Цели урока:
- Познакомить учащихся с композиционными особенностями романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”;
- изучить систему образов романа;
- с помощью композиционных и художественных особенностей романа, исследованных на уроке, лучше понять проблематику произведения;
- увидеть роман М.А. Булгакова в контексте русской классической литературы;
- развивать навыки анализа художественного текста;
- развивать навыки критического мышления.
Оборудование: Слайдовая презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Слово учителя:
Этот роман – уникальное явление не только в творчестве М.А.Булгакова, но и в мировой литературе. В произведении писатель предстал во всех мыслимых обликах: философ, сатирик, лирик ... Недаром Булгакова часто называют мастером, имея в виду его неподражаемое искусство. И недаром знаменитый роман “Мастер и Маргарита” остается до сих пор культовой книгой для миллионов читателей, а места, так или иначе упомянутые в произведении, кажутся мистическими. Как же создавалось это удивительное произведение? (слайд 2)
Выступление ученика, получившего индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания романа. При необходимости – комментарий учителя. (Вершина творчества М.А. Булгакова, работал над произведением с 1928года до конца жизни, хотя понимал, что опубликовать не удастся. Лишь в 1966-1967 годах впервые был опубликован роман в журнале “Москва” с большими купюрами (159 изъятий текста). В том же году в Париже был опубликован полный текст книги, почти немедленно переведенный на основные европейские языки. В 1973 году – публикация полного текста романа на родине писателя. Впрочем, и сегодня ведутся споры, какой текст следует считать каноническим: так как Булгаков не успел завершить редактирование, сохранилось несколько вариантов “Мастера и Маргариты”). (слайд 3)
Анализ композиции романа.
Работа по группам. Выступление групп.
Задание для 1 группы: определить, в чем
своеобразие композиции романа, какие сюжетные
линии есть в произведении. (слайды 4,5)
В процессе выступления старшеклассников идет общее обсуждение, ответы дополняются (слайды 4-15) Делаются выводы, трактовка фразы, ставшей крылатой: “Рукописи не горят”.
Слово учителя, анализ произведения
- Чтобы лучше понять роман, замысел Булгакова, нужно учитывать и систему внутренних соответствий. Обратите внимание: почти все персонажи имеют своих двойников. Я сейчас буду называть героев, а вы сами укажете двойников. (слайд 16)
- Иешуа - ... (Мастер)
- Берлиоз ... (Каифа)
- Иван Бездомный - ... (Левий Матвей)
- Алоизий - ... (Иуда)
Сатирически показанные взяточники, воры, жадная Аннушка и т.п. - ... (знаменитые преступники на бале Воланда).
- Москва - ... Ершалаим. (слайд 17)
- Разница очевидна: от высокого к низкому, от этого сатирические главы звучат еще более остро. Но эта параллель приводит и к другим размышлениям. Кто присутствует и в Ершалаиме, и в Москве? (Воланд). Какая погода стоит в это время в обоих городах? Что можно сказать о погоде и дне недели во время казни Иешуа и при прощании Воланда с Москвой? (Арест Иешуа и появление Воланда в Москве – среда; казнь Иешуа и прощание Воланда с Москвой – в ночь на воскресенье; пейзажные зарисовки – палящее солнце, жара, надвигающаяся гроза). (слайд 18)
- Как вы думаете, какой вывод следует из наших наблюдений? (Воланд появился в Москве не случайно: грядут важные для человечества события, грядет Судный день). (слайд 19)
Анализ эпизода
- Как вы думаете, что же так заинтересовало Воланда? Зачем он устраивает “сеанс чёрной магии” в варьете? Как здесь проявляется скептическое отношение Булгакова к заявлениям советских идеологов о воспитании нового, советского человека? (Воланд появляется в Москве именно потому, что советские идеологи заявили о строительстве нового общества, новой морали и нового человека – отсюда параллель с библейским сюжетом. Вывод, к которому приходит Воланд, стал крылатой фразой: “Люди как люди... Квартирный вопрос только испортил...” По сути Воланд устраивает эксперимент, чтобы проверить, каким стал этот “новый человек”. (слайды 20, 21)
Тема эксперимента в творчестве М.А. Булгакова
Почему так настойчиво Булгаков обращался к теме эксперимента? В каких еще произведениях писателя показывался эксперимент? (С точки зрения Булгакова, строительство коммунизма – эксперимент, к которому писатель относился весьма скептически. Особенно остро эта тема раскрыта в повести “Собачье сердце”. Звучит она и в произведении “Роковые яйца”. Революции Булгаков противопоставлял эволюцию, о чем он писал также в “Открытом письме правительству”). (слайды 21, 22)
Тема суда в романе
В романе многие персонажи наказаны. Давайте проследим, как и за что каждый из них понёс своё наказание.
Анализ эпизода “Понтий Пилат и Иешуа”
- Каким мы видим Понтия Пилата в романе? Похож ли он на библейского Понтия Пилата?
Краткое сообщение ученика, получившего индивидуальное задание рассказать, что рассказано о Понтии Пилате в Библии. (Библия даёт очень скудные сведения, до нас дошла только одна фраза Понтия Пилата: “Я умываю руки”, - сказанная им, когда народ настоял на казни Иисуса Христа и помиловании разбойника).
- Мы видим, что в произведении Булгакова Понтий Пилат показан совсем иначе. Как бы вы охарактеризовали его?
- Почему он злится, когда Иешуа называет людей добрыми?
- О чём мечтает Понтий Пилат? Почему поступает вопреки своим желаниям и вопреки своей совести? Что об этом говорит Иешуа?
(Вина и беда Понтия Пилата в том, что он не свободен, в отличие от Иешуа. Прокуратор струсил, именно поэтому Иешуа говорит, что самый тяжкий порок – трусость). (слайды 23, 24)
- Какое наказание понёс Понтий Пилат? Почему не наказаны Каифа, Крысобой, которые тоже виновны в мучениях Иешуа? (Каифа и Крысобой, в отличие от Понтия Пилата, действовали так, как велела им совесть.) (слайд 25, 26)
- Почему в эпилоге Понтий Пилат всё же прощён? (Он, как и Левий Матвей, раскаялся, а это главное. (слайд 27)
- Кто ещё прощён? (Фрида. Рассказ о её наказании.) Чем похожи истории Фриды и Понтия Пилата? Кто ещё в романе отплатил счёт, глубоко и искренне раскаявшись? (Коровьев). (слайд 28)
- Давайте подумаем, кто понёс наиболее тяжёлое наказание. У кого нет даже надежды на спасение? (Берлиоз). Как и почему он так наказан? (Берлиоз более виновен, чем другие герои романа, даже злодеи, ведь он образован, неглуп, но именно он, Берлиоз наставник молодёжи, например Ивана Бездомного, и именно он отучает людей думать, призывая писать на заказ.) Однако Берлиоз получает именно то, что пропагандировал, во что верил, - ничто, пустоту, ведь, по его словам, ни Бога, ни дьявола нет. (слайды 29, 30)
- Какой вывод следует из наших наблюдений? (Каждому будет дано по его вере. Воланд: “Всё будет правильно, на этом построен мир”.)
(слайд 31)
- Как были наказаны остальные персонажи?
Иван Бездомный. (обратим внимание и на псевдоним Ивана, и на то, что, прозрев истину, он, как и мастер, попадает в сумасшедший дом. Снова (в который раз!) в сумасшедшем доме оказывается тот, кто знает истину, а за стенами психлечебницы – обманывающиеся и обманываемые. Вспомним, конечно, А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова. (слайд 32)
Стёпа Лиходеев. Пьяница, бездельник —> отправлен в Ялту. (слайд 33)
Никанор Иванович Босой. Взяточник —> появились доллары. (слайд 34)
Люди в варьете. Хотели получить сделанные из воздуха материальные блага —> остались ни с чем. Дальнейшие наблюдения учащиеся могут сделать сами. (слайд 35)
- Общий вывод о системе наказаний? Человек сам несёт своё наказание. Как говорил Воланд, “всё будет правильно, на этом построен мир”. (слайд 36)
- Как вы думаете, почему такой глубокий, философский, многоликий роман назван “Мастер и Маргарита”? (Булгаков стремился подчеркнуть, что именно эта сюжетная линия самая важная.)
Маргарита. (слайд 37)
- Почему только у Маргариты нет двойника? (Булгаков подчёркивает её уникальность, ценность настоящей любви, ради которой она жертвует всем, даже рискует душой.)
- Почему даже Воланд оказывается над ней не властен?
Мастер. (слайд 38)
- Почему у мастера нет имени, и даже само слово мастер в романе пишется как имя нарицательное? Каким образом связана сюжетная линия, рассказывающая о Иешуа, с мастером? (В образе мастера много автобиографичного, но в то же время в его судьбе отражена вечная, общечеловеческая драма доброго, честного и талантливого человека перед толпой.)
- В чём счастье мастера и Маргариты? В чём их трагедия? Чем они отличаются от окружающих? (слайд 39)
- Чем заканчивается их история? Где и как находят они покой? (Только с помощью мистических сил находят своё счастье мастер и Маргарита. Но даже высшие силы не могут дать им покоя в реальной жизни, сначала их приходится убить. )
- Как вам кажется, награждён или наказан мастер? В романе сказано, что он не заслужил света, но заслужил покой. Почему? (Разные исследователи трактуют эти слова по-разному. Одни считают, что мастер “не заслужил света”, так как был малодушен, ведь он так и не дописал роман. Другие полагают, что мастер обрёл именно то, что необходимо художнику: покой, любовь. Здесь уместно вспомнить и самого Булгакова: “Мне нужен абсолютный покой. Да, вот именно абсолютный!” Вспоминается и А.С. Пушкин: “На свете счастья нет,/ но есть покой и воля”. В то же время в финале мастер и Маргарита спускаются к Ивану из света и вновь уходят к Луне.) (слайд 40)
- Победил ли мастер? Можно ли сказать, что он прожил жизнь зря?
(Нет. Он оставил книгу, и он оставил ученика – Ивана.) (слайд 41)
Каждый шаг, поступок, жест человека оставляет след.
Добро и зло в романе.
- Итак, Воланд вершит суд. Почему суд над Москвой вершит Воланд, Сатана? Значит ли это, что силы зла оказываются сильнее и справедливее? (слайд 42)
Анализ эпизода “Разговор Воланда и Левия Матвея”. Роль эпиграфа. (О добре и зле М.А. Булгаков размышляет философски: не может быть “добро с кулаками”, но в то же время Воланд подчиняется “просьбе”, переданной ему силами света. Между добром и злом нет войны, и нет здесь ни проигравших, ни победителей.) (слайд 43)
Рефлексия. Помог ли сегодняшний урок лучше понять роман? Какие мысли показались вам наиболее важными? (слайд 44)
Домашнее задание. Написать эссе “О чём заставил меня задуматься роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита?” (слайд 45)