Класс: 9 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – литературно-музыкальная композиция.
Тема урока: “Красною кистью рябина зажглась…”.
Цель: познакомить учащихся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой.
Задачи:
- рассказать об основных этапах жизни и творчества поэтессы;
- творчески осмыслить материал;
- создать мотивацию для дальнейшего изучения творчества поэтессы
Методы: наглядно-иллюстративный, лекционный, творческое восприятие, самостоятельная работа.
Оформление урока: на доске - драпировка с портретом М.И.Цветаевой, листьями клена, гроздьями рябины. На столике под портретом – подсвечник с тремя свечами, цветы. Рабочий стол, застланный скатертью, на нем настольная лампа, авторучка, бумага, сборники стихов А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, проектор, экран, синтезатор, гитара.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
II/ Эмоциональный настрой
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? ( С хорошим)
- Меня это радует, тем более что у нас в гостях корреспондент газеты “Знамя” (ученик в роли корреспондента). Но чтобы ваше настроение было не просто хорошим, а отличным, проведу эмоциональный настрой.
Слайд №1 (презентация)
Оглянись: кругом весна поет,
Солнце так безудержно смеется!
Пусть оно энергией своей
В душу каждого из вас прольется!
Улыбнись, стараясь мир понять,
Сбрось с себя ненужный груз волнений,
Приготовься сердцем воспринять
Глубину цветаевских творений.
- Помимо того, что эти стихотворные строки дарят нам бодрость и оптимизм, они ещё о чём-то сообщают. О чем?
III. Новый материал
- Сегодня мы будем говорить о лирической биографии М.И.Цветаевой. “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”, - говорила поэтесса. Поэтому на уроке будет прчитано много стихотворений Марины Ивановны. А тема звучит так: “Красною кистью рябина зажглась…”. В конце урока вы сами объясните её название.
- Ваши одноклассники приготовили интересный материал о М.И.Цветаевой.
Задание классу: составить план рассказа учащихся.
1-й чтец (Слайд №2-4)
26 сентября 1992 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец (Слайд №5)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Ионн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши.
3-й чтец.
“Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайне мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: “До, Муся, до, а это ре, до-ре…”. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку”.
Слайд №6 (звучит музыка Шопена) зажигаются свечи под портретом.
4-й чтец
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
5-й чтец
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает. Особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
6-й чтец
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: “В комнате матери висел портрет бабушки. Красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными чертами, добрым, горечью тронутым ртом…”.
1-й чтец
Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении “Бабушке”:
Продолговатый и твердый овал,
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
- Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моём – не от вас ли?…
2-й чтец
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монах о поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно, - почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”, “Пушкин и Пугачев”.
Слайд №7 (видеофрагмент).
3-й чтец
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми конца XIX- начала ХХ века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, - ах, нельзя! -
Имя твоё - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
(Слайд №8)
4-й чтец
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. И жизнь закружила их в вальсе, полном радости и грусти, тревог и разочарований (звучит вальс , юноша с девушкой танцуют). Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
5-й чтец
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают станы – и идут на плаху.
Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте песни.
6-й чтец. (Песня “Мне нравится, что вы больны не мной…” под гитару в исполнении ученика).
1-й чтец.1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: “Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское.
Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем”.
(Раздаются звуки морских волн)
2-й чтец.
Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звезды и стихи:
В огромном липовом саду –
Невинном и старинном –
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Прибором кудри разделив…
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборках.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы…
4-й чтец
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным -давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она – свечой под праздник –
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
5-й чтец
И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
(Слайд №9)
6-й чтец
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращаются в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже были на родине).
Однако надежды, связанные с возращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
(Слайд №10)
5-й чтец
“Я раскрыла листок. В нем две строки от друзей: “Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина”.
Звучит “Реквием” М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой “Уж сколько их упало в эту бездну…”. (Слайд №11)
С первыми звуками песни зажигается свеча под портретом М.Цветаевой.
IV. Закрепление
1) Проверка плана
- Прочитайте, пожалуйста, составленный вами план.
1. Рождение М.И.Цветаевой.
2. Страсть к книгам.
3. Стихотворение “Бабушке”.
4. Пушкин в жизни Цветаевой.
5. Первый сборник стихов “Вечерний альбом” и дружба с М.Волошиным.
6. Стихотворение, посвященное Блоку.
7. Замужество М.И.Цветаевой.
8. 1913 год в жизни поэтессы.
9. События 1917 года и их последствия.
10. Разлука с 1922 по 1927 г. (с сестрой Анастасией).
11. Возвращение Цветаевой с сыном в Россию (1939 г.)
12. Арест мужа и дочери Али.
13. Высылка в Елабугу.
14. Страшная телеграмма.
2) Беседа корреспондента с учащимся
- Дорогие мои, ваш рассказ о М.И. Цветаевой был безумно интересен. А почему при оформлении доски вы использовали именно листья и гроздья рябины?
- Сегодня, как я понимаю, у вас состоялась первая встреча с М.И.Цветаевой, в ходе которой вы познакомились с основными этапами жизни и творчества поэтессы. Поделитесь впечатлениями.
V. Итог урока
- Ребята, вы устали?
- М.И.Цветаева писала: “…Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне”.
Мы сегодня на уроке занимались сотворчеством. А значит 40 минут учебного времени прошло не зря. Спасибо за работу.
VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Моё восприятие лирической биографии М.И.Цветаевой”.