Воспитательное мероприятие по истории "Дети войны"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Ход занятия

Звучит мелодия «Священная война»
1. Ведущий:
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.
2. Ведущий:
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством- в обычном смысле этого слова. Сколько их, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Стихотворения Анатолия Запрягаева
Свои впечатления о детских годах, совпавших с военной порой, можно выразить по-разному. Анатолий Запрягаев, рабочий из Смоленска, это сделал в стихах:

Нам безотцовщина копейку
Не выдавала на заплаты
Не по размеру телогрейку
Вдвоем носили с младшим братом
Глядели, радостно, влюблено
На серые шинели взрослых
И молча кляли почтальона-
Он похоронку в дом принес нам…
Наметили не возраст, а голод
Нам сроки рабочих начал,
А добрые помыслы – холод
До самых костей простучал
Бывало, как хочешь, кумекай,
В землянке не дров, не полов,
Остывшее солнце – калекой
Приснится в бинтах облаков
Столбы прогремят костылями
Оттуда, с чужой стороны
И рощи останутся пнями,
Ну больше не будет войны!..

1. Ведущий:
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужасы войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому, сто и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.
2. Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
1. Ведущий:
Многое! Вслушайтесь в воспоминание детей войны:
2. Ведущий:
Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.

    • «Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба»;
    • «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы он не смотрел»;
    • «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

-Ира, мне надо тебе рассказать…
-Мама, я не хочу…
Мне казалось, что если она скажет что хочет, то умрет»

  • «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляет солдата маленькая девочка.

Звучит песня из к/ф. «Дорогие мои Москвичи»

1. Ведущий:
Во время второй мировой войны на земле погибло 13 миллионов детей.
Что есть у нас дороже наших детей?
У любой матери?
У любого отца?
2. Ведущий:
На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить его в наше тревожное время? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее?

Детство учительницы Ивановой Марии

« Из счастливого детства я шагнула в смерть…
Началась война. Отец остался на оккупированной территории по заданию партии, но дома он не жил: его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать сердце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть.
Как-то поздно ночью пришел отец. Первой услышала его я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел, в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломились каратели. Вытолкнули его на улицу, он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним по снегу до самой речки и кричала: « Папочка, папочка». Дома причитала бабушка: «А где же бог, куда он прячется».
Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише , и через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не было».
1. Ведущий:
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы длиной в целую войну.
2. Ведущий:
Сегодня – они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого!
Рассказ о подвиге Александра Петровича Мамкина

 Песня военных лет «десантный батальон»
1. Ведущий:
Враг подходил к Смоленску. Из города отправились последние эшелоны c эвакуированными. В одном из них были дети - более ста малышей Сычевской детской больницы вместе с главным врачом Полиной Терентьевной Зенегиной.
2. Ведущий:
Отъезд был спешным. И только в пути шестилетняя дочка Полины Ада вспомнила, что не взяла свою любимую куклу.
1. Ведущий:
Мать сказала дочери: «Не расстраивайся, Ада, приедем на место, соберем денег и купим тебе новую куклу».
2. Ведущий:
Дети военного лихолетья взрослели быстро. В шесть лет Ада уже знала, что такое война – В Омскую деревушку Усовка, где разместили детскую больницу, тоже приходили «похоронки», долетали тревожные вести с фронта.
1. Ведущий:
Взрослые помогали победе чем могли – сутками работали, посылали бойцам посылки с теплой одеждой и продуктами, собирали средства для фронта. Полина Терентьевна целые дни проводила в больнице.
2. Ведущий:
Ада терпеливо ждала ее, перебирая лоскутки, баюкая тряпичную куклу. Она мечтала о настоящей кукле - большой, нарядной и потихоньку собирала на нее деньги. Но как–то вечером спросила у матери:
1. Ведущий:
«А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт».
2. Ведущий:
Полина Терентьевна ответила: « Дорого, доченька, не хватит наших с тобой денег».
1. Ведущий:
Тогда Ада сказала: « А если все девочки и мальчики отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?».
2. Ведущий:
«Ну, если все, тогда можно» - ответила Полина Терентьевна.
1. Ведущий:
И вскоре в редакцию газеты «Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и письмо:
2. Ведущий:
«Я, Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк.
1. Ведущий:
Дорогой дядя редактор, напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.
2. Ведущий:
Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.
1. Ведущий:
Таня Чистякова написала свое письмо на старом листе календаря за 1942 год: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только 5 лет, а я уже год живу без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».
2. Ведущий:
«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко» - такую приписку к денежному переводу сделала Тамара Лоскутова.
1. Ведущий:
Деньги поступали почти ежедневно, даже мелочь, что была в ребячьих копилках . Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И все таки дети отдавали свои накопления с радостью: ведь они помогали фронту.
2. Ведущий:
Осенью 1943 года советские войска освободили смоленскую землю от фашистов. Полина Терентьевна и Ада вернулись в родную Сычевку. Отец Ады, старший лейтенант, танкист Александр Зенигин, пал смертью храбрых в бою под Курском. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы отец воевал на «Малютке».
1. Ведущий:
А «Малютку» вручили бесстрашной одесской комсомолке Кате Петлюк.
2. Ведущий:
Механик – водитель искусно водила свою машину в жарких боях под Сталинградом и награждена орденом красной Звезды и орденом Отечественной войны.
1. Ведущий:
В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатавшие сдачу в плен генерала-фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танков колонн и разрушенного универмага, из подвалов которого выходили генералы разбитой гитлеровской армии, стоит легкий Т-60 с надписью «Малютка»
2. Ведущий:
«Да, «Малютка», гордо ответила Катя, стоявшая у танка, а вас, таких здоровых в плен взяла!».
1. Ведущий:
Генерал удивленно посмотрел на девушку в форме танкиста и опустил голову.
2. Ведущий:

Живет наш народ без войны много лет,
В грядущее смотрит уверенно.
На планете сейчас не спокойно
Но мы верим в садов цветение,
О чем мечтают дети?
У нас сейчас мечта одна,
Пусть будет на планете
Мир, добрый как весна.
Звучит песня о мире.

Приложение