Цели урока:
- дать представление о первых реформах, проведенных Иваном IV и его сподвижниками;
- дать оценку роли Избранной рады в этот период деятельности царя; показать завершающую стадию образования русского централизованного государства.
- дальнейшее развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с учебной литературой;
- дальнейшее воспитание уважения к истории своей страны;
Основные понятия:
- царь,
- шапка Мономаха,
- приказы,
- “кормленщики”,
- Избранная рада,
- стрельцы,
- Земский Собор,
- Стоглавый собор.
Личности:
- Иван IV Грозный,
- Елена Глинская,
- митрополит Макарий,
- священник Сильвестр,
- Алексей Адашев,
- Андрей Курбский.
Оборудование урока:
- ПК с мультимедийным проектором,
- доска,
- мел,
- карта “Российское государство в XVI веке”.
План урока:
- Детство Ивана IV. Боярское правление.
- Начало самостоятельного правления. Венчание на царство.
- Реформы Ивана IV и Избранной рады:
административная
правовая
церковная
военная - Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы с вами подвели итоги экономического развития России в первой половине XVI века. Нами был сделан вывод о том, что данный период был благоприятным для развития экономики в стране; сельское хозяйство сделало шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом; развивались города; наиболее важным для страны фактором стало развитие торговли, особенно внешней. Но мы с вами знаем о тесной взаимосвязи экономического и политического развития. Поэтому темой нашего урока являются Государственные реформы XVI века. (Запись темы урока в тетрадь) Проведение этих реформ тесно связано с именем Великого князя Ивана IV, впоследствии получившего прозвище Грозный и под этим именем вошедшего в историю России. В начале урока мы прослушаем информацию о детстве Ивана IV, о том какие события оказали влияние на формирование его характера. Затем рассмотрим обряд венчания на царство первого “ царя всея Руси” и дадим оценку этому событию. С помощью заполнения таблицы “Государственные реформы середины XVI века ” узнаем о тех изменениях, которые произошли в нашей стране в это время.
Работа со слайдом № 1
В 1533 году умер Василий III, оставив наследником трехлетнего Ивана IV. Фактической правительницей государства стала молодая вдова Елена Глинская. Ближайшим советником Великой княгини стал боярин князь Иван Овчина-Телепнев-Оболенский. Известно, что за свой недолгий период нахождения у власти она провела в 1535 году денежную реформу и некоторые другие мероприятия. Но в 1538 году умирает и она. Рано осиротевший сын Василия III растет в обстановке дворцовых интриг.
Сообщение ученика о детских годах Ивана IV.
Венчание на царство. Слово учителя.
Таким образом, мы с вами можем сделать вывод, что именно в годы боярского правления формировался характер будущего Ивана Грозного. Начало воплощению его мечты о самодержавной монархии положило принятие им в 1547 году титула царя.
Работа со слайдом №2 “Венчание на царство”
Работа со слайдом №3 “Успенский собор”
Работа со слайдом №4 “Шапка Мономаха”
Работа со слайдом №5 “Митрополит Макарий”
Работа со слайдом №2“Венчание на царство” - последствия принятия титула царя.
Российское государство несло в себе многие черты старого, удельного государства. В изменениях нуждались и система централизованного управления страной, государственный аппарат, военная сфера. За решение этих проблем и взялся молодой царь.
Работа со слайдом №6 “Иван IV Грозный ”
Работа со слайдом №7 “Реформы середины XVI”
Работа со слайдом №8 “Административная реформа”
Работа со слайдом №9 “Правовая реформа”
Работа со слайдом №10 “Церковная реформа”
Работа со слайдом №11 “Военная реформа”
Работа со слайдом №12 “Результаты государственных реформ середины XVI века ” (см. Приложение №12)
Подведение итогов урока. Домашнее задание.