Цель: Познакомить с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается; создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям; учить выделять главное, делать выводы на основе логического мышления.
Оборудование: Словарь иностранных слов, Большой энциклопедический словарь, технологическая карта урока, наглядности.
Технология развивающего обучения, развитие речи по методике Н. Шапиро.
Тип урока: Изучение нового материала.
Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов, имеющих представление о религиозных верованиях, знания по истории, умеющих выделять и собирать материал в тексте, делать выводы, опираясь на факты.
Слайд 2
"Исполнение желаний"
Слайд 3
Прочитайте первую часть рассказа
- Кто такой идальго? По словарю.
Мелкопоместный рыцарь, дворянин в средневековой Испании. (Словарь иностранных слов)
- Каким вы представляете героя?
- Чего он хочет?
- Зачем ему нужна свеча?
- Запишите характеристику героя по ключевым фразам первой части рассказа.
Слайд 4
- Идальго,
- бесшабашный,
- владеет клинком,
- ранен индийской стрелой,
- много странствовал
Слайд 5
Прочитайте вторую часть рассказа
- Кто такой Дьявол?
- Что вы о нем знаете?
Дьявол - злой дух или глава злых духов, противостоящих богу, властелин ада. (Энциклопедический словарь)
Слайд 6
Прочитайте третью часть рассказа
Слайд 7
Каким вы видите Дьявола в нашем рассказе?
- Мудрое и суровое лицо сочетает черты философа, короля, цирюльника;
- честен с Альмейдой;
- видит в нем положительные черты;
- советует отказаться от договора, т.к. он мудрее человека;
- лукав, сбивает Альмейду, когда тот торгуется
Слайд 8
- Как Дьявол относится к человечеству?
(Души людей не стоят бессмертия, власти над Вселенной; мелкий жемчуг, песок:)
- Как он относится к Альмейде?
(считает его грешным, как и всех людей, но великодушным)
Слайд 9
Что нового вы узнали о герое?
- Догадлив,
- преуспел в войне,
- воевал в Африке, в Европе, в Новом Свете,
- жаждет славы и власти
Слайд 10
Чего хочет Альмейда?
- Собрать возле себя богатых и знатных,
- вершить их судьбы,
- быть единым в трех лицах
- Как вы думаете, кем сделает Дьявол Альмейду?
- Что он заберет взамен?
Слайд 11
Прочитайте последнюю часть рассказа
Попробуйте предположить, кем станет Альмейда
Слайд 12
(Он стал игральными костями)
Слайд 13
Смог ли Альмейда обмануть Дьявола?
- Вспомните литературные произведения или народные поверья, связанные с нашей темой.
(Н.В.Гоголь "Вечер накануне Ивана Купала")
- Бывает ли в жизни так, чтобы блага доставались человеку ни за что?