Цели: создание педагогических условий для развития эстетических и нравственных качеств личности, формирования ценностей: красота, любовь, искусство, творчество и др.
Задачи: дать представления о возникновении и развитии вальса; показать многожанровость и многоплановость образа "вальса" через интеграцию видов искусств и истории; раскрыть "портреты" разных эпох посредством вальса.
В разработке представлены фрагменты кинофильмов, произведения инструментальной и вокальной музыки и литературы разных эпох и жанров, танцы.
Урок начинается с фрагмента фильма "Большой вальс".
Вед.1 Добрый вечер, дорогие друзья!
Вед.2 Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня вы присутствуете на вечере Его Величества Вальса.
Вед.1 А что такое Вальс?
Вед.2.
О Вальсе сказано не мало!
За два столетия подряд
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!
Вед.1 Этот народный немецкий танец стал популярен в Австрии, Германии, Чехии во второй половине 18 века.
Вед.2. Постепенно этот сдержанный народный танец превратился в городском быту в одно из любимых бальных развлечений - плавное поступательное кружение парами.
Вед.1 Конечно, за свою долгую жизнь вальс не раз менял свой характер. И сегодня, когда настолько популярны современные танцы, ни школьный бал, ни семейное торжество, ни парадный дипломатический приме не обходится без тура вальса.
Вед.2. Какая же тайна скрывается в этом танце? Что за секрет увлекает и подчиняет себе поколение за поколением.
Вед.1. И, если кто-нибудь теперь задумает воссоздать историю вальса, это будет не только история музыки, танца, поэзии, но и история общественных нравов и вкусов.
Вед.2. Вот так этот удивительный танец звучал в далеком от нас 18 веке.
(Звучит танец В.А.Моцарта. Танцевальная группа, в стилизованных костюмах, исполняет этот простой, неспешный вальс).
Вед.1. В начале 19 века на смену легкому, изящному танцевальному вальсу, пришли концертные вальсы Брамса, Шопена, Глинки, Чайковского.
(Тихо звучит один из вальсов Ф.Шопена. На фоне музыки Вед.2 произносит следующие слова)
Вед.2. Великий польский музыкант, композитор Фредерик Шопен написал 14 вальсов. Это поистине бесценные жемчужины шопеновского гения, отличающиеся изяществом, прозрачностью фактуры, гармоническим своеобразием. В эту, казалось бы, салонную сферу, Шопен внес очарование большого искусства. (Музыка постепенно затихает.)
Вед.1. Особенно популярен стал вальс в Австрии. И, несомненно, австрийский вальс неотделим от имени Иоганна Штрауса. Музыке известны два Штрауса - отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Но титула "короля вальса" был удостоен младший.
Вед.2. Вальсы Штрауса темпераментны, полны увлекательной мелодии. Вся Европа сходила с ума от этих вальсов.
(Танцевальная группа исполняет вальс И.Штрауса).
Вед.1. Сегодня кажется странным, что этот танец был когда-то запрещен. В Австрии запрещалось вальсировать более 10 минут, дабы не оскорблять добропорядочность и высоконравственность горожан.
Вед.2. В Берлине вальс был категорически запрещен, этот официальный запрет оставался в силе более 100 лет и был отменен лишь Вильгельмом III.
Вед.1. Россия познакомилась с вальсом в последней четверти 18 века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на "употребление пляски, вальсом именуемой".
Вед.2. И все же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы и поэты не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского вальса незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией.
Вед.1. Постепенно он стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви.
(Звучит Сентиментальный вальс П.И.Чайковского. На фоне музыки читаются стихи Ирины Волобуевой "Сентиментальный вальс".)
Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе, под "Сентиментальный вальс"
Застенчиво кружился снег весенний
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время весен пролетело.
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.
Вед.2. В ритме вальса зазвучали и романсы - воспоминания, романсы-объяснения, романсы-размышления и, конечно, же романсы о самом вальсе.
(Исполняется романс "Я помню вальса звук прелестный" слова Н. Листова, музыка Я. Пригожего).
Вед.1. Для многих русских композиторов, поэтов и даже романистов вальс стал тем высоким образцом музыки, которая подчеркивала не только внешний фон, но и психологическую атмосферу их произведений.
Вед.2. Вспомним, что именно под звуки вальса знакомит Лев Толстой своих героев - Наташу Ростову и Андрея Болконского.
(Звучит вальс Наташи Ростовой из оперы С.Прокофьева "Война и мир". На фоне музыки читается отрывок из романа Л.Толстого "Война и мир", без звука идет демонстрация фрагмента фильма "Война и мир" сцена бала).
Вед.1. На фоне вальса разворачиваются интриги в драмах Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и даже в комедиях Гоголя. И трудно сказать, что завораживает больше: лермонтовские рифмы или темпераментность трагического вальса Хачатуряна к драме "Маскарад"
(Звучит Вальс А.И.Хачатуряна к драме Ю.Лермонтова "Маскарад" в фортепианном исполнении.)
Вед.2. Без вальса, конечно, не мыслим и Золотой век русской поэзии. Каждый из поэтов преподнес Его Величеству Вальсу ценные дары - россыпи замысловатых рифм и созвучий, драгоценных жемчужин взращенных в минуты любви и разлук.
(Звучит мелодия вальса композитора А.Варламова на фоне музыки читаются стихи В.А.Жуковского "Мой друг, хранитель-ангел мой").
(Следующие слова ведущих произносятся на фоне попурри из известных вальсов. Попурри скомпоновано таким образом, чтоб мелодии вальсов звучали от старинных до современных, всеми узнаваемых мелодий).
Вед.1. Прошли годы, десятилетия. Вальс подчинил своей власти самых разных людей.
Вед.2. Он продолжал жить в их сердцах, несмотря на границы и расстояния в тысячи миль.
Вед.1. Он продолжал покорять их сердца на светских балах и в концертных залах, в строгих светлых аудиториях и в приглушающих великолепные пассажи домашних салонах.
Вед.2. Он, этот гуманный усмиритель войн и ссор, позволял минуя переводчиков находить общий язык людям всех возрастов, вероисповеданий и национальностей.
Вед.1. Завоевав в союзе с духовыми оркестрами танцплощадки, вальс поистине стал титулованным властителем.
Вед.2. И сегодня, многоликий вальс остается узнаваемым и в изысканных балетных фрагментах, и в фейерверках сказочных фантазий, ив томных па вальса-бостона, и под маской танго - завораживающего дыхание танца страсти. (Затихает музыка попурри).
Вед.1. Этот великий маг и чародей был неразлучен с нами и в минуты радости и в минуты горя.
(Звучит мелодия вальса "В лесу прифронтовом" в исполнении баяна. На фоне следуют слова ведущего 2).
Вед.2. Война. Россия переживала страшные дни. Казалось, что закончилось время песен, романсов, время вальса. Но, загадочная русская душа не переставала искать выход накопившимся печалям и утратам, радостям и обретениям.
Вед.1. Непосильная ноша легла в эти дни на женские плечи. Нежные, верные руки и ласковое слово возвращали бойцов к жизни.
Вед.2. Женщинам-медикам военных лет посвятил свой вальс композитор Д. Тухманов.
(Вокальное исполнение песни-вальса "Фронтовой санбат").
Вед.1. Характер вальса неотделим от капризов истории и от частных человеческих судеб.
Вед.2. Да! "Смеется вальс над всеми модами века!"
Вед.1.
О вальсе казано не мало!
Он в песнях и стихах воспет!
И столько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право нет!
Вед.2. Вальс не прощается с вами . И сегодня, этот самый верный из наших рыцарей, приглашает вас на "Белый танец".
(Исполняется песня "Белый танец". Сл. И. Шаферана, муз. Д. Тухманова.)