История и обществознание
-
Урок по истории Древнего мира на тему "Древние Афины" (5-й класс) 2009
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
-
Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности 2009
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике.
-
"Кто хочет стать миллионером" 2009
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
-
Урок истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции" 2009
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
-
Урок-игра "Обожаемый солдатами, прославляемый народом" 2009
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету.
-
Урок истории в 5-м классе по теме "Римский характер" 2009
Урок «Римский характер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому характеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и характерам молодого поколения.
-
Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина" 2009
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
-
Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса на уроках истории в учреждениях начального профессионального образования (проект урока по всеобщей истории) 2009
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
-
Школьный музей как средство воспитания 2009
Сценарий внеклассного мероприятия на базе школьного музея православной культуры. Культурологический подход предполагает изучение православной культуры и дает возможность проследить влияние православия на процесс формирования института образования. У нас стали традиционными экскурсии, проводимые совместно с учреждениями центральной библиотечной системы, детской музыкальной школой, Борисовским краеведческим музеем.
-
Повторительно-обобщительный урок по теме "Роль Петра Великого в судьбе России" (10-й класс) 2009
В статье приводится пример урока-диспута.
-
Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке 2009
На уроке учащиеся знакомятся с сословным характером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" 2009
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
-
Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов" 2009
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы.
-
Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель" 2009
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс) 2009
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков.
-
Сценарий вечера "Декабристы" 2009
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
-
Использование интегрированных уроков истории и информатики в практике лицейского образования 2009
Цель: показать, как метод проектов осуществляется на уроках информатики и истории, подготовить учащихся к исследовательскому поиска информации в Интернете. Предложены проекты по теме "Развитие культуры и духовная жизнь общества в период хрущевской оттепели".
-
Классный час "Дел благородных след Екатерины" 2009
Данная работа актуальна в свете внутриполитической акции "Имя России". В ней содержится материал, посвященный Екатерине II. Материал представлен инсценированным классным часом, являющимся занимательным и познавательным мероприятием для учащихся 5-8-х классов.
-
Учитель истории в сельской школе 2009
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом" 2009
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
-
Открытый урок на тему "Социальные конфликты. Межэтнические и межнациональные конфликты" 2009
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
-
Урок-семинар по истории России XX в. (9-й класс.) 2009
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения.
-
Урок истории. Тема "Битва за Москву" 2009
Урок проводится с целью углубить представление о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне; сформировать понимание невозможности оставить Москву; помочь сформировать позицию по отношению к защитникам Родины.
-
"Музы вели в бой". Нестандартный урок. 9-й класс 2009
Материал позволит учителю познакомить учащихся с развитием культуры в годы Великой Отечественной войны. На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть творческие способности ученика. Учитель помогает ученикам пережить атмосферу тех лет, выразить свои чувства и эмоции.
-
Урок Краеведения в 4-м классе "Именем Екатерины нареченный" 2009
Урок-исследование направлен на формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края и воспитание патриотизма. Задача: показать роль Екатерины Великой в истории развития и становления Кубани. Ученикам предстоит, изучив материалы исторических и литературных источников, найти ответ на вопрос: «Какие человеческие качества позволили Екатерине II стать великой императрицей?»
-
М.М. Сперанский и его реформы 2009
Урок проводится как лабораторно-практическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации.
-
Урок обществознания "Значение деятельности в жизни человека и общества" 2009
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы.
-
Барокко и классицизм в русской архитектуре XVIII века 2009
Ознакомление учащихся 7-х классов с русской архитектурой XVIII века.
-
Урок истории по теме " Восточное напраление внешней политики Ивана Грозного" 2009
С целью активизации познавательной деятельности учащихся и достижения наглядности использованы элементы ИКТ. В качестве опережающего задания учащиеся по группам создают презентации. Данная форма работы дает возможность использовать дополнительные источники, концентрироваться на сути проблемы; научиться кратко излагать свои мысли и уметь делать аргументированные выводы. В ходе раскрытия темы развиваются навыки коллективной работы.
-
Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в. 2009
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.