Цели:
- Помочь учащимся создать образ русской зимы.
- Вызвать восхищение поэтическим образом русской зимы, учить видеть в лирическом стихотворении образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
- Обеспечить условия для выразительного чтения лирического стихотворения, передачи настроения автора и своих чувств.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Подготовка к художественному восприятию стихотворения |
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова. Иван Суриков был сыном крепостного крестьянина. Помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда он должен был присылать барину деньги оброк. Раннее детство Вани прошло в деревне под Ярославлем, но отцу нужен был помощник. С семи лет мальчику пришлось работать в отцовской лавке: убирать, разносить товары. Он научился читать, полюбил поэзию, сам стал писать стихи. Постепенно его стихи начинают появляться в печати и даже становятся народными песнями кто не знает «Тонкую рябину...» или «Степь да степь кругом...» Поэт любил родную землю и воспел её в своих стихах. Сегодня мы прочитаем одно из его стихотворений, которое называется «Зима». Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников, и композиторов. |
|
Из сообщения учителя ребята узнают новые факты биографии поэта, которые объясняют близость Сурикова к родной природе и простому народу. |
Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл «Времена года». Давайте послушаем его пьесу «Декабрь. Святки». Звучит музыка. | Дети слушают музыку, отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлением от музыкального произведения. | ||
Какое впечатление вызвала у вас музыка? Какое настроение попытался передать композитор? Если бы вы были художниками, какие бы краски использовали бы, изображая эту весёлую зимнюю картину? |
Свободные высказывания детей. | ||
Давайте посмотрим иллюстрации, на которых изображена русская зима. Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение. А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха. |
Работа с иллюстрациями, которые расположены на доске. | ||
2. Художественное восприятие стихотворения |
Я прочитаю стихотворение «Зима», а вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. Какое настроение поэта вы почувствовали в этом стихотворении? Какие чувства возникали в вашем сердце? |
Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти.
Свободные высказывания детей. |
|
3. Художественый анализ стихотворения |
Прочитайте стихотворение про себя и отметьте в тексте непонятные слова. Перед тем как мы с вами прочитаем стихотворение вслух, давайте вспомним правила выразительного чтения. |
Читают стихотворение и отмечают слова. (пелена, санишки, покоен) Правила выразительного чтения:
|
Дети мыслят образно, воспринимают художественный текст как гармонию содержания и языкового оформления. Это даёт им возможность в дальнейшем правильно оценивать и воспринимать сложные по содержанию и языку произведения. |
Анализ стихотворения |
Уточним значения непонятных слов. Одело точно пеленою – точно белым туманом. Санишки – старые сани. Покоен – находится в состоянии покоя. С помощью каких слов автор передаёт свои чувства? Как описывает снег и лес? Найдите в тексте эпитеты. А для чего нужны эпитеты? А есть ли в тексте другие образные средства языка? |
Снег пушистый, лес тёмный, шапка чудная, снеговые горы, мороз злой и сердитый.
Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора, сравнение, олицетворение. |
Приучаясь мыслить абстрактными категориями, ребёнок начинает выразительно говорить и писать. А это очень важно для работы над письменными жанрами изложением и сочинением. |
Подтвердите это примерами.
|
Дети работают с текстом, выделяют сравнения: Поле забелело, Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной… Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли... Не надули б снега Вьюги и метели. |
||
Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании? | Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. | ||
4. Художественное исполнение. |
Выборочное чтение. Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал именно их? Найди и прочитай только те строки, которые относятся к иллюстрации. |
Читают выразительно стихотворение. Выбирают понравившиеся строки и зачитывают их. |
|
5. Художественное творчество |
Можешь ли ты определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Представь себе, что тебе нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски ты используешь? Почему? |
Свободные ответы детей. |
|
6. Домашнее задание |
Выразительное чтение стихотворения, по желанию нарисовать иллюстрацию. |
|
|