Сценарий встречи с челябинским поэтом Владимиром Викторовичем Шахматовым

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: продолжить знакомство с поэзией южноуральского поэта В. Шахматова.

Задачи:

1. Проследить, как в творчестве поэта раскрывается тема “малой родины”.

2. Развивать умение слушать, вести диалог, творческие способности детей.

3. Воспитывать любовь к малой родине, родному краю.

Оборудование:

1. Выставка сборников стихов поэта (“Юдоль”, “Позднее тепло”, “Вся жизнь”, “Сумятица”, “Душевные искры”, “Не уходи”).

2. Эпиграф (строки из стихотворения “Земля”).

3. Выставка поделок.

4. Выставка рисунков и творческих работ учащихся по теме “Люблю тебя, мой край родной”.

5. Вопросы детей, подготовленные для поэта.

6. Музыкальное сопровождение встречи.

Ход встречи

1. Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые, наши гости! Мы собрались сегодня на встречу с нашим земляком Владимиром Викторовичем Шахматовым. Встречаем нашего гостя (Аплодисменты). Мы рады приветствовать Вас в нашей лесной школе! Добро пожаловать! (Встреча гостя хлебом - солью)

2. Приветствие детей:

а) Музыкальная композиция “Уральский хоровод” в исполнении вокальной группы “Вдохновение”;

б) Песня “Моя маленькая родина” (музыка и слова И.Владимировой) в исполнении вокальной группы “Вдохновение”.

3. Ведущий: Песня подсказывает нам тематику нашей встречи. Сейчас в школе проходит предметная неделя, посвященная родному краю. На уроках мы познакомились с Вашими стихами. Спасибо Вам за подаренные школе поэтические сборники Ваших стихов. Читая их, мы размышляли о том, что такое малая родина. Вот что говорят об этом дети:

“Моя малая родина - это мой город, моя улица, мой дом, мои родные. Это то, где всегда царит любовь, счастье и понимание. Даже если ты уедешь в другую страну, ты всегда будешь помнить о ней”. (Катя Копылова, ученица 6 класса)

“Малая родина - это место, где ты родился и которому ты никогда не изменишь”. (Шевченко Андрей, ученик 7 класса)

“Моя малая родина там, где я родился и где я живу. Мне нравится мой край, и я буду жить там всегда. Мне очень нравится наше озеро Улагач, люблю вечером смотреть, как солнце заходит за Уральские горы. Вот она какая, моя малая родина”. (Абакумов Сергей, ученик 7 класса)

Ведущий: А сейчас прозвучат стихи В.В. Шахматова в исполнении детей.

Они и станут эпиграфом нашей встречи.

“В краю родном”

В краю родном,
в лесной глуши,
Где хорошо уж тем, что тихо,
Где огненная облепиха,
Как молчаливый крик души!
Вы даже веточки одной,
Неинтересной не ищите…
Не потому ли край родной
Всегда нуждается в защите?

“Земля”

В минуты радости и горя
В душе, как исповедь, храню
Отцовский дом на косогоре,
И хлеб насущный, и родню!
Когда все нынешнее комом,
Я просто думаю о ней –
Родной земле
С высоким домом –
Частицей родины моей!
О той земле, где лучший угол
Украшен празднично весной,
Земле, родящей хлеб и уголь,
Белесый уголь, хлеб ржаной!
Где прадед мой за правду бился,
Где чтят не Бога, а родню.
О той земле, где я родился
И никогда не изменю!

4. Выступление поэта В.В. Шахматова:

а) рассказ о себе;

б) чтение стихотворений.

Справка: Владимир Шахматов родился и состоялся как творческий человек на Южном Урале. Село Метлино на реке Теча - его малая родина. И по сей день он поддерживает связь с земляками, не забывает свой родной край.

Инженер-металлург по профессии, он всю жизнь свою посвятил огненному делу, более трех десятилетий проработав на Челябинском трубопрокатном заводе, где начал свою трудовую деятельность в качестве подручного сталевара мартеновского цеха еще в самом начале семидесятых прошлого столетия.

Сборники его стихов и прозы (“Юдоль”, “Сумятица”, “Душевные искры”, “Позднее тепло”, “Не уходи”) широко известны российскому читателю. На стыке тысячелетий за книгу “Под солнцем”, Владимир Викторович был удостоен первой российской премии среди поэтов - металлургов. Его книги рассчитаны практически на все слои населения и возрастные категории, независимо от политических убеждений и вероисповедания.

5. Диалог с поэтом:

- Сколько книг у Вас вышло? Какая из них дороже, значимее?

- Когда начали писать? Когда поняли, что поэзия – это надолго? Это – настоящее?

- Есть любимое стихотворение?

- О чем больше любите писать? Какая из тем ближе?

- Ваш любимый поэт?

- У Вас есть хобби?

- Ваш совет начинающим писать

6. Дети читают стихи собственного сочинения

“Родина”

Родина у каждого своя…
Для кого-то гордая столица,
Для меня ж мое село,
Там где речка малая струится.
Там я знаю каждую сосну,
На ее коре смола, как слезы…
И с каждым днем
Родина становится дороже!

(Коля Коноплев, ученик 9 класса)

“Посвящается школе”

Ах, дорогая школа!
Ты нас не осуждай.
Учиться, не лениться
Мы будем, так и знай!
А вырастем большими,
В труде не пропадем
И в лесную школу
Детей своих пришлем.

(Костя Бублик, ученик 7 класса)

7. Ведущий: Знакомство с Вашей поэзией началось со стихотворения в газете “Озерский вестник”. Чтение стихотворения:

“Учитель”

Пусть порой по жизни нарочито я
О былом не принимаю спор…
Вспоминаю школьного учителя
В стихотворной форме до сих пор!
Пролетело время мимолетное,
Что у человека, как весна,
Где сама еще двадцатилетняя,
Нас учила девочка одна!
Сколько было вечного завещано,
Ею нам для света и огня…
Я седой уже, а эта женщина
Не стареет в сердце у меня…
И пускай я возраста не чувствую,
Хоть не очень молод меж людьми,
А готов учителю без устали,
Говорить стихами о любви!..
Что добром живу, а не иначе я,
Что любовь в душе моей жива,
Повторять готов я лишь горячие
О своем учителе слова!

Ведущий: Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, об истории создания этого стихотворения. Как Вы относитесь к школе? К учителям? У нас к Вам будет просьба, напишите, пожалуйста, и о нашей лесной школе.

8. Слово поэта.

9. Выступления учащихся с чтением стихов В. Шахматова.

На рассвете

Пусть на время
нет управы,
Пусть себе о вечном лгу,
Но как сладко
пахнут травы
На рассвете
на лугу!
Пусть вся жизнь –
одни вопросы
И спасенья нет от них…
Но зато какие росы
На земле для нас двоих!
И до неба
птичьи трели,
И листва, и воздух в ней…
Если сделать ожерелье,
К черту бусы из камней!

Именины

Как мираж среди равнины
Для души и глаз –
У Ивана именины
В жизни
первый раз
Улыбается с дивана
Даже серый кот…
Потому что у Ивана
Полноценный год!
И хотя он к разным людям
Тянется, спеша…
Так, как я, дитя
не любит
Ни одна душа! –
Даже если избалован
Бабушкой своей,
Так как мне,
о нем ни слова
Не придумать ей!..
Внук порхает
по квартире,
Излучая свет…
Без него в тревожном мире
Будущего нет.

Вьюга

У зайчишки сердце
Сжалось от испуга,
Потому что в роще
Расшумелась вьюга,
И народ звериный
Присмирел, трусиха,
Потому что любит,
Чтобы было тихо!
Потому что любит
Солнце золотое,
Небо голубое,
Как и мы с тобою!..

Новогодняя пора

Вот уже и снег, и лыжи
И чем больше серебра,
Тем душе видней и ближе
Новогодняя пора!
От березы мало толку,
Потому что в Новый год,
Не жалея красок, елку
Украшает весь народ!
И шары, и позолота,
И звезда, что рвется ввысь…
Ах! Как выкрикнуть охота:
“Елка-елочка, зажгись!
С новым счастьем,
С Новым годом,
Добрых дел и теплых встреч!..”
И веселым хороводом
Человечество увлечь…
Ах! Но жизнь быстра, как птица,
И уже моя душа
Не умеет превратиться
Из поэта в малыша!..

10. Ведущий: Тематика Ваших стихов щедра и разнообразна: о природе, любви, родительской деревне, товарищах по цеху, родных – словом, обо всем, что мы и называем “малой родиной”. Мы благодарим Вас за встречу, за то, что Вы откликнулись и приехали в нашу школу. Еще раз спасибо Вам за подаренные школе сборники стихов. Надеемся, что эта встреча была не последней.

11. Песня в исполнении всех присутствующих “Посвящение Ильменскому фестивалю” (музыка и слова О. Митяева).

12. Приглашение к продолжению знакомства со школой:

- фотография на память;

- знакомство с выставкой поделок.

13. Экскурсия по школе (живое общение слушателей с поэтом).