Цель урока.
- Повторить жанры русского фольклора.
- Продолжить воспитание любви к родному краю, истории своей родины.
- Активизировать знания учащихся, развивать творческие способности, пробудить интерес к углубленному чтению произведений устного народного творчества различных жанров.
Тип урока: урок – спектакль.
Оборудование:
- Интерьер класса напоминает крестьянскую избу:
- лавки;
- самовар;
- прялка;
- яркие платки на стенах;
- вышитые полотенца;
- красочные разносы.
- Детьми подготовлены плакаты с пословицами:
- Изба красна не углами, а пирогами.
- Кому сказка, а нам бубликов связка.
- Кому сказки, а нам пироги да сласти.
- Дети в русских костюмах: девочки – в вышитых блузках, сарафанах, кокошниках; мальчики – в ярких рубашках с поясами.
- На урок приглашены учащиеся начальных классов, родители, воспитатели ГПД.
- Ведущие были подготовлены заранее.
Ход урока
1. Вступление.
- Учитель : Термин “фольклор” в переводе с английского означает “народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному, иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства проходило постепенно и выразилось, прежде всего, в сказке. В сказках люди пытались выразить свои идеалы, свои представления о счастье и справедливости, любви и дружбе.
Фольклор отличается следующими чертами: устная форма, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, вариативность. Фольклор каждого народа неповторим. Мы сегодня повторим сведения о русском фольклоре, а урок у нас нетрадиционный: урок – спектакль.
- Выходят ведущие: красна девица и добрый молодец.
1-й ведущий: Здесь и красны девицы…
2-й ведущий: Добры молодцы кругом.
Оба: Все уселись за столом!
1-й: Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас,
2-й: Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
1-й: Пирогов отведать вкусных,
2-й: И чайку напиться всласть!
Оба: Все мы рады видеть вас!
1-й: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-й: Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.Учитель: А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – вашего дома, с вашей улицы, нашей деревни. Именно из старинного сибирского Вахрушево, которому уже более 330 лет, вам, ребята, прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и предано любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и прошлое.
На уроке истории вы знакомились с далёким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляет наше древнее государство – Киевская Русь, какие народы её населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали русскую землю. Но и в часы горя, и часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в своё светлое будущее – всё это находило отражение в его творчестве. А народ наш в любые времена поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в творчестве наших далёких предков. Давайте хоть на несколько минут вернёмся в прошлое.
2. Спектакль.
- 1-й ведущий : Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядёт, кто вышивает, кто ткёт…
2-й ведущий: Но какая работа без песни? А там и до пляски не далеко.
(Красны девицы прядут и поют песни).
Девушки:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется.
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится…
- Звучит мелодия русской народной песни “А я по лугу”, молодёжь образует хоровод. Добрый молодец разрывает круг, входит в него, танцуя под песню девушек.
Девушки:
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява,
Что головушка кудрява,
А бородушка кучерява.
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца.
- Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек под баян.
Ох и звонки планочки
У твоей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы стало веселей.
На гулянку собиралась,
Маменька ругалася,
Папенька сидел как пень,
Ему ругаться было лень…
Ёлочка колючая,
Боюся, уколюся я,
Девочка молоденька,
Боюся я, влюблюся я.
Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя.
Хорошо любить весною,
Когда яблонька цветёт,
Когда месяц над рекою
Словно уточка плывёт
Товарочка, ить ты,
Дорогая, ить ты,
Сама любовь завела,
А мне не велишь ты.
Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места и продолжают работу, исполняя песню “Позолоченная прялица”.
1-й ведущий: Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг…
2-й ведущий: Остановились руки, замерли все… Что же произошло?
Ранее подготовленные учащиеся рассказывают свои любимые русские народные сказки.
Дети слушают сказки.
1-й ведущий: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.
2-й ведущий: Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?
Учитель: Ребята, а кто автор этих сказок?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, автор этих сказок - народ. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей, поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
1-й ведущий: Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.
Идёт инсценировка русской народной сказки “Коза – дереза”.
Учитель: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки. Но и другие произведения. Какие?
Дети: Пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.
1-й ведущий: А какие же посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: песенки, стихи, коротенькие рассказики – разговоры, но главное – они всегда весёлые.
2-й ведущий: И прибауткам, и небылицам запрещается только одно - быть нескладёхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.
1-й ведущий: А сейчас объявляется конкурс на лучшего исполнителя прибауток и небылиц.
Дети рассказывают прибаутки и небылицы:
Где кисель – тут и сел,
Где пирог – тут и лег,
Где блины – тут и мы,
Где щи с мясом –
Тут и место наше.
- Братцы! Братцы!
Я медведя поймал!
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт!
- Ну, так сам иди!
- Да он держит меня! Ай!
Проснулась Ульяна
Ни поздно, ни рано:
Все с работы идут –
А она тут как тут.
- Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А вкусный был?
- Очень!
2-й ведущий: Ребята, кто же оказался лучшим?
1-й ведущий: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
2-й ведущий: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорок важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто, и красиво. Ведь не даром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается. Кто первый?
Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
Я по камешкам пошёл, шубу шелкову нашёл.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2-й ведущий: Понравилось? Действительно, молодцы, ребята! Кто теперь у нас оказался лучшим?
1-й ведущий: Долг зимний вечер. Горит – потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печи…
Раздаётся стук в дверь.
2-й ведущий: Входите!
Входит Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл издалека. Угадайте, где я живу? Откуда я пришёл? (Лесовик загадывает загадки детям)..
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Что за дом? … Правильно, я пришёл к вам из леса. В моём заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под ёлкой крошка –
Только шапка да ножка.
Дети отвечают, Лесовичок достаёт из корзины гриб.
В моём лесу растёт кустарник, а в нём:
Мальчик – крошка в костяной одёжке.
У этого мальчика
Шапочка зелёная
До ушей надвинута.
Что это за мальчик?
(После ответа детей Лесовичок достаёт из корзины лесные орехи).
В моём лесу под деревом
Андрейки все в тюбетейках.
Что это такое?
(Достаёт жёлудь).
Вот какой мой лес,
Полон загадок и чудес!
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную загадку. А еще хотелось бы мне узнать, кто из вас окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, а на ком закончится считалка, тот и загадывает. Кто начнёт считать? (Начинают считать слева на право).
Под горою у реки
Живут гномы – старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон.
Дети загадывают загадки.
Лесовик: Ребята, может кто-то ещё знает считалочку? Давайте посчитаемся теперь справа налево.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,
Тот вон пойдёт!
Дети продолжают загадывать загадки.
Вдруг девушка обнаружила, что у неё пропал кокошник. Ищет, никак не может найти:
- Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?
Молодец: Я знаю волшебное средство, и мы сейчас найдём, у кого он. Смотрите: на воре шапка горит!
Один из парней хватается за голову. Кокошник возвращают хозяйке.
Девушка: А кто скажет, что за волшебство помогло мне найти кокошник?
Дети: Пословица.
Учитель: А кто может дать полное определение пословицы и поговорки?
Дети отвечают.
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду начинать пословицу, а вы должны её закончить.
- О человеке судят не по словам, … (а по делам).
- Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи).
- Умелые руки … (не знают скуки).
- За правое дело … (стой смело).
- Поспешишь - … (людей насмешишь).
- Не спеши языком - … (торопись делом).
- Сам пропадай, … (а товарища выручай).
- Ум хорошо, … (а два лучше).
- Худой мир … (лучше доброй ссоры).
- Как аукнется, … (так и откликнется).
1-й ведущий: Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощанье расскажу одну сказочку. Согласны?
Жил – был царь, у царя был двор… Как вы думаете, интересную я вам сказку расскажу? На дворе был кол, на колу – мочало, не начать ли сказку с самого начала? Что за удивленье? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не начать ли сказку с конца? Сказать?
2-й ведущий: Нет уж! Давайте лучше я вам расскажу другую. Слушайте! В одном болоте жила – была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост. Дёргала, дёргала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос. Дёргала, дёргала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост…
1-й ведущий: Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?
2-й ведущий: Что дальше? А дальше то же: дёргала, дёргала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос. Дёргала, дёргала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост…
Парень: Нет уж, хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте? Жил – был мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через море – океан. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали они мягкими в воду…
1-й ведущий: Что же молчишь? Что дальше?
2-й ведущий: Так ведь кости еще не размокли.
Учитель: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка. Пока любители сказок не догадывались, что их дурачат, разыгрывают. Это докучные сказки, от слова “докучать”: слушатели докучали сказочнику, сказочник – слушателям.
Входит старшеклассница, на разносе – пироги:
- А вот пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
3. Итог урока.
1-й ведущий: Первыми угощаются наши победители, кто оказался лучшим в конкурсах. Ой, ребята, а вы куда? Что это значит?
2-й ведущий: А это значит, что все участники нашего праздника лучшими оказались. Проигравших сегодня нет!
Учитель: Сегодня на уроке вы показали знания в области различных жанров русского фольклора, показали свои творческие способности. Я думаю, что и вам, и нашим гостям было приятно окунуться в атмосферу творчества. И если вы наследуете от старшего поколения традиционные виды фольклора, если вы знаете историю, значит, вы любите свою Родину, свой родной край и станете достойными гражданами России.
1-й ведущий: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…
2-й ведущий: Вам сказки, а нам пироги да сласти!
4. Домашнее задание: Напишите сочинение – миниатюру о впечатлениях данного урока. Спасибо всем за урок.
- После урока – чаепитие.
Выдержки из нескольких сочинений учащихся о впечатлениях от урока:
Алёна
Урок мне понравился. Мы долго готовились. Я расспрашивала свою бабушку, чем она занималась в детстве. Оказывается, она тоже знает много загадок, считалок, пословиц и поговорок. Она помогла мне их подобрать к уроку. А папа помогал мне дома вышивать, потому что мне на празднике нужно было продолжить уже начатую вышивку.
Алёша
А мне понравилось петь частушки, которые репетировал с девчонками. Даже маме понравилось, как я спел. Правда, у девчонок лучше получалось.
Александра
Мне нравится участвовать в различных праздниках, а наш урок был похож на праздник. Наш класс был ярким: убранство класса, костюмы наши. А еще было интересно работать под песню. Хорошо, что вязать я уже умею. Правда, я очень стесняюсь выступать на праздниках, но на уроке мне страшно не было.
Юра
А мне очень понравились наши девочки. Такими красивыми я их ещё не видел. А как пели хорошо!
Вера
Урок очень интересный. Я люблю слушать о прошлом, люблю слушать сказки, знаю очень много загадок и умею их отгадывать. Я рада, что отгадала больше всех загадок.
А ещё мне пришлось потрудиться, пока научилась сучить пряжу на прялке. Это мне показала баба Тася. А пока училась у бабушки, узнала много интересного о её молодости. Оказывается, это очень интересно! И вообще, в подготовке урока много сделали сами.
Литература
1. М.С. Коган “Посиделки”. Сценарии праздников, игровых программ, игры, затеи с использованием фольклора. Новосибирск, 1997 г.
2. Афанасьева А.Н. “Народные русские сказки”. Москва “Альфа – книга”, 2010 г.
3. А.В. Терещенко “История культуры русского народа”. Москва “ЭКСМО”, 2007 г.