Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.
Т и п у р о к а: урок-исследование
М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.
О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)
Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)
– Почему поэма названа “Двенадцать”?
– Каков смысл её названия?
– Кто герои произведения?
– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?
– Какие символы присутствуют в произведении?
– Какая музыка слышится автором?
На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.
Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.
“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.
Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.
Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.
А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.
II. Работа над темой урока.
Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)
1. Творческая история создания поэмы.
А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)
Из 56-ой записной книжки А.А. Блока
“3 января… К вечеру – ураган (неизменный
спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.–
Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются.
Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец
исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о
вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале.
Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и
моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские
злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но
“нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не
знали России и никогда её не любили! Правда глаза
колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что
мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы
писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве
Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними –
несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”,
а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а
надо Другого – ? – Я как-то измучен”.
Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.
2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.
Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)
Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Учитель: Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.
3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?
Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)
Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.
4. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа) (сл.11)
Аналитическое чтение глав поэмы.
– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
1 глава
1. Это образное сравнение:
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
2. Речевая характеристика:
…длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
Вития.3. Хлёсткий эпитет и оксюморон
… долгополый
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невесёлый
Товарищ поп?
(Вития – оратор, красноречивый человек)
2 глава4. Двенадцать героев составляют один отряд:
В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.
5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7)
6. Подробнее нарисована Катька:
Запрокинулась лицом, ( гл. 4)
Зубы блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя. Катя,
Толстоморденькая…Её образ жизни:
… у ней керенки в чулке, ( гл. 2)
… с офицерами блудила, (гл. 5)
… в кружевном белье ходила.Притягательное обаяние: (гл.7)
…удали бедовой
В огненных её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча7. Ванька (гл.4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…
5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. ( сл.12)
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:
…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.
6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)
Аналитическое чтение поэмы.
Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.
а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём белом свете!
И зол, и рад.Ветер хлёсткий!
Не отстаёт и мороз!
Ветер весёлыйГуляет ветер, порхает снег ( гл.2) Разыгралась что-то вьюга, (гл. 10)
Ой, вьюга, ой, вьюга!
б) – Символы цвета:
Чёрный вечер. (гл.1)
Белый снег.Кровавый флаг, красный флаг (гл.12) Белый снежок (гл.1) Чёрное, чёрное небо ( гл.1)
в) – Число “двенадцать”
Гуляет ветер, порхает снег. (гл. 2)
Идут двенадцать человек.И идут без имени святого (гл.11)
Все двенадцать – вдаль.
г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.
Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12)
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу!Пёс голодный – пёс безродный…
Позади – голодный пёс ( гл.12)
д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”
7. Как Блок передаёт “музыку революции”? ( Работа в группах). (сл.14)
В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:
1 ряд глава11
марш
В очи бьётся
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный шаг2 ряд глава 9
романс
Не слышно шуму городского
3 ряд глава 3
частушка
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить.Революционная песня Вперёд, вперёд
Рабочий народ.
8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)
Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.
А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.
1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):
Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):
2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).
Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).
9. Учитель (сл.20):
Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.
10. Поведение итога урока, выставление оценок.
Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.
В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.