Цель урока: развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
Задачи урока:
- развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
- содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образов толерантности;
- осознать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
- донести информацию о практическом опыте приобщения к культуре толерантности учащихся разного возраста, национальности;
- прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.
«Самая большая роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я рада видеть вас здоровыми, бодрыми и с хорошим настроением.
– Мы продолжаем работать над темой «Отношения между людьми».
(слайд №1) (Презентация в Приложении 1)
– Урок наш сегодня необычный. Необычен тем, что на уроке обществознания мы будем работать с литературными произведениями, будем подтверждать, а может быть, опровергать высказывания великих писателей и древних философов.
(слайд №2)
2. Повторение:
– фронтальный опрос:
Учитель: Назовите, какие бывают межличностные отношения.
Учащиеся: Деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные …
Учитель: Какие чувства сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, какие затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству?
(поделить слова на две группы)
Учащиеся:
Объединяют Разъединяют
Восторг зависть
Радость обида
Доверие гнев
Уважение гордость
Горе злость
– Эпиграфом нашего урока будут слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
3. Построение синквейна
Учитель: На протяжении урока мы с вами будем строить синквейн.
– Вспомним схему построения синквейна:
- название темы
- атрибутивная характеристика
- характеристика по действию
- ваше отношение
- обогащенное название
– Тема синквейна «толерантность».
4. Основная часть
(слайд №3)
а) взаимопонимание:
Учитель: В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели.
1 ученик: Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни простого нормального общения.
Учитель: Взаимопонимание зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их.
2 ученик: Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.
(слайд №4 – Оноре де Бальзак о взаимопонимании)
б) дружба:
(слайд №5)
(работа в группах)
(каждой группе задаются вопросы, на которые они должны ответить)
1 группа: Кто такой друг?
(Друг – человек, с кем у меня доверительные, близкие отношения. Другу можно сказать то, что не скажешь больше никому.
Друг никогда не бросит своего друга в беде.)
2 группа: Что значит «дружить»?
(Без своего друга человек испытывает сильную тоску, скучает и ищет с ним каждодневного общения.
Когда друзья вместе им бывает радостно и хорошо.
В дружбе люди помогают друг другу и не думают получить что-нибудь взамен.
Дружба – это когда вместе, а не по одиночке.
Дружба проверяется долгими годами и разными жизненными ситуациями.)
3 группа: Есть ли определенные правила дружбы?
– Делись с другом тем, что есть у тебя, но нет у него.
– Помогай товарищу.
– Не ссорься: старайся работать и играть с другом дружно.
– Останови товарища, если он делает что-то плохое.
– Умей принять помощь, советы и замечания от друга.
(слайд №6)
Учитель: Слово друг произошло от слова «другой», которое означает «такой же, как я», «равный мне», «ближний», «всякий человек другому человеку».
1 ученик:
– Сам первоначальный смысл этого слова, говорит о том, что все люди должны быть близки друг другу, иначе говоря, дружить. Если в жизни у человека есть один или два верных и преданных друга, то можно сказать, что человеку повезло.
(слайд №7 – И.А. Крылов о дружбе)
Учитель:
– Мы рассказали кто такой друг, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать.
– Я предлагаю поиграть в игру «Ладошки друга».
(слайд №8)
На каждой ладошке вы запишите слово. Но не просто слово, а напишите по одному самому главному качеству, без которого дружба состояться не может.
– Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Ответственность чуткость сострадание
Доброта отзывчивость терпимость
Вежливость милосердие снисходительный
(заполнение второй строки синквейна)
в) доброта:
Учитель: Одно из главных качеств на которое вы указали – доброта.
(слайд №9)
– Каким образом можно определить, что человек добрый?
Ответы детей:
– Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
– Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с ровесниками и взрослыми.
– Добрый человек любит природу и бережет ее.
– Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Учитель: Делать добро не так просто, нужно многое предусмотреть, много знать и понимать, чтобы сделанное дело было действительно добрым.
Чтение китайской сказки «Добро и ум».
(слайд №10)
Анализ:
– Как вы думаете, что должен был сделать император, чтобы мальчишки не стреляли в голубей?
Ответы детей:
– Объяснить, почему нельзя стрелять в птицу.
– Издать указ о наказании для тех, кто не хочет следовать мудрому завету.
– Награждать тех, кто заботится о птицах.
(слайд №11 – высказывание Д. Галсуорси о доброте)
г) вежливость:
(слайд №12)
Учитель – ученики (диалог):
– Как вы считаете, люди хотят жить в состоянии мира или вражды?
– Мира.
– А состояние мира возможно, когда люди сотрудничают или враждуют между собой?
– Когда сотрудничают.
– А с кем вам приятно общаться и сотрудничать: с вежливыми и культурными людьми или с грубыми и бескультурными?
– С вежливыми и культурными.
– А что значит «вежливый человек»? (ответы по группам)
– Вежливый человек предлагает мирное сосуществование.
– Вежливость примиряет людей.
– Вежливыми словами человек показывает другому, что он миролюбив предпочитает добрые отношения.
1 ученик: Вежливость – это доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение человека с другими людьми.
2 ученик: Вежливые слова и поступки существуют для того, чтобы люди меньше ссорились, обижались и сердились друг на друга.
Учитель: Вежливое поведение настраивает человека на сотрудничество и добрососедские отношения, уменьшает неприязнь и раздражение.
(слайд №13 – Жан Жак Руссо о вежливости)
д) чуткость, отзывчивость, сострадание, милосердие:
Учитель: Душевные качества человека воздействуют на его отношения с другими людьми.
1 ученик: Друг должен обладать такими качествами, как чуткость и отзывчивость, сострадание и милосердие.
(слайд №14 показывается во время ответов детей 1 группы)
Чуткий человек – это…
1 группа:
– хорошо понимающий и чувствующий настроение и желания другого;
– с переживанием и сочувствием относится к другим людям;
– он сразу чувствует, что кому-то трудно и плохо, и он принимает близко к сердцу его беды, горести и жалеет его, это очень добрый человек.
(слайд №15 – А.П.Чехов о чуткости)
(слайд №16 показывается во время ответов детей 2 группы)
Отзывчивый человек – это…
2 группа:
– когда человек откликается всем сердцем на чужие беды и просьбы, старается помочь и что-то сделать;
– когда человек готов сразу же ответить заботой, делами и участием, если видит, что кому-то нужна помощь и поддержка;
– не пройдет мимо того, кому плохо, а обязательно обратит внимание, пожалеет и обязательно поможет.
(слайд №17 – Д.И. Писарев об отзывчивости)
(слайд №18 показывается во время ответов детей 3 группы)
Сострадательным называют того, …
3 группа:
– кто в трудную минуту умеет пожалеть, сказать ласковое слово и посочувствовать другому;
– когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить, успокоить и помочь.
2 ученик: Сострадание – «совместное СТРАДАНИЕ», страдают вместе, т.е. делят беду пополам.
(слайд №19 – Цвейг о сострадании)
Учитель: Как вы считаете, беда станет меньше, если ее разделить с другом?
(ответы детей)
(слайд №20)
Учитель: Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но всегда готов прийти к нему на помощь, может многое простить другому. Старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
Чтение рассказа «Два облачка».
(слайд №21)
Анализ:
– Что вам больше понравилось: сострадание и жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка?
– Что труднее: сострадать и жалеть или помогать и поступать милосердно?
– Сострадание – хорошее или плохое качество?
(очень хорошее, но сострадание и помощь должны быть едины)
(слайд №22 – А.Дюма-сын о милосердии)
(заполнение третьей строки синквейна)
Учитель: Дайте характеристику толерантности по действию.
(принимает, располагает, прощает)
(заполнение четвертой строки синквейна)
Учитель: Какой человек достоин уважения?
(добрый, вежливый, чуткий, милосердный, снисходительный и т.д.)
– Мы пришли с вами к выводу, что:
Толерантность способствует уважению.
е) терпимость
Учитель: Умный человек всегда снисходителен к человеку, который проявляет глупость, сердечный человек снисходителен к проявлению черствости.
1 ученик: Снисхождение означает уступить, оказывать милость, покровительство, терпеть.
2 ученик: В Древней Руси учили:
«Снисходи к нуждам ближнего, принимая их к сердцу».
«Снисходи к слабостям людским, прощай их».
Учитель: Понимание других и снисхождение к ним рождает в человеке терпимость.
(слайд №23)
Терпимый человек тот, …
– кто умеет терпеливо, спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей;
– кто старается понять другого, он считается с чужим мнением, он миролюбив и дружелюбен.
(слайд №24 – И.С.Тургенев о терпимости)
(заполнение пятой строки синквейна)
Учитель: Из того, что мы с вами сказали, мы можем сделать вывод, что
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – есть ТЕРПИМОСТЬ.
(слайд №25)
(заполненный синквейн)
Толерантность.
Снисходительный, добрый, вежливый, чуткий, отзывчивый, милосердный.
Принимает, располагает, прощает.
Толерантность способствует уважению.
Терпимость.
5. Итог урока.
1 ученик: Все эти качества помогают человеку общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить слова Экзюпери:
(слайд №26 – Антуан де Сент-Экзюпери о человеческом общении)
«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
2 ученик: Общаясь с другим человеком, проявляя интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям.
(слайд №27)
Учитель: В сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит замечательные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех кого приручил. Ты в ответе за свою розу».
Человек должен быть ответственен не только за свои поступки, но даже за свои слова, которые он произносит.
(слайд №28)
1 ученик: Ответственность – способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий.
Нечасто встретишь человека, который бы никогда ни с кем не ссорился. Необходимо отвечать за свои действия, т.к. человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.
(слайд №29 – Конфуций об ответственности)
(слайд №31 – фото детей)
Давайте встанем все в круг, возьмемся за руки и дадим друг другу советы, соблюдая которые мы в классе будем жить дружно.
– избегайте конфликтов, ссор;
– избегайте грубых слов;
– избегайте насмешек в адрес собеседника;
– избегайте обидного, презрительного, унижающего тона, угроз;
– если же ссора состоялась, миритесь.
Учитель: У каждого из вас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу ТОЛЕРАНТНО и «если вы чем-то не похожи друг на друга, вы этим вовсе не оскарбляете друг друга, а, напротив, одаряете».
6. Домашнее задание.
– Составить синквейн к слову ДОБРОТА.
Два облачка
Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они меду большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.
– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, сто ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.
– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому. – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, я ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.
– Но ведь тебе же жаль деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.
Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояля жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоило его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.
Добро и зло
(китайская сказка)
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют по ним из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты и покои наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворе голубей и спросил:
– Зачем столько птиц?
Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их живыми
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не подумал, – признался император.
Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами.
Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
– И доброе дело надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.
Используемая литература:
- Волкова Т.В., автор-составитель. Наука быть человеком. Материалы для классных часов. Волгоград, «Учитель» 2008 г.
- Персидская И.В., Фонова Г.А., Лободина Н.В. и др. авторы-составители. Классные часы. Волгоград. «Учитель» 2007 г.
- А.А. Жадан. Жемчужина мысли. Минск. «Беларусь» 1991 г.
- Андрианов В.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск. Современное слово. 2003 г.
- persons-info.com
- prosa.ru