Литература
-
Интегрированный урок "английский язык + русская литература + МХК" по теме "200 лет Царскосельскому лицею" 2013
Учащиеся знакомятся с историей открытия Царскосельского лицея. Обобщаются знания о творчестве А.С. Пушкина.
-
Литературно-музыкальная композиция "Целую Вас через сотни разъединяющих лет", посвященная 120-летию со дня рождения М.Цветаевой 2013
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Целую Вас через сотни разъединяющих лет» посвящен биографии и творчеству М.И. Цветаевой. Материл покажет, как проходило становление поэтессы.
-
Поэтическая мастерская "Поэты Серебряного века о Пушкине" 2013
Цель урока: определение особого места А.С. Пушкина в творчестве поэтов Серебряного века. На уроке в совместной деятельности учащиеся систематизируют изученный материал о поэтах Серебряного века, учатся применять полученные знания на практике (анализ лирического произведения).
-
Интегрированный урок "литература + английский" по теме "Поэзия Серебряного века. Нежные стихи" 2013
Как объять необъятное? Как показать современным школьникам красоту поэтического слова? Особенно, если эти школьники – кадеты, которым военное дело и физика гораздо ближе, чем литература. Форма урока – педагогическая мастерская.
-
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок" под "лингвистическим микроскопом". 6-й класс 2013
Цель урока: анализ и истолкование поэтического текста на основе целостного восприятия, расширение знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах, помогающих увидеть и почувствовать не только явления природы, жизни, но и красоту слова.
-
Урок литературы по теме "Пасха" (по повести И.С. Шмелева "Лето Господне"). 9-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с празднованием Пасхи. Учащиеся вспомнают основные библейские сюжеты, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа, отмечают народные поверья и традиции праздника. Урок развивает творческое воображение у детей, навыки и умения в создании декоративного образа (росписи яиц-писанок), умения исследовательской работы с художественным произведением, толковым словарем, дополнительной литературой.
-
Исторические прототипы героев трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2013
Урок развивает критическое мышление. Задача учителя – следить за регламентом и комфортной атмосферой, сплотить группу для плодотворного обсуждения. На уроке учитель выступает в роли фасилитатора, ученики работают самостоятельно, в парах и группах, поскольку такая форма работы повышает усвоение материала.
-
"По знакомым страницам". Урок-игра по изученным произведениям. 6-й класс 2013
Урок-игра проводится как итоговый в 1-м полугодии в игровой форме. Формирует умение делать выбор и нести за него ответственность, развивает коммуникабельность. Время проведения – 60–80 минут.
-
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой 2013
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой с конкурсом чтецов и просмотром презентации, на которой представлены основные события жизни и творчество поэтессы, особенности мировоззрения, мотивы лирики. Перед мероприятием проводится викторина, посвященная биографии и творчеству М.И. Цветаевой.
-
Литературная гостиная "Современная женская поэзия". 10–11-й классы 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с современной женской поэзией в лице Ларисы Рубальской и Аллы Войцеховской. Школьники читают и анализируют их стихотворения о любви.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива". 7-й класс 2013
На уроке учащиеся учатся воспринимать лирическое содержание пейзажной лирики; знакомятся с многогранным творчеством поэта (пейзажная лирика). У ребят развивается самостоятельная творческая деятельность (словесное рисование, круг настроений), речь (словарная работа). Отрабатывается навык выразительного чтения.
-
Музейная экспозиция, посвященная поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2013
Урок литературы обозначает основной конфликт поэмы М.Ю. Лермонтова; определяет роль художественной детали в характеристике личности героев и оценке эпохи. Результат работы на уроке – схема возможной музейной экспозиции, посвященной произведению, которая позволит учащимся увидеть художественную и историческую ценность поэмы, а также создание словаря эпохи правления Ивана Грозного.
-
Урок литературы по повести К.Д. Воробьева "Это мы, Господи!" "Пленные – предатели или герои?" 2013
Учащиеся анализируют художественное произведение, наблюдают, как человек, попавший в трудное положение, может оставаться Человеком. Это произведение учит стойкости, любви к людям, учит беречь мир и память. Цель урока: развивать навыки анализа художественного произведения, внимательного отношения к слову. Чтение отрывков мастерами художественного слова обогащает духовный мир школьников.
-
Бинарный урок "литература + классный час" "Тема нравственной ответственности человека за свой выбор (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита")". 11-й класс» 2013
Бинарный урок доказывает важность определения нравственных ценностей для выбора жизненного пути. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» может стать для учащихся учебником жизни. При его изучении у учащихся осмысливаются нравственные уроки. На уроке старшеклассники пытаются разобраться в сложных нравственных понятиях. Формы работы: групповая, анализ ситуаций, деловая игра.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручили…" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"). 7-й класс 2013
Урок литературы на примере сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" учит детей чувствовать ответственность за людей, животных, любви.
-
"Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности" (по повести Д.Гранина "Клавдия Вилор"). 11-й класс 2013
Урок литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой, проведен как открытое мероприятие в школе. Цель: формирование представления о проблеме «человек на войне» в литературе 50–70-х годов, в военной повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор», чувства патриотизма и гражданской ответственности.
-
Любовь в рассказах И.Бунина и А.Куприна 2013
Цель урока: осмысление значения слова "любовь" по описанию И.А. Бунина и А.И. Куприна; развивать умение мыслить, анализировать; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
-
Устройство мира по представлениям древних славян 2013
Интегрированный урок литеры и истории знакомит учащихся с представлением древних славян об устройстве мира. Цель: пробудить чувство патриотизма.
-
Царскосельский лицей: наставники и питомцы 2013
Цель урока: знакомство с уникальным учебным заведением – Царскосельским лицеем.
-
Интегрированный урок "литература + английский язык" по теме "И песнь есенинская льется…" 2013
Интегрированный урок может быть проведен в любом классе при изучении творчества Есенина. В зависимости от уровня знаний учащихся материал урока может быть расширен. Урок повышает мотивацию к изучению литературоведческих терминов, увеличивает интерес к творчеству русских поэтов, мотивирует учащихся к изучению культуры других народов.
-
Урок доброты по произведениям В.Распутина "Уроки французского" 2013
Урок-обобщение подробно анализирует рассказа В.Распутина «Уроки французского» в форме беседы. Повторяются понятия "автор" и "авторская позиция", "характеристика героев", "портрет" и его виды, "композиция" и ее составные части. Соприкосновение с текстом активизирует у ребят душевные качества: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Литературная игра "Знатоки басен" 2013
Игра проводится в параллели 6-х классов во время месяца, посвященного русскому языку и литературе. Также ее можно использовать для итогового повторения по теме "Басни", а некоторые фрагменты игры включить в урок при изучении басен И.А. Крылова.
-
Краеведческий материал на уроке литературы 2013
Учитывая современные требования государственного стандарта и программы Г.С. Меркина (5–9-е классы) и С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (10–11-е классы) использует краеведческий материал в преподавании литературы, очных или заочных экскурсиях, беседах, диспутах, вечерах, различных конкурсах, творческих мастерских, на часах поэзии, в устных журналах, презентациях.
-
Невероятная сила войны в повести К.Воробьева "Убиты под МосквоЙ" 2013
На уроке учащиеся учатся анализировать произведение и вычленять главное; давать оценку поступкам героев; выявить роль пейзажных зарисовок в произведении. Учитель располагает учеников к прямоте и доверительности высказываний; заставляет задуматься о ценности человеческой жизни; воспитывает чувство уважения к истории, любовь к родине.
-
"Жизни блаженство в одной лишь любви…" Любовная лирика Ф.И. Тютчева 2013
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, с некоторыми страницами биографии Ф.И. Тютчева; определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Ф.И.Тютчева; развивать устную речь учащихся, умение аргументированно отвечать на вопросы, слушать классическую музыку и соотносить ее с лирикой; воспитывать бережное отношение к чувствам, лирике и живописи.
-
Малые формы фольклора 2013
Урок кубановедения знакомит с загадками, пословицами, поговорками, открывает мудрость кубанского народа. Ученики изучают особенности диалектного произношения, на котором говорят представители старшего поколения.
-
Анализ главы "Понтий Пилат" из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2013
На уроке учащиеся пытаются объяснить причины поступков Понтия Пилата в наблюдении за его душевными переживаниями. Анализируют свои чувства при чтении произведений, описывают их.
-
Научно-проектная конференция по краеведению 2013
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края».
-
Внеклассное мероприятие "Судьбы, опаленные войной". 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с представлением о судьбах, лишенных счастливой жизни, о стремлении советского народа приобрести свободу для будущего поколения любой ценой. Цель: показать значимую роль поэзии того времени в жизни русского солдата; формировать уважение к истории, героям Великой Отечественной войны. Поэты и писатели, испытав на себе ужасы войны, пропустив через себя все лишения, передают современному поколению свои переживания и чувства.
-
Сценарий праздника "День матери". Литературная композиция 2013
Мероприятие воспитывает уважительное отношение к матери, желание помогать, любовь к литературе и чтению; учит видеть средства художественной выразительности в тексте; развивает речь учащихся; учит понимать смысл произведения.