Цели и задачи урока:
- выявление взаимосвязей литературной сказки А.С.Пушкина с русской народной сказкой "Морозко" и сказкой братьев Гримм "Белоснежка";
- обращение к идейно-художественному своеобразию пушкинской сказки;
- развитие навыков выразительного чтения;
- обучение навыкам монологической речи.
Оборудование:
- тексты сказок:
- А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях";
- братья Гримм "Белоснежка";
- русская народная сказка "Морозко";
- таблицы для сравнительного анализа;
- рисунки детей, иллюстрации к сказкам;
- портрет А.С. Пушкина;
- иллюстрации Л. Присекиной;
- выставка книг.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в чудесную сказочную страну, а путеводной звездой станут слова:
Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
Вспомните, кто произнес эту фразу?
Дети: А.С. Пушкин.
Актуализация знаний детей.
Учитель: А.С. Пушкин говорил: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".
По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных. Вспомните, какими признаками обладает народная волшебная сказка?
Дети:
- троекратные повторы: три сестры, три задания:;
- место действия: подземное царство, королевство:;
- различные превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных:;
- фантастические персонажи: ведьма, Змей Горыныч:;
- в трудную минуту героям помогают волшебные предметы, волшебные слова, чудесные помощники.
Учитель: Молодцы. Начать разговор о близости пушкинских сказок к сказкам народным нам поможет стихотворение В.Берестова "Михайловское":
Когда, пройдя над крутизной отвесной,
Поэт достиг вершины неизвестной,
Что на вершине этой он найдет?
То, что давным-давно нашел народ.
Обобщение полученных знаний.
Учитель:
Чем похожа сказка А.С.Пушкина на народные волшебные сказки, чем отличается от них? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к источникам, какими пользовался А.С. Пушкин, работая над сказкой.
1 ученик:
Тема моего выступления: "Источники сказок А.С.Пушкина".
А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки - все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.
А.С. Пушкин воспользовался, работая над "Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях", не только своими фольклорными записями, сборниками произведений устного народного творчества, но и сказками братьев Гримм. Давно замечено сходство сказочных сюжетов разных народов. Много таких параллелей можно было бы найти и в сказках из сборника братьев Гримм.
А.С. Пушкин один из первых понял международный характер фольклора. И он с особенным интересом останавливался на сюжетах, которые ему были известны и по русским, и по западным источникам: "Салтан", "Мертвая царевна". А.С. Пушкин разделял точку зрения братьев Гримм, считавших, что поэзия сказок ": происходит из того вечного источника, который покрывает росой всё живое:".
2 ученик:
Тема моего выступления: "Пушкин и русский народный язык".
Трудно найти человека, который бы не знал сказок А.С. Пушкина. Они входят в детский мир, навсегда остаются в нашем сознании, даже когда мы вырастаем. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Мне запомнился следующий фрагмент:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяевам отдала,
В поясе низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась;
Что-де в гости к нам зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали; :
Богатыри поняли, кто перед ними, когда царевна заговорила! Правильная речь - вот истинное украшение!
Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.
Сопоставительный анализ русских народных сказок, зарубежных авторских сказок и сказок А.С. Пушкина.
Учитель:
Дети, давайте вспомним названия русских народных сказок, зарубежных авторских сказок и сказок А.С. Пушкина вам известных и заполним таблицу, состоящую из трёх граф.
Русские народные сказки. | Зарубежные авторские сказки. | Сказки А.С. Пушкина. |
"Царевна-лягушка" "Морозко" "Василиса Прекрасная" "Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке" |
"Белоснежка" "Золушка" "Стоптанные башмаки" |
"Сказка о рыбаке и рыбке" "Сказка о царе Салтане:" "Сказка о мёртвой царевне:" "Сказка о золотом петушке" "Сказка о попе и о работнике его Балде" |
Учитель:
Попытаемся выявить черты сходства, нашедшие отражение в сказках "Морозко", "Белоснежка" и "Сказка о мертвой царевне:"?
Учитель:
Назовите героев, встречающихся во всех трёх сказках?
Дети:
Мачеха, падчерица
Учитель:
А какие события вам показались похожими?
Дети:
Падчерица изгоняется из дома, находит приют в лесу, благодаря помощникам избавляется от смерти, заканчивается сказка торжеством добра и справедливости.
Учитель:
В качестве вывода давайте заполним таблицу, исходя из двух критериев: сказочные герои и происходящие события.
"Морозко" | "Белоснежка" | "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". |
1. Герои: мачеха, падчерица. 2. События: мачеха выгоняет падчерицу из дома, падчерица находит приют в лесу, Морозко избавляет падчерицу от гибели и щедро награждает. |
1. Герои: мать, мачеха, жених, семеро
друзей. 2. События: мачеха изгоняет падчерицу из дома, падчерица находит приют в лесу, трижды пытается мачеха её убить, выручают падчерицу друзья, а затем принц оживляет. |
1. Герои: царица, царевна, королевич
Елисей, семеро богатырей, Чернавка. 2. События: по приказу мачехи Чернавка отводит царевну в лес и оставляет в лесной чаще, царевна находит приют у семерых богатырей, мачеха узнает об обмане, посылает Чернавку в лес, приказывая убить падчерицу. Спасает царевну королевич Елисей. |
Учитель:
А есть ли разница в данных сказках (события, герои)?
1 | 2 | 3 |
1. Помощник: Морозко. 2. Морозко трижды испытывает падчерицу. 3. Неожиданное возвращение домой 4. Конец сказки: гибель родной дочери, 5. Сказка написана в прозе. |
1. Помощники: 7 гномов. 2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку. 3. Принц случайно находит Белоснежку. 4. Конец сказки: гибель мачехи. 5. Сказка написана в прозе. |
1. Помощники: 7 богатырей. 2. Царица с помощью Чернавки дважды пытается убить царевну. 3. Королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к людям, Солнцу, Месяцу, Ветру. 4. Конец сказки: мачеха умирает от тоски. 5. Сказка написана в стихах. |
Учитель:
Какая сказка из рассмотренных нами на сегодняшнем уроке вам нравится больше остальных?
Дети:
Все три сказки интересны.
Учитель:
Как вы думаете, пересказал А.С. Пушкин сказку братьям Гримм, используя при этом русскую народную сказку "Морозко", или создал свою авторскую сказку?
Дети:
С одной стороны, в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. Но, безусловно, А.С. Пушкин создал свою авторскую сказку, выразив собственные идеалы, мысли.
Учитель:
Создавая сказки, А.С. Пушкин стремился передать события, характеры героев с точки зрения народа. Нравственный пафос "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях": истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека (вывод записывается в тетради).
Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Именно эти чувства и сближают пушкинскую сказку с народными сказками.
О борьбе двух начал: добра и зла замечательно написано в небольшом, но очень мудром стихотворении Валентина Берестова. Послушаем его.
Ученик:
Зло без добра не сделает и шагу,
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру, пожалуй, больше повезло -
Не нужно выдавать себя за зло!
Анализ образа главной героини.
Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?
Дети: "Хаврошечка" и "Морозко".
Учитель: Какой в них изображается падчерица?
Дети: Скромной, трудолюбивой, ласковой девушкой.
Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке А.С. Пушкина?
Дети: Скромной, трудолюбивой, красивой.
Учитель: Какой мы видим царицу?
Дети: Злой, жестокой, ленивой, красивой.
Учитель: Давайте посмотрим, как об этих героинях говорится в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях", (задача, поставленная перед учениками: найти цитаты, характеризующие царицу и царевну, записать их в тетрадь, распределив в две колонки).
Царица | Царевна | |
1. Внешность.
2. Характер.
3. Поступок.
4. Конец сказки. |
Правду молвить, молодица, Уж впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Царица злая, Злая мачеха, вскочив, Тут её тоска взяла, |
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела: Нраву кроткого такого:
":Бабушка, постой немножко, -
Свадьбу тотчас учинили, |
Учитель:
Вспомните, как автор называет царевну?
Дети:
"Красавица - душа", "милая девица", "моя душа".
Учитель:
А как автор называет царицу?
Дети:
"Злая мачеха", "царица злая".
Учитель:
В отличие от царицы царевна окружена любовью.
О ней "тужит бедный царь", королевич Елисей отправляется на её поиски, искренне полюбили её семь богатырей.
Вывод.
Сопоставив русскую народную сказку "Морозко", сказку Белоснежка" братьев Гримм и "Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина, мы делаем вывод: А.С. Пушкин в сказке продолжает народные традиции, дополняя и углубляя их: здесь изображены два характера, противопоставленные друг другу. Их взаимодействие - причина развития сказочных событий.
Однако в пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструкция по его выполнению:
- Приготовьтесь рассказать о царевне, используя цитаты из текста;
- Составьте кроссворд по сказке А.С. Пушкина;
- Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту сказки А.С. Пушкина.