Литература
-
Урок литературы в 6-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" 2012
На уроке дается понятие о мотиве в лирике; выявляется лейтмотив лермонтовских стихотворений; формируются навыки анализа поэтического текста.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Жизнь как песня", посвященное жизни и творчеству татарского поэта Мусы Джалиля 2012
Цель мероприятия: познакомить с жизнью и творчеством поэта; пробудить у подростков интерес и любовь к поэзии, понимание особенностей художественного, образного отражения жизни в лирике; воспитывать школьников на примере Мусы Джалиля; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения.
-
Использование форм внеклассной работы по предмету на уроках литературы "Классика… после урока" 2012
Проблема, выдвинутая автором статьи, связана со снижением интереса к чтению классической литературы. Суть работы заключена в словах А.П. Чехова: «Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка».
-
Библиотечное мероприятие к конкурсной программе "Защита любимой книги". А.С. Пушкин "Пиковая дама" 2012
В современном обществе возникла острая необходимость приобщения детей и подростков к чтению художественной литературы. Действенным способом для мотивации к чтению становится развитие коллективных форм работы с книгой, которые размыкают круг привычной школьной жизни новыми впечатлениями, предоставляют возможности для воплощения смелых читательских идей, раскрытия творческого потенциала, обмена опытом.
-
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулируем, комментируем, аргументируем. 11-й класс 2012
На уроке подробно объясняется, как строится сочинение-рассуждение – задания части С ЕГЭ по русскому языку. Основанное на тексте Д.С. Лихачева занятие учит находить и формулировать проблему высказывания, комментировать ее, высказывать свое мнение по проблеме и приводить нужные аргументы, пополняя «банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
-
Занятие-игра "Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед…" (Об играх пушкинской поры) 2012
Занятие проводится во время Масленичной недели с целью познакомить обучающихся с играми пушкинской поры; провести параллели с потехами времени детства их родителей, бабушек, дедушек, а также современными забавами; обратиться к традиции празднования Масленицы как в пушкинское время, так и в наши дни.
-
Веб-квест "Время милосердия, доброты и всепрощения…" (по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке") 2012
Учащиеся определяют особенности святочного рассказа, выполняют анализ жанровых особенностей рассказа Ф.М. Достоевского.
-
Образ Базарова в русской критике. Урок-игра по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
Игровая форма урока-суда дает возможность в доступной форме раскрыть тему «Образ Базарова в русской критике», показать роль героя в развитии литературного процесса второй половины XIX века, его влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Постановка проблемы помогает сформировать собственную точку зрения, понять образ Базарова.
-
Вечер поэзии "Любовь бывает разной…" 2012
На вечере поэзии звучат стихи и песни о любви В Высоцкого, И.Снеговой, В.Тушновой, Э.Асадова, А.Ахматовой, И.Эренбурга, Н.Асеева и других авторов и исполнителей.
-
Подготовка и написание сочинения по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» 2012
Урок направлен на отработку умений работы над картиной В.Г. Цыплакова "Мороз и солнце" и эстетическое восприятие произведений искусства. В ходе аналитической беседы по содержанию картины обучающиеся определяют основные микротемы, подбирают к ним выразительные средства. Учитель вводит искусствоведческие термины и понятия, уточняет оформление работы.
-
Урок литературы по теме "Ф.И. Тютчев "Неохотно и несмело", "Листья". 6-й класс 2012
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева, совершенствуют навыки выразительного чтения. На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста. Выявляются характерные особенности стихов Ф.И. Тютчева о природе.
-
Поэзия и духовность 2012
В статье анализируются такие понятия, как «поэзия» и «духовность», их неразделенность и взаимосвязанность. Автор исходит из того, что духовность – философское понятие. Прослеживаются этапы развития понятия духовность в литературе от Крещения Руси и изобретения славянской письменности до литературы XX века.
-
Урок внеклассного чтения по татарской литературе "Прикамье, край родной!" 9-й класс 2012
Изучение литературы родного края – одно из новых направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого – изучить и возродить традиции литературного краеведения, вызвать у учащихся интерес к малой родине, пробудить любовь к своему городу, литературе и культуре родного края, развить творческие способности учащихся.
-
Программа по литературе. 8-й класс 2012
Программа рассчитана на 70 часов, что соответствует Федеральному компоненту учебного плана. Включает пояснительную записку, содержание, тематическое планирование, проверочные и тестовые задания.
-
Урок по теме "Глаголом жги сердца людей…" 9-й класс 2012
Учащиеся анализируют стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова по различным критериям (время написания, пафос стихотворения, авторская идея, художественные особенности).
-
Урок литературы по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". 5-й класс 2012
Урок литературы в 5-м классе - заключительный этап изучения произведения Короленко «Дети подземелья». Цель урока – воспитание личности, формирование ценностного отношения к семье, дому, окружающим с помощью анализа художественного произведения, музыкального сопровождения и создания зрительного образа – красочной «Картины счастья».
-
Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". 4-й класс 2012
Цель урока: выявление взаимосвязей литературной сказки А.С. Пушкина с русской народной сказкой «Морозко» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка»; обращение к идейно-художественному своеобразию пушкинской сказки; развитие навыков выразительного чтения; обучение навыкам монологической речи.
-
Интеллектуальная игра как одна из форм работы с одаренными детьми 2012
Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении участниками своего интеллекта и эрудиции. Именно в данном виде учебной деятельности проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игра способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли, применять знания, полученные на уроках и добытые самостоятельно, в непривычной для ребят ситуации.
-
"Я, конечно, вернусь…" Капустник, посвященный дню рождения В.Высоцкого 2012
Цель капустника - вызвать интерес к личности и творчеству Владимира Высоцкого, приблизиться к нему и понять его. Его стихи и песни не только раскрывают талант Высоцкого, но и его отношение к жизни. Он не был просто наблюдателем, а был активным участником своей эпохи, который будил в людях веру, надежду, любовь.
-
Прогрессия в математике и не только. 9-й класс 2012
Повторительно-обобщающий урок, в котором совмещены две дисциплины: математика и литература. Существует такое изречение: "Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой". Вот такую связь мы и пытаемся найти.
-
Урок развития речи по литературе "Книгу о маме пишем сами" 2012
Урок направлен на формирование читательской компетентности учащихся через повторение литературоведческих понятий, знакомство с новыми терминами, анализ литературной сказки, чтение сказок собственного сочинения, написание синквейнов, подготовку материалов к публикации на сайте класса. Урок решает задачи формирования и развития художественной культуры, творческого потенциала и целостного мировосприятия личности на основе высших гуманистических ценностей средствами искусства и литературы.
-
"Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь…" Вечер памяти В.И. Даля 2012
Мероприятие знакомит учащихся с неизвестными фактами биографии В.И. Даля. Прививает любовь к русскому языку, интерес к истории языка, развивает и обогащает речь и лексику средствами словарей.
-
Сценарий литературной гостиной "Вы помните: когда возник Лицей…" 2012
Гостиная посвящена 200-летию Царскосельского лицея. Рассматривая наиболее яркие эпизоды из истории лицея и жизни лицеистов.
-
Ток-шоу "Слово о книге" 2012
Данное мероприятие подготовлено для 9–10-х классов. Форма проведения – ток-шоу, социологический опрос старшеклассников, проведенный до урока, способствовали активному и заинтересованному обсуждению. Цели: развитие интереса к чтению, повышение читательской активности; выявление читательских приоритетов; развитие монологической речи и культуры дискуссии.
-
"Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…" 2012
Литературная гостиная, посвященная памяти Пушкина.
-
Фольклор – детство нашей культуры 2012
Заключительный урок на повторение и обобщение изученного строится на интегративной педагогической технологии. Она помогает донести ключевое для фольклора понятие «синкретизм». Игровые технологии делают урок занимательным для пятиклассников. Интрига урока: закрытые створки доски, соединенные навесным картонным «замком». В конце урока створки открываются, предстает изображение Древа жизни, на «листочках» которого перечислены свойства фольклора.
-
Читательская конференция как средство формирования читательского интереса учащихся 2012
В статье представлен опыт проведения читательской конференции по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Во время подготовки конференции большое внимание уделялось формированию общеучебных умений и навыков учащихся, интегрированы литература, русский язык, изобразительное искусство.
-
Урок литературного чтения на тему "Н.Н. Носов "Федина задача"" 2012
Урок литературного чтения формирует у детей читательскую самостоятельность, развивает образное и логическое мышление, расширяет кругозор школьников. Разнообразные виды деятельности учат анализировать, сопоставлять, обобщать. Урок поможет вызвать у учащихся желание читать произведения Николая Николаевича Носова.
-
Урок "Жизнеутверждающая сила фетовской строки" 2012
Урок по творчеству А.А. Фета, наполненный прекрасной музыкой А.Вивальди, а также русских композиторов, опирающийся на зрительный ряд картин художников-импрессионистов, построенный на драматизации, поможет ученикам проникнуться лиричностью и своеобразием фетовской поэзии, ощутить ее современность и полюбить ее.
-
А.Фет: поэт и личность 2012
Цели урока: рассмотреть жизненный и творческий путь Фета, выделить основные темы его стихотворений, определить литературные направления его творчества; развить навыки анализа стихотворения, определения характерных черт литературного направления в конкретном произведении; воспитание любви к Прекрасному - поэзии и музыке.