I ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
Факторов, влияющих на скорость чтения, много. В большинстве случаев причиной плохой наследственности являются алкоголизм и наркомания родителей, особенно матерей. Но и с такими детьми можно работать достаточно плодотворно. Надо терпеливо учить их начальным приёмам чтения, специальными упражнениями ускорять и укреплять моторику мозга. Такие приёмы не сложны. Они позволяют примерно на равных обучать детей как с нормальной моторикой мозга, так и с несколько заторможенными мыслительными процессами.
Итак, скорость чтения зависит от объёма слуховых и зрительных восприятий. Слуховую память проще всего тренировать за счёт слуховых диктантов. В подобранных текстах слуховых диктантов каждое последующее предложение на один знак больше предыдущего. Слуховой диктант проводится следующим образом. Учитель предлагает школьникам сосредоточиться, внимательно прослушать полностью текст и по команде “Начали” (“Примите”, “Старт”) записывают всё, что запомнили. На первых десяти диктантах соблюдение последовательности не обязательно, в дальнейшем точное соответствие записанного услышанному – требование обязательное. По истечении определённого учителем времени (учитель от диктанта к диктанту сокращает относительное время письма) звучит команда: “Стоп”, и выполненные работы сдаются для проверки.
При самостоятельной подборке текстов полезно совместить слуховой диктант со словарной работой и согласовать с программным материалом по русскому языку. Можно использовать предложения, словосочетания из других школьных дисциплин. Зрительный диктант проводить несколько сложнее. Для этой цели классная доска должна быть оборудована шторкой для открывания и закрывания заранее написанного текста. Подготовка. Учитель на перерыве записывает на доске (очень отчётливо) текст зрительного диктанта, затем закрывает его шторкой или каким - либо другим способом, остальное аналогично слуховому диктанту. “Сосредоточились” ( открывается текст, время открытого текста учитель определяет сам аналогично слуховому диктанту – текст закрывается)… “Начали”. “Стоп”, и работы сдаются на проверку. Очень полезны и даже необходимы специальные игры, развивающие оперативную память.
Заранее на столе раскладывается до 20-ти мелких предметов (карандаши, линейки, игрушки, открытки и т. д.) и чем – либо накрываются. Раскрывая на определённое время раскладку, учитель предлагает внимательно рассмотреть и запомнить всё, что смогут. По истечении определённого времени учитель вновь накрывает раскладку, предлагает ученикам вспомнить, что там было, вспомнить о идентичных предметах, их формы и какие-то другие признаки и т. д. Приём списывания текста (младшие и первые классы). Это усложнённый вариант зрительного диктанта. Позволяет работать с большим объёмом однократно получаемой информации. Выполняется следующим образом:
Ученики читают 5-10 строк любого учебника (5- в начальной стадии выполнения упражнения, 10- в конечной с постепенным наращиванием объёма по мере усвоения упражнения), затем закрывают книгу и пересказывают отрывок дословно, записывают, заглядывая в учебник по необходимости, но в записи в месте подглядывания делается специальная отметка (например, вертикальная черта или многоточие). Этот приём с наибольшим эффектом выполняется учеником дома под руководством и наблюдением родителей. Приём расширения оперативной памяти, кроме дисциплинирования самой памяти, несёт не менее важную вторую функциональную нагрузку. Это отработка принудительного внимания. Настраиваясь на работу в быстром темпе и с относительно большим объёмом информации, школьник заранее напрягает внимание. В это время уходит так называемое “Двойное мышление”, т.е. одновременно с ясной “текущей” мыслью, иначе говоря, обдумыванием воспринятого через органы чувств, присутствует подтекстовое, неясное, полуобразное мышление, вызываемое воспоминаниями, планами, мечтами, мысленные уходы при фантазировании. Примеров “двойного” мышления можно получить сколько угодно при общении с детьми. Любая фраза вызывает у них бурные ассоциации, фантазии, зачастую переходящие в излишние телодвижения, повышенную громкость в разговоре, когда дети “раскованные”. Но те же самые дети, увлечённые каким- либо темповым занятием (например, спортивными состязаниями), не видят и не слышат ничего вокруг. Это когда ребёнок “весь в игре”. Вот как раз этого эффекта позволяют добиться темповые упражнения на расширение оперативной памяти, а также другие упражнения по повышению скорости чтения. Эффект “весь в игре”, иначе высокая степень принудительного внимания, высокая концентрация внимания позволяют легко решить задачу обучения чтению. Высокая скорость принудительного внимания многократно ускоряет моторику умственных процессов, только в таком состоянии возможно образное и текстовое мышление одновременно, что очень важно для освоения быстрого чтения.
Не бесполезно перед темповым упражнением проводить “минутку переключения”. Проводится она очень просто.
Учитель предлагает учащимся сесть удобно, свободно положить руки на стол, свободно опустить голову, закрыть глаза и мысленно повторять за учителем следующий текст: “Моё тело расслаблено, моим ногам тепло. Тепло от ног поднимается через спину к рукам и приятно разливается по всему телу. Моим рукам тепло, голова лёгкая. В моём мозге отсутствует какая-либо мысленная шелуха. Мой мозг готов с радостью работать”. Текст произносится спокойно, без магической загадочности, не быстрее 1 слова в 1,5-2 секунды, перед каждым предложением пауза 3 секунды. На всё уходит не более 2 минут. После произнесения текста, чуть повышая тон и темп, сказать: “Внимание! Приступаем к…(слуховому диктанту)”. Обучение непосредственно чтению начинается с отработки ряда упражнений. Первое из них направлено на расширение воспринимающего нами зрения по горизонтали за счёт расширения угла зрения. Делается это с помощью слоговых пирамидок. Хороший эффект по устранению регрессии даёт другое упражнение – это “гонка за лидером”. “Лидер” в упражнении – карандаш. Упражнение имеет два варианта. Первый вариант – “Лидер чужой”.
Порядок выполнения упражнения следующий. Класс работает по парам. Каждая пара пользуется одним текстом, “гонщик” читает негромко, но так, чтобы “лидирующий” слышал. “Лидирующий” ведёт карандашом (указкой) по тексту, опережая “гонщика” на 1-2 слова. Задача “гонщика”- догнать “лидера”. Задача “лидера”уйти от гонщика и, если это необходимо,- увеличить темп движения. По прочтении 10-15 строк “лидер” и “гонщик” меняются ролями. Это упражнение очень полезно проводить дома, тогда ученик – “гонщик”, а кто-то из родителей – “лидер”. Второй вариант-сам “лидер”. Ученик читает текст, при этом ведёт карандашом, опережая себя на 1-2 слова. Этим упражнением не только устраняется регрессия, но и наращивается скорость чтения.
На первом этапе необходимы условия:
- ведение дневника чтения;
- чтение, кроме урочного, не менее 2 часов;
- заучивание одного четверостишия в день.
II ЭТАП РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СКОРОЧТЕНИЯ
Второй этап более сложен и неизмеримо более ответственен, хотя методически выглядит гораздо проще первого. Второй этап построен на преодолении, на огромной интеллектуальной работе школьника, на высочайшем эмоциональном напряжении. Поэтому не стоит особенно спешить. Осваивать упражнения второго этапа следует более чем основательно, каждое задание отрабатывается до автоматизма, осторожно переходить к следующему заданию. Второй этап таит в себе угрозу особенно для школьников с меланхолическим типом нервной деятельности. У них “вопрос в лоб” вызывает эмоциональное смятение, настоящую панику и грозит эмоциональным срывом. Не найденный быстро и точно ответ, невыполненное быстро и точно задание повергает такого школьника в шок. При выполнении второго этапа очень важно с большой точностью выдержать стратегию формирования успеха.
Итак, второй этап - чтение в темпе скороговорки, т.е. 300 слов в минуту. Показатель окончания этапа – чтение вслух со скоростью 300 слов в минуту, “про себя” - 450-600 слов в минуту.
Шаг I. Одновременно должны выполняться следующие упражнения:
1. Продолжение упражнений на развитие зрительной памяти из 1-го этапа.
2. Заучивание в день 1 четверостишия.
3. Продолжение слуховых и зрительных диктантов, но их объём возрастает.
4. Заучивание скороговорок и освоение метода скороговорения.
Заучивание скороговорок производится с постепенным убыстрением темпа от 90 слов в минуту до 300 слов в минуту. Сопровождается движением руки по типу метронома или клювика. При этом рука, согнутая в локтевом суставе кистью вверх, стоит на столе. Задавая темп говорения, кисть совершает движение маятника метронома или движение клюва голубя. Как только скорость говорения скороговорки достигает заданного темпа (максимального темпа), скороговорку произносят, сопровождая лёгким постукиванием по столу карандашом или указательным пальцем. “Воробьи зёрнышки клюют” .
Шаг II. Этот шаг закрепляет метод скороговорения следующим упражнением: для обучения следует подбирать сложные тексты из учебников. Желательно работать с правилами, формулами, теоремами. Сначала текст, составляющий приблизительно три строки, читают в темпе скороговорки три раза. Затем, заново прочтя эти строки, сразу же переходят к 2 -4 строкам этого же текста. Это упражнение можно сразу усложнить артикуляционным упражнением. Так чтение осуществляется при вытянутых в трубочку губах, затем максимально растянутых, затем с удержанием зубами листа бумаги. При выполнении этих упражнений очень хорошо корректируется речевой артикуляционный аппарат, исправляющий произношение, иногда устраняется заикание. Упражнение сопровождается лёгким постукиванием в темпе чтения. Упражнение повторяется до полного усвоения.
Шаг III. Направлен на отработку навыка скороговорения и увеличения поля воспринимающего зрения.
На третьем этапе продолжается тренировка памяти за счёт заучивания по два четверостишья в день и слуховых значительно увеличенных по объёму диктантов. Слуховые диктанты полезно подбирать из наиболее трудно усваиваемого школьного материала по русскому языку. Контрольный текст усвоения третьего шага – полностью прочитанный скороговоркой и пересказанный параграф из любого учебника.
Шаг IV. Направлен на обработку осмысления текста, дальнейшего расширения воспринимающего поля зрения, обработку принудительного внимания. Смысловая обработка текста при скорочтении возможна только на основе добросовестно отработанной до этого момента описанной тренировки. Школьник, читая скороговоркой “про себя”, должен одновременно достаточно четко видеть последующий текст в объёме 2-3 строки как минимум, видеть и узнавать прочитанное ранее и держать в памяти основные слова, словосочетания, несущие смысловую нагрузку.
Упражнение 1 для тренировки смысловой обработки текста. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем тоже, но закрыв начальные пять букв, и, наконец, первые и последние пять букв текста, стараясь указать закрытые части по смыслу.
Упражнение 2. Словами текста ответить на следующие вопросы:
- Что ЭТО? (о чём идёт речь в тексте?)
- Зачем ЭТО? Кто ЭТО? Что ЭТО делает?
- Как ЭТО делается? Или как ЭТО доказывается?
- Что для меня нового в тексте?
Незнакомые понятия, выражения, слова.
По такой схеме можно очень коротко изложить любой по величине и характеру текст от книги до абзаца.
Ответы на предложенные вопросы составляют конспект текста. Для выполнения упражнения подбираются тексты из учебников. В начальной стадии достаточно одного смыслового абзаца. Письменно учащиеся конспектируют текст, отвечая словами текста на поставленные вопросы. Конспект целого абзаца может состоять из 2-5 слов. Например: 1.Старый мастер чеканит монеты заказчику. 2.Статистика – это набор цифр, наука, метод. 3. Средняя продолжительность жизни – это интервал жизни группы людей одного года рождения – величина расчётная и условная – конспект части статьи. 4. Сталь защищается от коррозии оксидированием.
После того, как твёрдо усвоено конспектирование учебной литературы, переходят к конспектированию научно-популярных статей. Затем публицистических статей и очерков. Таким образом, достигается решение очень важных задач. Учащиеся обучаются:
1. Видеть главную, смысловую часть текстов, выделять её из всего текста, фиксировать на ней внимание.
2. Удерживать в оперативной памяти не весь текст, а только его “конспект”.
3. Учаться конспектировать.
Мозг, перекодировав “конспект”, охотно заносит новую информацию в постоянную память.
Шаг V. Направлен на дальнейшее ускорение чтения, подавление мысленной артикуляции и подготовку перехода к чтению по вертикали.
Упражнение 1. “Гонка за лидером”. Выполняется аналогично предыдущему описанию, но с некоторым отличием. Вначале упражнения выполняется “разгон”. “Лидер” отслеживает строку от начала до конца, опережая “гонщика” на 1-2 слова. Затем темп движения несколько увеличивается, с таким расчётом, чтобы “гонщик” успевал произнести примерно полслова и “пролетал” мимо союзов, предлогов частиц – темп телеграммы. “Лидер” в этом темпе отслеживает только среднюю треть строки и опережает “гонщика” на полстроки, а затем и на строку.
Упражнение 2. Выполняется только после хорошей отработки упражнения 1. Трудность упражнения в неконтролируемости. Ученик читает “про себя” в телеграфном темпе и одновременно выстукивает карандашом или пальцем любой ритм, но постукивание должно быть беспрерывным. Учитель должен объяснить школьникам, что упражнение сложное. При его выполнении может снизиться темп. Учитель поясняет, что читать надо не форму слова, а смысл, укладывать его в память, не проговаривая мысленно. Чётко отработав второй этап, ученик должен уметь читать, скользя глазами только по последней трети строки.
III ЭТАП ОБУЧЕНИЕ ПАНОРАМНОМУ ЧТЕНИЮ
Обучение панорамному чтению целесообразно начинать с 6-го класса. Суть панорамного чтения очень проста. Она заключается в том, что читающий, разведя оси глаз, видит всю строку. Мостиком от построчного к панорамному чтению может послужить промежуточный приём деления строки на три части.
Мысленно разделив строку на три части, ученик удерживает в поле зрения “границу” между первой и второй третью и, мгновенно прочтя первую треть, переводит в центр поля зрения вторую “границу” и прочитывает вторую и третью треть.
Панорамное чтение – это разведение осей глаз на соответствующие границы. Тогда в центре поля зрения оказывается середина строки. “Теорию” панорамного чтения не следует рассказывать ученикам заранее, так как это может привести незадачливых чтецов к излишней торопливости, желая быстрее других достичь отдельной цели, затем – срыв. Специальных упражнений для выработки навыков панорамного чтения нет. Эти навыки достигаются за счёт прямого усложнения уже известных упражнений.
Слуховой диктант – наращивание объёма.
Скороговорка с упражнением для пальцев рук. В соответствующем режиме сжимать и разжимать пальцы рук. Начинать с медленного темпа, постепенно доходить до максимального и плавно снижать. Тоже с постукиванием.
Продолжить упражнения на произношение:
- скороговорка с вытянутыми в трубочку губами;
- скороговорка с растянутыми уголками рта;
- скороговорка с движением только верхней губы;
- скороговорка с движением только нижней губы;
- скороговорка с зажатым в зубах листочком бумаги.
Многократное чтение в телеграфном темпе текста от десяти строк до полустраницы, затем дословный пересказ с заглядыванием в текст, следить за тем, чтоб на 1 строку приходилось 1 -2 заглядывания. Продолжать упражнение “гонка за лидером” в школе и дома.
Упражнения можно совмещать и комбинировать. Например:
- совместить скороговорку, упражнение для рук, упражнение на произношение;
- многократное чтение с пересказом совместить с “гонкой за лидером”, с упражнением на произношение.
Необходимо ежедневно читать прикрытый с двух сторон текст (этап II, шаг 4, упр. 1).
Усложнение телеграфного чтения.
В начале телеграфного чтения ученик “пролетает” мимо союзов и предлогов, оставляя их в памяти, далее следует посоветовать ученикам также “пролетать” мимо коротких слов, затем проговаривать только длинные слова и слова, несущие смысловую нагрузку, затем проговаривать скороговоркой только смысловые слова, остальные идут прямо в память. Это “конспективное” чтение. Здесь же объяснить принципы чтения делением строки на три части.
Продолжать упражнения на подавление артикуляции. Количество и последовательность упражнений определять по обстановке.
И вот подошла очередь серебряного венца трудам Великим. Школьник готов к панорамному чтению.