Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • дать представление о первых реформах, проведенных Иваном IV и его сподвижниками;
  • дать оценку роли Избранной рады в этот период деятельности царя; показать завершающую стадию образования русского централизованного государства.
  • дальнейшее развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с учебной литературой;
  • дальнейшее воспитание уважения к истории своей страны;

Основные понятия:

  • царь,
  • шапка Мономаха,
  • приказы,
  • “кормленщики”,
  • Избранная рада,
  • стрельцы,
  • Земский Собор,
  • Стоглавый собор.

Личности:

  • Иван IV Грозный,
  • Елена Глинская,
  • митрополит Макарий,
  • священник Сильвестр,
  • Алексей Адашев,
  • Андрей Курбский.

Оборудование урока:

  • ПК с мультимедийным проектором,
  • доска,
  • мел,
  • карта “Российское государство в XVI веке”.

План урока:

  1. Детство Ивана IV. Боярское правление.
  2. Начало самостоятельного правления. Венчание на царство.
  3. Реформы Ивана IV и Избранной рады:
    административная
    правовая
    церковная
    военная
  4. Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы с вами подвели итоги экономического развития России в первой половине XVI века. Нами был сделан вывод о том, что данный период был благоприятным для развития экономики в стране; сельское хозяйство сделало шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом; развивались города; наиболее важным для страны фактором стало развитие торговли, особенно внешней. Но мы с вами знаем о тесной взаимосвязи экономического и политического развития. Поэтому темой нашего урока являются Государственные реформы XVI века. (Запись темы урока в тетрадь) Проведение этих реформ тесно связано с именем Великого князя Ивана IV, впоследствии получившего прозвище Грозный и под этим именем вошедшего в историю России. В начале урока мы прослушаем информацию о детстве Ивана IV, о том какие события оказали влияние на формирование его характера. Затем рассмотрим обряд венчания на царство первого “ царя всея Руси” и дадим оценку этому событию. С помощью заполнения таблицы “Государственные реформы середины XVI века ” узнаем о тех изменениях, которые произошли в нашей стране в это время.

Работа со слайдом № 1

В 1533 году умер Василий III, оставив наследником трехлетнего Ивана IV. Фактической правительницей государства стала молодая вдова Елена Глинская. Ближайшим советником Великой княгини стал боярин князь Иван Овчина-Телепнев-Оболенский. Известно, что за свой недолгий период нахождения у власти она провела в 1535 году денежную реформу и некоторые другие мероприятия. Но в 1538 году умирает и она. Рано осиротевший сын Василия III растет в обстановке дворцовых интриг.

Сообщение ученика о детских годах Ивана IV.

Венчание на царство. Слово учителя.

Таким образом, мы с вами можем сделать вывод, что именно в годы боярского правления формировался характер будущего Ивана Грозного. Начало воплощению его мечты о самодержавной монархии положило принятие им в 1547 году титула царя.

Работа со слайдом №2 “Венчание на царство”

Работа со слайдом №3 “Успенский собор”

Работа со слайдом №4 “Шапка Мономаха”

Работа со слайдом №5 “Митрополит Макарий”

Работа со слайдом №2“Венчание на царство” - последствия принятия титула царя.

Российское государство несло в себе многие черты старого, удельного государства. В изменениях нуждались и система централизованного управления страной, государственный аппарат, военная сфера. За решение этих проблем и взялся молодой царь.

Работа со слайдом №6 “Иван IV Грозный ”

Работа со слайдом №7 “Реформы середины XVI”

Работа со слайдом №8 “Административная реформа”

Работа со слайдом №9 “Правовая реформа”

Работа со слайдом №10 “Церковная реформа”

Работа со слайдом №11 “Военная реформа”

Работа со слайдом №12 “Результаты государственных реформ середины XVI века ” (см. Приложение №12)

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Презентация