить.
(8 слайд):
2 группа: Вопросы по второй части стихотворения.
Какой момент боя рассказчик считает самым важным и главным? Зачитайте.
Дети: Где есть строчки про рукопашный бой.
В каком темпе надо читать картины эпизода боя? Почему?
Дети: Быстро, стремительно, т.к. картины боя быстро сменяют одна другую.
Какие звуки можно услышать в этом сражении? Прочитайте.
Дети: Звуки булата, картечи, залпы орудий.
3 группа: вопросы по второй части стихотворения.
Когда и почему старый солдат вспоминает своего командира – полковника?
Дети: Когда наступает день сражения, потому что солдаты дали клятву верности стоять до последнего.
Найдите эти строки. С каким чувством нужно их прочитать?
Дети: С чувством гордости и любви к своей Родине.
(9 слайд):
Учитель: Давайте прочитаем эти строки вместе.
«Ребята! Не Москва ль за нами!
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Комментарий: Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению проводились через работу в группах. Именно на этапе самостоятельной работы решались задачи нравственного, патриотического воспитания, активизации эмоционально – чувствительной сферы.
VIII. Итог урока.
Учитель: Как закончилось Бородинское сражение?
Дети: Русские не разбили врага, он и не отступили.
Учитель: Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?
Дети: Богатырями.
(10 слайд):
Учитель: Есть ли место подвигу в наше время?
Дети: Да, конечно.
Учитель: Можете привести примеры.
Дети: Спасти утопающего. Вынести котенка из пожара.
Учитель: Это примеры героических поступков.
Дети: Трагедия в Беслане. Захват террористами школьников (1 сентября 2004 г.) и освобождение заложников бойцами группы «Альфа».
Учитель: А это действительно подвиг.
Учитель: Спасибо за урок!
IX. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.
Комментарий: на протяжении всего урока формировала понимание значения эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения, которое способствовало воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни (чувство патриотизма); различные формы работы способствовали формированию коммуникативных навыков (сотрудничество и самоконтроль).