Литература
-
Литературно-художественный конкурс в 9-м классе 2012
Цели урока: обобщение и систематизация знаний по литературе, развитие творческих способностей учащихся, развитие письменной и устной речи.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Весна". 5-й класс 2012
Этот интегрированный урок посвящен теме "Весна". По ходу урока перед учениками раскрывается яркость поэтического слова, его многозначность, звучат стихи о весне, ведется работа с картинами известных художников. Воспитательная роль урока заключается в том, чтобы учиться быть внимательными к поэтическому слову, понимать труд поэта, его душу, силу чувств. На примере видения весенней природы в стихах русских поэтов, у школьников формируется чувство гордости за русский язык.
-
"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина 2012
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути.
-
И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов") 2012
Автор знакомит учащихся особенностях русского национального характера. В ходе урока осуществляется осмысление образа главного героя с социальной, общечеловеческой и нравственной точки зрения, раскрывается атрибутика «лишних людей» и истоки зарождения «обломовщины». Урок способствует развитию художественного вкуса обучающихся, совершенствованию навыка анализа текста и характеристики литературных героев.
-
Тема детства в русской литературе (по произведениям А.П. Чехова "Мальчики" и М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2012
Изучая Стандарты второго поколения, можно заметить некоторые изменения, которые касаются изучения как русской, так зарубежной литературы. Если ранее обзор художественных произведений предлагался только старшеклассникам, то теперь такие темы есть и в средней школе. Таким образом, к 9–11-м классам учащиеся свободно смогут самостоятельно анализировать и обобщать необходимый материал, пользуясь при этом дополнительной критической литературой.
-
В сказочном царстве 2012
Разработка внеклассного мероприятия, в котором участвуют две или более команд, возглавляемых своими капитанами. Урок состоит из нескольких конкурсов. Независимое жюри выставляет командам оценки на подготовленных альбомных листах, на которых написаны цифры от 1 до 5. Каждый член жюри получает один комплект перед началом мероприятия.
-
Проектная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности учащихся 2012
Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволит учащимся «погрузиться» в определенную культурную эпоху, увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти. Занятие учит мыслить на уровне широких обобщений, получить навыки самостоятельной работы с информацией, воспитывает эстетический вкус и бережное отношение к национальной культуре.
-
Литературный час "…сохранить в себе душу…" (по новелле "Царь-рыба") 2012
"В его произведениях звучит страстный призыв к осознанию ответственности человека за всё, что происходит на Земле...", - так сказал о В.П. Астафьеве В. М. Михайлюк. Учителями-словесниками разработан устный литературный журнал "Диалоги с В.П.Астафьевым "Всему свой час и всякому делу под небесами...". В статье представлена четвертая страница журнала - "...сохранить в себе душу...".
-
Урок по теме "А.Блок и М.Врубель. Тема "демона"". 11-й класс 2012
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством художника Серебряного века М.А.Врубеля; углубить понятие об образе-символе в искусстве символизма; совершенствовать навык сопоставительного анализа, коммуникативные умения учащихся.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе ("Школа России") по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка"" 2012
Цели урока: ознакомить учащихся с произведением Л.Толстого, продолжить работу над формированием умений и навыков чтения; расширять словарный запас учащихся; расширять кругозор; вырабатывать умение устанавливать логические связи и делать выводы; развивать языковое чутьё; раскрытие трагедийного смысла рассказа; воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.
-
Роль портрета в рассказе Елены Долгопят "Скупой рыцарь". 9-й класс 2012
Цель работы: проанализировать текст, определить функции портрета; формировать навыки анализа прозаического текста; развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст; воспитывать эстетический вкус.
-
Автор и герой в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
Анализ текста романа расширяет представление учащихся о главном герое, определяет его отношение к природе, искусству, любви, нигилизму. Важнейший момент урока – сопоставление героя романа с автором. Групповая работа учащихся развивает навыки сомостоятельного анализа художественного текста, учит аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь.
-
Говорит и показывает Олимп 2012
Разработка театрализованного представления по теме «Легенды и мифы Древней Греции», в которой «оживают» боги Олимпа, привлечёт внимание школьников. Стихотворный текст воспринимается легче, чем прозаический. Зарифмованные имена собственные, трудные подчас для запоминания, станут доступнее. Представленная работа будет способствовать развитию языковых компетенций учащихся, креативного мышления, творческих (актёрских) способностей школьников.
-
Тема Родины в творчестве С.Есенина 2012
Комбинированный урок предназначен для более глубокого изучения творчества С.А. Есенина, призван познакомить учащихся с личностью и творчеством поэта; показать художественное своеобразие его лирики. На уроке использовались следующие методические приемы: фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, анализ стихотворения, работа в группе. Урок сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок музыки и литературы для учащихся 7-х классов "Наполним музыкой сердца!.." 2012
Основная цель урока: познакомить учащихся с историей развития авторской песни в нашей стране. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены тексты популярных песен: "Милая моя" Ю. Визбора, "Как здорово" и "Давай поговорим" О. Митяева, "Песня о друге" и "Я не люблю" В. Высоцкого, "Давайте восклицать" и "Виноградная косточка" Б. Ш. Окуджавы, "За туманом" Ю. Кукина.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Волшебное кольцо" 2012
На внеклассном мероприятии по литературе ученики анализируют художественные произведения, развивают творческие способности и самостоятельность; выполняют задания по русским народным сказкам, в которых появляется чудодейное колечко.
-
Урок литературы по теме «М.И. Цветаева "Генералам двенадцатого года". Анализ стихотворения"» 2012
Урок знакомит учащихся с биографией и творчеством М.И.Цветаевой. Так же продолжается изучение темы героического прошлого России.
-
Урок-размышление по литературе в 10-м классе по повести В.Быкова "Сотников". Тема: "Цена жизни…" 2012
Урок литературы по повести В. Быкова «Сотников» предназначен для преподавания в старших классах. Даёт возможность учащимся подумать над вопросами истинного и ложного, вечного и суетного. Предлагает взглянуть на повесть с иной точки зрения. Рассчитан на 2 часа.
-
"Тремолино" – песня ветра в треугольных парусах 2012
Используя исследовательский метод, проектный метод, обучение в сотрудничестве, учитель предлагает ученикам поразмышлять над прочитанным очерком Джозефа Конрада «Тремолино», извлечь из него нравственные уроки, которые помогают становлению и формированию личности. В ходе работе над очерком учащимся становится очевидным, что для Д. Конрада остаётся непоколебимым кодекс человеческого поведения: верность долгу и самому себе, мужество и героизм простых людей-тружеников.
-
Интегрированный урок "история + литература" по теме "4 ноября – День единства" 2012
Интегрированный урок по истории и литературе является ярким примером возможных полидисциплинарных связей в учебном процессе. Подобный подход в работе обладает новизной и мотивирует познавательный интерес учащихся. Урок призван формировать гражданское самосознание, патриотизм, нравственные и культурные ценности, способствовать социализации личности учащихся, формировать практические навыки применения таких ключевых понятий как патриотизм, толерантность, сострадание, единство.
-
Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии Ф.И. Тютчева 2012
Урок проводится по программе Г.И. Беленького. В течение урока предусмотрены различные виды деятельности, что способствует изучить достаточно объёмный материал. В разработке данного урока приведено выступление учащихся одной группы.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты стихотворений поэта 2012
На уроках соединяются литература, музыка и живопись. Итог самостоятельной работы учащихся ‒ заполненная таблица и мини-сочинение «Портрет дамы пушкинской эпохи».
-
Урок по теме "Истоки народности в творчестве двух гениев: А.С. Пушкина и М.И. Глинки". 8–9-е классы 2012
Разработку урока можно использовать на уроках искусства в 8-х, 9-х классах, на литературе, интегрировав его с музыкой, в 7-м классе. Цель: расширить познания учащихся о Пушкине и Глинке, создавших новый русский язык в поэзии и музыке; рассмотреть влияние народных традиций на формирование их самобытного творчества; познакомить с художественно-поэтическими и музыкальными произведениями, показать значение их творчества.
-
Урок литературного чтения по теме "А.Усачев «Эх!», Генрих Сапгир «У прохожих на виду»" 2012
Урок развивает умение видеть одно и то же по-разному, подводит детей к понятию «точка зрения», что у разных людей она может быть разной.
-
Традиции русской православной семьи в рассказе протоиерея Н.Агафонова "История одного колокола" 2012
Все начинается с детства. Привить человеку любовь к людям, Отечеству, навсегда сохранить потребность в душевной чистоте можно только в детстве. Первый проводник в мире общения ‒ семья. Именно родители помогают детям открыть мир человеческих отношений, учат их понимать и чувствовать окружающих.
-
Внеклассное мероприятие "Творческая мастерская" 2012
Мероприятие посвящено творчеству оренбургского поэта и писателя и представляет опыт работы по литературному краеведению. В самостоятельной работе развивается познавательный интерес учащихся. В ходе урока используется креведческий материал.
-
Традиции русской литературы в творчестве Аркадия Тимофеевича Аверченко 2012
Цель: представить творчество А. Т. Аверченко с позиции продолжения традиций русской литературы. Его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, читатели называли "король смеха". Аверченко Аркадий Тимофеевич – русский писатель, журналист, издатель, литературный дебют которого состоялся в 1902 году.
-
Литературно-музыкальная композиция "Пока горит свеча". Вечер русского романса 2012
Русский романс… Любимый и забытый, популярный, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий, удивительный. В нашей литературной гостиной звучит музыка, и мы приглашаем вас на вечер русского романса.
-
Кто они журавли? Мы живем в журавлином краю 2012
Представлен проект, в котором рассказывается о журавлях, используется литературный и краеведческий материал.
-
Урок литературы в 8-м классе в формате ЕГЭ. Раздумья над строками. "Нравственные уроки рассказа Е.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро" 2012
Урок в 8-м классе в формате ЕГЭ призван создать условия для анализа рассказа Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», выстроить диалог с писателем на основе художественного текста, помочь учащимся осмыслить поступки подростков и извлечь нравственные уроки из произведения.