Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Обучающая: дать понятие авторской песни, познакомить с творческим наследием В.Высоцкого.
Развивающая: учить умению воспринимать поэтический текст, песню.
Воспитательная: вызвать интерес к бардовской песне, к творчеству В.Высоцкого.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, презентация "В.Высоцкий", выставка "Поэты-барды", диск с записью фрагментов концертов и х/ф.
Ход урока
Звучит в записи песня "Фатальные даты"
Вступительное слово преподавателя.
- Мы начали урок с песни "Фатальные даты", и вы, конечно, поняли, какова тема сегодняшнего урока.(Уч-ся записывают тему в тетрадь с кадра презентации)
На эту тему по программе отводится только один урок. За такой небольшой промежуток времени вы должны понять, что такое авторская песня и познакомиться с творческим наследием В.Высоцкого.
Моя цель - заинтересовать вас авторской песней.
Я хочу, чтобы вы полюбили творчество Высоцкого так, как люблю его я.
Беседа об авторской песне.
- Как понимаете выражение "Авторская песня"?
- Чем отличается авторская песня от других песенных жанров?
- Как еще называют исполнителей авторской песни?
Преподаватель подводит итоги беседы и знакомит с выставкой "Поэты-барды", называя самых ярких бардов России.
Постановка проблемного вопроса.
- В 2008 году на телеканале "Россия" шел проект "Имя России", единственный певец долгое время имел высокий рейтинг.
Почему именно Высоцкий претендовал на звание "Имя России"? После знакомства с жизнью и творчеством поэта вы должны будете ответить на этот вопрос.
Звучит в записи песня "На Большом Каретном", учащийся рассказывает о детстве поэта (кадр презентации).
- Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец, Семен Владимирович, - участник Великой Отечественной войны, служил в разных гарнизонах, ушел в отставку в звании гвардии полковника.
Мать, Нина Максимовна, переводчица с немецкого языка.
Два года Володя провел с матерью в эвакуации на Урале. В 1947-1949 годах он вместе с отцом и его второй женой Евгенией Степановной Лихалатовой - Высоцкой жил в городе Эберсвальде (Германия), в 1949-1955 годах вновь в Москве, в Большом Каретном переулке, в доме номер пятнадцать, где сложился тот дружеский круг, которому Высоцкий впоследствии адресовал свои первые песни.
Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок Дома учителя, мечтал о театральном институте, однако по окончании школы по совету родных поступил в Московский инженерно-строительный институт. В канун нового 1956 года Владимир принимает окончательное решение оставить технический вуз и посвятить себя театру. Он поступает в школу-студию имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТе, которую заканчивает в 1960 году.
Рассказ уч-ся о работе Высоцкого в театре (кадр презентации).
- Некоторое время Высоцкий работал в Театре имени А.С.Пушкина, в театре миниатюр, с 1959 года начал сниматься в кино. Но по-настоящему его актерский талант раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где он работал с 1964 года до конца жизни. Высоцкий сыграл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" (по пьесе Б.Брехта) и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте!", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др. В нескольких спектаклях со сцены звучали песни Высоцкого.
Просмотр интервью с В.Высоцким о театре на Таганке.
Беседа преподавателя.
- Почему театр на Таганке считали новаторским?
- А какая театральная роль стала знаковой в жизни В.Высоцкого?
Уч-ся читает стихотворение "Мой Гамлет".
Рассказ уч-ся о жизни Высоцкого в кино.
- В кино В.Высоцкий сыграл около тридцати ролей. Наиболее значительные из них-геолог Максим в фильме режиссера Киры Муратовой "Короткие встречи" (1967б),Бродский в фильме Геннадия Полоки "Интервенция" (1968),поручик Брусенцов в фильме Евгения Карелова "Служили два товарища"(1968),фон Корен в фильме Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек"(по мотивам повести Чехова "Дуэль"(19373),Ибрагим Ганнибал в фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил"(1976),капитан милиции Глеб Жеглов в телефильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя"(1979),Дон Гуан в телефильме Михаила Швейцера "Маленькие трагедии"(1980).
Несмотря на такой относительно благополучный с виду "послужной список", судьба Высоцкого-киноактера складывалась драматично.
Некоторые фильмы с его участием были фактически запрещены ("Короткие встречи", "Интервенция") и пришли к зрителю только в восьмидесятые годы, некоторые подверглись сокращениям (фильм "Служили два товарища"). Нередки были случаи, когда после удачных кинопроб официальные инстанции не утверждали Высоцкого на роли (в частности, на роль Емельяна Пугачева), считая, что использование этого актера "нецелесообразно" по политическим мотивам. С большим трудом "проходили" песни Высоцкого, написанные специально для кинофильмов: большая их часть в картины не вошла.
Просмотр фрагмента фильма "Опасные гастроли".
Высоцкий и песня.
Преподаватель читает цитату о значении песни в жизни Высоцкого.
- "Теперь - самое главное. Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну - театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую - только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Несмотря на кажущую простоту этих вещей - можете поверить мне на слово - я занимаюсь этим давно, - песни требуют колоссальной отделки и шлифовки, чтобы добиться в них вот такого, будто бы разговорного тона. Я должен вам сказать, что песня для меня - никакое не хобби, нет!"
Звучит песня "Банька по-белому".
Учащийся читает стихотворение "Побег на рывок",посвящённое другу В.И.Туманову.
Учащиеся записывают тему лирики
1. Лагерная тема (кадр презентации) .
Звучат песни "Диалог у телевизора","Слухи".
2. Сатира (кадр презентации) .
Звучит песня "Если друг оказался вдруг"
3 .Песни о дружбе (кадр презентации) .
Звучит песня "Про прыгуна в высоту"
4. Песни о спорте и спортсменах (кадр презентации) .
Уч-ся читает стихотворение "Братские могилы".
Звучит песня "Ведь это наши горы".
5. Тема войны (кадр презентации) .
Уч-ся читает стихотворение "Я любила тебя сейчас".
Звучит песня "Она была в Париже".
6. Тема любви (кадр презентации).
Рассказ преподавателя о смерти Высоцкого (кадр презентации).
Уч-ся читает стихотворение "Фатальные даты".
Рассказ преподавателя о признании Высоцкого после смерти (кадр презентации).
Уч-ся отвечают на проблемный вопрос.
Преподаватель оценивает работу на уроке.
Рефлексия.
- Давайте поаплодируем великому поэту-барду.
Звучит песня "Я не люблю фатального цинизма".