О, как прекрасно это слово – мама!
Всё на земле от материнских рук.
Цель:
Предметная:
Формирование читательской компетентности учащихся 5 класса:
- повторение понятий: литературная сказка, жанровые особенности литературной сказки, герои сказок, тема, основная мысль произведения, художественная деталь,
- знакомство с терминами: синквейн, символ;
- анализ сказки Л.Петрушевской «Сказка о часах» (определение темы, основной мысли, анализ образной системы, выявление художественных особенностей текста);
- знакомство с приемами создания литературных сказок.
Личностная:
- развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства, литературы и современных технологий,
- развитие творческого потенциала личности в процессе изучения темы материнства и детства в мировой культуре,
- развитие речи через создание синквейнов и сказок собственного сочинения.
Метапредметная:
- формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с информатикой, музыкой, изобразительным искусством;
- выработка коммуникативных умений,
- обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, воспитание осознанного чувства уважения к матери, внимательного и заботливого отношения в семье;
- формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм (подготовка к публикации электронного сборника миниатюр и сказок о маме на сайте 5а класса МАОУ СОШ №49).
Оборудование: выставка книг о матери, мультимедийный проектор, компьютер, презентации учителя (Приложение 1, Приложение 2), фильм учащихся о маме, памятка пишущему сказку, памятка для написания синквейна (Приложение 3, Приложение 4); критерии оценивания сказок собственного сочинения (Приложение 5); на доске – план урока, рисунок дома, таблички; фломастеры, цветная бумага для создания открыток.
Репродукции картин: С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская,
Музыкальные произведения: Шуберт «Аве Мария», И.С.Бах «Прелюдия до мажор», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».
Ход урока
1. Чтение учащимся стихотворения Р. Гамзатова «Мама» на фоне презентации «Образ матери в искусстве» (Приложение 1)
Воспеваю то, что вечно ново
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа,
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: Мама!
2. Вступительное слово учителя литературы (Приложение 2)
Двадцать седьмое ноября – День матери. Наш урок развития речи мы посвящаем мамам. Цель урока – подготовить материал для публикации «Книги о маме» на вашем классном сайте. На уроке мы будем работать по плану:
- повторение понятий: литературная сказка, особенности литературной сказки, характеристика героев произведения, тема, основная мысль произведения;
- анализ литературной сказки Л. Петрушевской «Сказка о часах»;
- чтение сказок собственного сочинения;
- знакомство с понятием «синквейн»;
- создание миниатюр (синквейнов ) о маме;
- презентация фильма о мамах;
- обсуждение электронного сборника «Книга о маме».
3. Распределение ролей
«авторы сказок», «авторы миниатюр»; редакционная коллегия: «учёный – литературовед», «корректоры», «художник-дизайнер», «технический редактор», «ответственный редактор».
4. Повторение теоретических сведений
Фронтальный опрос
– Что называется литературной сказкой?
– Назовите общие черты народной и литературной сказок.
– Чем литературная сказка отличается от фольклорной?
– Что значит дать характеристику литературному герою?
– Что такое тема произведения, основная мысль?
– Что называется сюжетом произведения?
– Какие художественные черты литературных сказок вы знаете?
Оценка «литературоведа» ответов учащихся.
5. Анализ «Сказки о часах» Л. Петрушевской
Беседа
– Кратко перескажите содержание сказки.
– О чем эта сказка?
– Характеристика образа матери (1 вар), образа дочери (2 вар.)
– Почему у героинь нет имен?
– О чём мечтала дочь?
– Изменилась ли дочь?
– В сказке есть ещё одна героиня, кто она?
– Каков смысл названия сказки?
– Чему учит сказка?
– Что надо сделать родителям, чтобы в семье был мир и покой? А детям?
Оценка ответов учащихся.
6. «Уроки сказки»
Строим дом. На доске таблички со словами: мудрость, понимание, улыбка, дружба, капризы, взаимопомощь, любовь, терпение, доброта,, такт, ненависть, сочувствие, ответственность. Представьте, что это кирпичи здания – семейного очага. Вы в будущем станете мамами и папами. Какие кирпичики вы возьмете, чтобы построить свой дом? Магнитами ученики прикрепляют выбранные слова на нарисованный дом.
5. «Учимся сочинять сказки»
Беседа
– Какие приемы создания сказки использует Л. Петрушевская?
– Прочитайте памятку пишущему сказку. Какими пунктами вы бы дополнили её? (Приложение 3)
6. Презентация сказок собственного сочинения
– Чтение сказок.
– Оценка редакционной коллегии («учёный – литературовед», «корректоры», «художник-дизайнер», «технический редактор», «ответственный редактор», «компетентный читатель») сказок собственного сочинения по критериям (Приложение 4)
7. Знакомство с понятием «синквейн» (Приложение 5)
8. Творческая мастерская.
Создание миниатюр о маме, оформление открыток ко Дню матери (звучит музыка Шуберта «Аве Мария», И.С.Баха «Прелюдия до мажор», П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома»)
9. Презентация творческих работ (синквейнов).
10. Обсуждение материалов к публикации на сайте (дизайн, правка текстов сказок, синквейнов редакционной коллегией)
11. Просмотр фильма «Наши мамы», созданного группой учащихся класса совместно с учителем информатики.
12. Итог урока
И когда пройдут года,
Подрастете сами,
Где б вы ни были, – всегда
Помните о маме!
(Елена Хоринская)