Первый раунд
(задание командам – за одну минуту найти ошибки, допущенные в тексте).
Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Им оставалось еще семь лет ; а до тех пор столько не стерпимой муки и столько счастья ! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим, а она – она ведь и жила только одною его жизнью!
Все даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь…каким-то внешним, странным как бы даже не с ним случившимся фактом. Он впрочем не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточится на чем-нибудь мыслью… Вместо диалектики наступила жизнь и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.
Вначале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелие и навязывать ему книги. Но к величайшему его удивлению она не разу не заговаривала об этом. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу.
Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем. Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»
Игра со зрителями «Узнай героя»
1) «…был высокий и жирный человек с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь. Одет он был в широком щегольском легком пальто, в светлых летних брюках, и вообще все было на нем широко, щегольское и с иголочки…» (Зосимов)
2) «… это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько испуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка…». (Соня)
3) «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией… Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками…» (Лужин)
4) «Этот ( … ) был худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился…» (Лебезятников)
5) «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты… Был он неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная – высокий худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача». (Разумихин)
6) «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Глаза ее как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен…» (Катерина Ивановна)
7) «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и большой лысиной, с отекшим… желтым, лицом, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». (Мармеладов)
8) «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». (Старуха процентщица)
9) «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». (Раскольников)
Второй раунд
ТЕМА 1. «Цветная тема»
1. «Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже пошел».
– Что такое «желтый билет» и символом чего еще в романе Достоевского становится желтый цвет ?
2. «Но вот вдруг становится очень шумно : из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики к красных и синих рубашках, с армяками внакидку. …еще молодой, с толстой такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом…»
Исследователь творчества Достоевского Т.Б.Лебедева в своей работе «О некоторых истоках символики цвета в романе «Преступление и наказание» утверждает : «Красный цвет становится своеобразным светофильтром, через который видит окружающее обезумевший от …… Раскольников».
– Какое бы слово вы вставили на месте пропуска в данной цитате? Обоснуйте свою точку зрения.
= Это слово – кровь.
3. «Раскольников перешел мост и поворотил на острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам…».
– Вспомните, в какие еще минуты жизни Раскольникова автор позволяет ему насладиться сочным зеленым цветом. Символом чего становится этот цвет?
= Зеленый купол церкви, зеленый семейный платок Мармеладовых, трехэтажный дом зеленого цвета, в котором жила Соня, финальная сцена – на берегу реки.
ТЕМА 2. «Теория и жизнь»
1. «Если бы встал из гроба Добролюбов, я бы с ним поспорил. А уж Белинского закатал бы!»
– По какому вопросу господин Лебезятников «превзошел» революционных демократов и еще по какому поводу в связи с этим он выражает свое сожаление?
= Речь идет о страсти Лебезятникова к «протесту» против общественного устройства, о котором он болтает, не замечая различия между философскими взглядами социалистов и их собственной интерпретацией.
= «И если я когда сожалел, что у меня отец и мать умерли, то, уж, конечно, теперь. Я несколько раз мечтал даже о том, что, если бы они еще были живы, как бы я их огрел протестом!»
2. «Все зависит, в какой обстановке и в какой среде живет человек. Все от среды, а сам человек есть ничто».
– Так утверждает господин Лебезятников. В каком эпизоде романа эта точка зрения социалистов озвучивается вновь и кто из героев вступает с ней в активный спор?
= «Я тебе книжки ихние покажу: все у них потому, что «среда заела», – и ничего больше ! Любимая фраза ! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все вмиг станут праведными. Натура не берется в расчет. У них не человечество, развившись историческим живым путем до конца, само обратится наконец в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического пути!»
3. После того как Раскольников изложил свою теорию о двух разрядах людей и о праве «необыкновенных» на «кровь по совести», Порфирий Петрович интересуется: «Ну-с, а насчет его совести-то?»
– Что думает по этому поводу Раскольников? Что должны испытывать люди, позволившие себе во имя блага человечества переступить через пролитую ими кровь?
= «Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть».
4. «…книгопродавец Херувимов…естественнонаучные книжонки выпускает…два с лишком листа немецкого текста…рассматривается, человек ли женщина или не человек? Ну и, разумеется, торжественно доказывается, что человек».
– О каком остром вопросе, волновавшем современное общество, рассуждает Разумихин и кто из современных Достоевскому писателей наиболее полно раскрывает эту проблему?
= Вопрос эмансипации женщин рассматривает в своем романе «Что делать?» Чернышевский.
5. «Если мне, например, до сих пор говорили : «возлюби», и я возлюблял, то что из этого выходило ?»
– Продолжите рассуждение Петра Петровича Лужина, в котором он излагает свой жизненный принцип.
= «…выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы…Наука же говорит: возлюби, прежде всех, самого себя, ибо все на личном интересе основано».
ТЕМА 3. «Образы – символы»
1. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. …и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу».
– Исследователи творчества Достоевского заметили, что в области словесной символики у писателя одно слово занимает особое место. Это слово – ЛЕСТНИЦА. 48 раз по ней спускается и поднимается Раскольников. Чем вы можете объяснить этот факт?
Какие, по вашему мнению, символические значения имеет это слово?
= Лестница имеет несколько символических значений и ассоциаций. Во-первых, это подъем, усилие и даже борьба. Борьба, драматизированная в характере Раскольникова, является доминирующей темой романа… Восхождение и нисхождение Раскольникова являются своего рода психическим ритуалом, каждым шагом которого он частично определяет, в отношении добра и зла, свою психическую и моральную структуру.
«Его пути – это буквально путь «вверх» и «вниз». ( Л.Даунер)
2. «Небольшая комната, в которую вошел молодой человек, с желтыми обоями…, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем».
– Кому принадлежит эта комната и в чем заключается символики образа заходящего солнца, светом которого она наполнена?
3. Вы, конечно, знаете, что имя ПЕТР в переводе на русский язык означает «КАМЕНЬ», и, помните, что общественное движение, инициатором и создателем которого был Достоевский, называется «ПОЧВЕННИЧЕСТВО».
– Прокомментируйте, пожалуйста, каким образом в романе «Преступление и наказание» соотносятся слова «КАМЕНЬ» и «ПОЧВА».
= Про этот каменный город, город Петра, молодой маляр старому скажет, что в нем, «окромя отца с матерью – все есть». Отец с матерью – корни, почва, от которой и оторвался Родион Раскольников. А воскресение его происходит уже в Сибири, на берегу реки.
ТЕМА 4. «Вечная книга»
1. В своем монологе Мармеладов говорит, что Соня живет «на квартире у портного КАПЕРНАУМОВА».
– Объясните происхождение этой фамилии. Почему именно у этих людей поселяет Достоевский свою любимую героиню?
= Символический характер этого имени вполне очевиден. Он связан с евангельским городом Капернаумом, расположенным на берегу Генисаретского озера и полюбившимся Христу в противовес грешным городам. В семье Капернаумовых находит пристанище и любовь и Соня.
2. «Огарок уже давно погас в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся в этой нищенской комнате за чтением вечной книги».
– Что именно читали Соня и Раскольников в этот вечер и почему это каждому было необходимо?
= Притчу о воскрешении Лазаря. Ему было необходимо узнать ее тайну, понять, на что она надеется: «Что же поддерживало ее?» А она видела, что с ним произошла беда, что он от Бога отошел и бесконечно страдает, и «ей мучительно самой хотелось прочесть… и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь…»
3. «…а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. …И всех рассудит, и добрых и злых, и премудрых и смирных…».
– Какая важная для философии Достоевского идея заключена в этих словах Мармеладова?
= Речь идет о втором пришествии Христа, спасителя. Сроки его, по Евангелию, неизвестны, но оно должно быть перед концом мира, когда земля исполнится беззаконий и «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения».
Мысль Достоевского о возможности падшего человека подняться, осознав свои грехи и покаявшись.
4. – Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим ?
– Верую, – твердо отвечал Раскольников…
– Объясните значение выражения «Новый Иерусалим» ; учтите, что оно многозначно.
= Выражение это восходит к Апокалипсису (одна из новозаветных книг – откровение Св. Иоанна Богослова на острове Патмосе о тайных и будущих действиях божьих): «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба…»;
= В философско-культурном контексте Х1Х века – широкий символ осуществления всех надежд;
= Новым Иерусалимом назывался также мужской монастырь, основанный в 1656 году патриархом Никоном и ставший подмосковной резиденцией патриарха (ныне г. Истра Московской области).
ТЕМА 5. «Магия чисел»
1. «…стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая».
– Литературоведы обратили внимание на часто повторяющиеся в романе числа, в частности число 4. Где еще встречается это число и что, на ваш взгляд, оно символизирует?
2. «Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно».
«Ровно в одиннадцать часов Раскольников вошел в дом -й части, в отделение пристава следственных дел».
– С какой евангельской притчей связано это число?
= Притча о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.
Относя встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову еще не поздно сбросить с себя наваждение и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.
3. «…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».
– Как вы думаете, почему именно это число указывает Достоевский?
= Соня вынесла отцу на похмелье свои последние 30 копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой : он предал дочь, как некогда, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребренников.
Раздел 6. «Литературные реминисценции»
1) – «Эх ведь комиссия! Ну, уж комиссия же с вами, – вскричал Порфирий с совершенно веселым, лукавым и нисколько не встревоженным видом.
– Лукавый Порфирий Петрович произносит слово «комиссия». Что оно означает, вы скажете, вспомнив цитату из произведения А.С.Грибоедова.
= «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»
Устаревшее и шутливое значение слова «комиссия» в значении: «Что за горе!»
2) Говоря о том, что он готов «вычистить какие хотите помои», Лебезятников окарикатуривает слова одного их героев русской литературы: « Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой, и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее!»
– Назовите героя и произведение.
= Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети»: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Рафаэль гроша медного не стоит».
3) В своих измышлениях по вопросам современной жизни Лебезятников произносит следующую фразу : « …но вопрос о детях разрешится иначе. Некоторые даже совершенно отрицают детей, как всякий намек на семью. Мы поговорим о детях после, а теперь займемся рогами ! (…) Это скверное, гусарское, пушкинское выражение».
– Что это за «гусарское, пушкинское выражение»?
= Имеются в виду строки из романа «Евгений Онегин»:
И рогоносец величавый
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой. ( Гл. 1, ХП)
4)– Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и встала.
«Ну!» – погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) –
И уж бил ее, бил ее, бил !
– Какие ассоциации с романом «Преступление и наказание» вызывает у вас это стихотворение Н.А.Некрасова «До сумерек» из цикла «О погоде»?
Раздел 7. «Объясните слово»
1. «Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся». (Часть 1, гл.3, стр. – 29)
= от греч. один, единственный и мания – безумие, человек, страдающий помешательством на одной мысли, идее, т.е. мономанией.
2. «Ему хочется ..., если возможно будет, сыграть свадьбу в теперешний мясоед…» (Часть 1, гл.3, стр. 39)
3. «…свою собственную казуистику выдумаем…». (Ч. 1,гл.4,стр.-45)
= от лат. казус – сеть искусственно построенных рассуждений.
4. «…окончательно скажу-с: наблюдайте вашу болезнь. К тому же вот к вам и фамилия приехала ; об ней-то попомните». ( ч. 4, гл. 5 – стр.328)
– Почему к Раскольникову «фамилия приехала»?
= Здесь слово «фамилия» употреблено в значении «семья» (фр. и анг.слово).
Раздел 8. «Имена»
1. – «…законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами…, все до единого были преступники…»
– Знаете ли вы этих личностей и почему, по мнению Раскольникова, они были преступниками?
– Чьего имени недостает в этом ряду?
= «…уже тем одним, что давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший…»
Ликург – легендарный законодатель Спарты;
Солон – политический деятель древних Афин, реформатор, отменил крестьянские долги, провел законы, наносившие удар родовой аристократии;
Магомет – проповедник, основатель ислама.
Наполеон Бонапарт – французский государственный деятель, полководец.
2. – «Если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как…»
– Продолжите мысль Раскольникова – на что имеют право названные им люди и кто они такие ?
= «…иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан…устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству».
= Иоганн Кеплер – немецкий астроном, открывший законы движения планет;
= Исаак Ньютон – английский физик и математик, открывший закон всемирного тяготения.
3. – Объясните, каким образом фамилия главного героя романа связана с персонажем по имени Миколка, который совершил явку с повинной в участок, чтобы признаться в преступлении, которого не совершал.
= Миколка – маляр из раскольников; он добровольно принимает на себя чужой грех, чтобы «пострадать» – потому что старообрядцы – «люди, считающие, что царствие небесное может быть достигнуто только тяжкими и незаслуженными земными испытаниями, и потому ищущие «принять страдание», возводя на себя небывалые преступления или обвиняя себя в совершении преступления, несомненно содеянного другими».
И в этом смысле он антипод Раскольникова.
Раздел 9. «Выделено курсивом»
1. «И ТОГДА, стало быть, так же будет солнце светить!..» – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова…»
– Когда?
= Солнце всегда у Достоевского – символ «живой жизни», символ воскресения героя.
В ужасе героя пред солнцем и предчувствие гибели, гибели его мертворожденной теории, и в то же время предчувствие воскресения души.
Павел Петрович во время последней встречи с Раскольниковым говорит: «Станьте солнцем, вас все и увидят».
И в эпилоге романа, когда Раскольникова воскресила любовь Сони, он услышал песню «в облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних».
2. «…он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак, Это было не то; он принял одно чувство за другое. Это только значило, что ТА минута пришла».
– Какая?
3. «…нет, от канавы удерживала ее до сих пор мысль о грехе, и они, ТЕ…»
– Кто?
= дети Катерины Ивановны.
4. «Он поднял голову и увидал, что стоит у ТОГО дома, у самых ворот. С ТОГО вечера он здесь не был и мимо не проходил».
– У какого дома и с какого вечера?
= у дома старухи-процентщицы с вечера совершения преступления.
5. « Я это должен был знать, – думал он с горькою усмешкой,– и как смел я, зная себя, ПРЕДЧУВСТВУЯ себя, брать топор и кровавиться!»
– Что же предчувствовал в себе Раскольников?