Тип урока: комбинированный урок, урок обобщения и закрепления знаний.
Цель: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к музыкальной культуре и русскому народному творчеству.
Задачи:
- закрепление и обобщение знаний о русской народном творчестве;
- способствовать развитию творческих литературных и музыкальных способностей, практических умений и навыков выразительно читать тексты народных песен, поговорок, загадок, частушек;
- увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке и литературе, формировать способность ценить их красоту; вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся;
- развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха;
- пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;
- воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края;
- пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской культуре.
Оборудование: экран, компьютер, мульдимедийный проектор, иллюстрация русского хоровода, (слайдшоу) презентация Мужского хора Московского Сретенского монастыря, деревянные ложки, баян, выставка книг по УНТ.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
С. Есенин.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети входят в класс под пение мужского хора Московского Сретенского монастыря. «Вот полк пошел» – русская народная песня. Приветствие преподавателей.
II. Вступительная беседа.
Учитель:
– Какие жанры УНТ вам знакомы?
– Какие из них живут и сейчас? Как вам кажется, почему?
– Какой жанр УНТ вам ближе?
Дети: «Русская народная песня». (На экране тема урока).
III. Основная часть
Учитель: Русская народная песня затрагивает все стороны жизни человека, сопровождая его и в радости, и в горе. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения музыкального инструмента?
Дети: а capella.
Учитель. Ребята 5 «А» класса исполнят песню «Во-кузнице».
Исполнение песни «Во-кузнице», игра на деревянных ложках.
Учитель. А теперь послушаем русскую народную песню в исполнении мужского хора Московского Сретенского монастыря. Звучит песня, а на экране слайд – шоу. Мужской хор Московского Сретенского монастыря. (Презентация «Хор Московского Сретенского монастыря», Приложение 1, Приложение 2).
Учитель. В процессе изучения многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Назовете жанры русской народной песни.
Дети называют знакомые жанры русской народной песни:
Исторические Сиротские Урожайные Солдатские Свадебные Частушки Шуточные Трудовые Лирические
Звучит вступление, выходят дети 5 «Б» класса, исполняют песню – хоровод «На горе-то, калина». После показа песни учитель предлагает определить жанр этой песни.
Дети. Русская народная песня «На горе-то, калина» – хороводная.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С. Есенина «Русская песня».
Учитель: Несмотря на то, что песен так много и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её, пожалуйста.
Кадеты называют эту черту. (Певучесть)
Учитель загадывает загадку.
На полях девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
На слайде появляется фото ансамбля «Березка», звучит песня «Во поле береза стояла»
Учитель. Отгадайте, какой это ансамбль и какая песня звучит?
Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?
Дети: Частушки.
"Частушка – народная песенка – четверостишие или
двустишие лирического, злободневного, задорно – шутливого содержания"
Словарь русского языка.
Ожегов С.И
(Рассказ кадета о частушках.)
Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.
Исполняются частушки (аккомпанирует кадет на баяне)
Запеваю я частушку
Первую начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.Песни петь – ноги кривые,
Плясать голос не дает.
Я пошел бы к другу в гости,
Да не знаю, где живет.Сегодня праздник, воскресенье
Я получше наряжусь.
Горшки на ноги надену,
Самоваром подвяжусь.
Далее кадеты исполняют частушки собственного сочинения.
Учитель. Русскую народную песню не только поют, но и играют.
Ансамбль «Ложкари» 1 курс исполнит русскую народную песню «Во – саду ли в огороде».
V. Проверка выполнения домашнего задания
Дома ребята подобрали загадки и выучили их.
Игра отгадай загадку.
Загадки:
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш … (Треугольник)Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)
V. Итог урока
Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.