А.П. Чехов: врач или писатель? Особенности юмористического рассказа "Хирургия"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (233 кБ)


Цели урока:

  1. Рассказать о детских и юношеских годах А.П. Чехова;
  2. Выявить художественные и юмористические особенности рассказа;
  3. Показать, что высмеивает А.П. Чехов в рассказе “Хирургия”;

Форма урока: урок-консилиум.

Оборудование: фотографии А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу “Хирургия”, выставка художественных книг писателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово.

Жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет назад. Он много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное – словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.

2. Сообщение темы и целей урока.

II. Словарная работа.

КОНСИЛИУМ – совещание врачей, для установления диагноза и определения способов решения.

III. Работа в группах.

Назначение врача каждой группы.

Сообщение о детских годах писателя. А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в городе Таганроге. Отец, Павел Егорович, открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. В семье было 5 сыновей и одна дочь.

1 вопрос консилиума

Чехов не любил вспоминать сове детство “В детстве у меня не было детства”, – писал он своему старшему брату Александру. Антон Павлович в 17 лет написал “Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…”

– Как вы можете прокомментировать это?

( “… я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сек”. Отец заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете. Кроме того, они должны были помогать ему в торговой лавке: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Все это было для детей истинным проклятием. Уставшие и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки и часто получали двойки, за что им доставалась порка. Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа. Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли – это яркие домашние праздники. И душой всего этого было Антон. Отец пел, играл на скрипке, рисовал. Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна, она всю свою жизнь посвящала детям.)

2 вопрос консилиума

– Как случилось, что Чеховы отдали своих детей – Антона и Николая – не в обычную школу, а греческую?

В Таганроге хозяевами торговых предприятий были греки. Отец мечтал о таком будущем для своих детей. Знакомые греки советовали отдать сыновей в греческую школу, суля им блестящее будущее. Школа состояла из 6 классов, все они помещались в одной комнате, и со всеми занимался только 1 преподаватель. Занятия состояли в том, что он ничего не делал, а только изобретал для учеников наказания. В течение всего года Антон и Николай не научились по-гречески ни читать, ни писать, родители решили отдать детей в гимназию.

3 вопрос консилиума

– В Таганрогской гимназии Чехов проучился 11 лет. Каким человеком вышел из стен гимназии будущий писатель?

Преподаватель Покровский говорил, что из Антошки ждать ровно ничего нельзя. Вызывая его к доске, он говорил: “Чехонте!” Впоследствии Чехов стал подписывать так свои юмористические произведения.

С товарищами не откровенничал, но всегда приходил на помощь, кто в этом нуждался. В гимназии он стал издавать журнал “Заика”. В последние годы жилось тяжело. Торговля отца не заладилась, он разорился и уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь, даже посылал денежные переводы семье.

4 вопрос консилиума

– Скажите, почему же Чехов, уже начавший литературную деятельность. После окончания гимназии поступает на медицинский факультет Московского университета?

(Своё будущее Чехов решил посвятить медицине. Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье, в деревне Мелихово. Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем. “Человек без селезенки”, “Врач без пациентов”.)

Всего в своём творчестве он использовал 45 псевдонимов. “ Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, а игра в литературу должна иметь разные клички”. Среди больных, приходивших к доктору, были самые разные люди, взрослые и дети, часто очень бедные. Многие из них потом стали героями его рассказов.

IV. Обобщение.

– Что мог сделать для детей доктор Чехов? Конечно, он их лечил и помогал, чем мог. А писатель Чехов рассказал о них в своих рассказах и показал многим, что так жить нельзя и надо что-то менять в жизни этих ребят. Много добрых дел было сделано самим врачом и писателем А.П.Ч.: он хлопотал о постройке и открытии школ для детей. Ребятам он писал письма, рисовал им смешные картинки, посылал подарки.

V. Анализ рассказа “Хирургия”

Антон Павлович Чехов написал множество рассказов и пьес. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.

Юмор Чехова был средством борьбы писателя.

Особенности юмористического рассказа:

  1. – Какое должно быть заглавие рассказа? (простое, краткое заглавие рассказа). Зачитайте вступление рассказа.
  2. – Что и как говорится о месте и о героях? (короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях).
  3. – Какова история сюжета? (в основе сюжета лежит случай из жизни).
  4. – Много ли места отведено диалогу героев? (диалогу автор уделяет большое внимание).
  5. – Имеются ли подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики? (отсутствие подробных пейзажных зарисовок и портретных характеристик).
  6. Чем заменено подробное описание? (наличие “говорящей” детали).
  • Просфора
  • Фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем! – возглас, призыв.
  • Фамилия Курятина.

– О каком человеке говорят “Мокрая курица”? (О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество коллег, он писал: “Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким, так как врачу доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь).

  1. Чтение вслух концовки.

– Как заканчивается рассказ? (яркая, смешная, неожиданная развязка).

VI. Постановка диагноза.

Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”.

– Что такое нравственность?

Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ)

– О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость).

– Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).

– Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).

VII. Подведение итогов.

Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

– Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: “И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе ради других”).

Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.

Награждение учеников дипломами имени Антоши Чехонте.

Д/З: Подготовить собственный юмористический рассказ с соблюдением его особенностей.