Пояснительная записка
Программа курса представляет своеобразный интегрированный курс истории с литературой и изобразительным искусством, предназначен для учащихся 10- х классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа, состоит из 4 модульных блоков:
- “Вводный”
- “Нашествие. Начало монголо – татарского ига”.
- “Объединение русских земель вокруг Москвы в единое государство. Борьба за национальную независимость”.
- “Тяжкое иго сброшено”.
Курс ориентирован на выполнение теоретических заданий в сочетании с учебно – творческими. Предполагает использование кинофильмов, видеозаписей, слайдов, ИКТ, электронных пособий, литературных произведений, картин, иллюстраций, проблемных заданий и организации проектов.
Контроль качества обучения предусматривает проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, также проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, самостоятельная разработка учебных заданий по конкретной теме, составление кроссвордов и схем, создание слайдов и дидактических материалов, оформление папок – передвижек, доклады на научно – практических конференциях.
Цели курса:
- Реализация профильного обучения в гуманитарных классах.
- Обеспечение межпредметной связи между историей, русской литературой и изобразительным искусством.
- Знакомство учащихся с произведениями, которые не вошли в школьную программу по русской литературе и изобразительному искусству.
- Введение учащегося в мир искусства, формирование у учащегося готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных и исторических ценностей.
- Формирование мышления, понимания, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.
Задачи курса:
- Развивать в учениках навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах и картинах, представленных в печатном и электронном форматах;
- Развивать навыки находить экспертные оценки и опираться на них;
- Активизировать познавательную деятельность школьников;
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Учебно-тематический план
Темы занятий | Методы, формы | Содержание | Деятельность учащихся |
Раздел I. Вводный. |
|||
1. О древнерусской литературе (1 час) | Лекция | Цели и задачи курса. Возникновение древнерусской литературы. Жанры. Рукописные книги. | Сделать схемы |
2. Художники о борьбе Руси с иноземными захватчиками (1 час) | Лекция | Названия картин. Авторы картин. История создания картин. Иллюстрации в книгах. | Составить список картин и иллюстраций |
Раздел II. Нашествие. Начало монголо-татарского ига |
|||
3. Нашествие (2 часа) | Киноурок “Нашествие” | Нашествие монголо-татарских племен на Русь. Пожары. Погромы. Убийства. Разорение Руси. Миниатюры “Чингисхан”, “Батый”, “Нашествие Батыя на Русь” | Сообщение о Чингисхане и Батые. Обратить внимание на оружие, одежду, жилище тех времен |
4. “О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская” (2 часа) | Лекция Семинарское занятие |
Начало завоеваний Батыя. “Повесть о
разорении Рязани Батыем”. “Гибель
Владимирского княжества” Исторические портреты. “Евпатий Коловрат”. “Слово о погибели русской земли” |
Описание защитников русской земли (Коловрат, князь Федор и княгиня Евпраксия) |
5. Подвиг жителей русских городов (1 час) | Урок размышлений | “Малый город Козельск”, “Гибель
Владимира” Подвиг жителей г. Торжок “Хан Батый на подступах к Киеву”. Начало Золотоордынского ига |
Фрагментарное чтение и обсуждение |
6. Борьба русского народа против шведов (2 часа) | Киноурок “Александр Невский” | Битва на берегах Невы. Картины П. Корина “Александр Невский” и А.Кившенко “Князь Александр наносит рану шведскому военачальнику Биргеру” | Сообщение об Александре Невском. Создание слайдов |
7. “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” (1 час) | Киноурок “Александр Невский” | Симонов К. “Ледовое побоище”. Картины В. Моторина “Ледовое побоище” и С. Присекина “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!” |
Выучить стихотворение “Ледовое побоище” |
8. Князь Александр-дипломат (1 час) | Проблемный урок с элементами лабораторной раб. | Картины Г.Семирадского “Прием Александром Невским папских послов в Новгороде. 1252 г.” и В. Курдюмова “Александр Невский в Орде” | Сделать слайды |
9. Последняя поездка в Золотую Орду (1 час) | Комбинированный | Картина М.Нестерова “Александр Невский
в смертном одре”. Гробница святого Александра Невского. |
Сделать слайды |
Раздел III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба за национальную независимость |
|||
10. Москва – общепризнанный центр объединения русских земель (1 час) | Лекция | Повторение учебного материала по теме. Причины объединения. Причины превращения Москвы в центр объединения. | Создание дидактических материалов |
11. “Солнце за тучами пыли” (2 часа) | Урок-обсуждение | Антонов В. “Солнце за тучами пыли”. Борьба Твери и Москвы за ярлык на великое княжение во Владимире. Юрий Данилович Московский и Михаил Ярославич Тверской. Узбек. Щелкан (Чол-хан). Иван I Калита. Кремль при Калите | Чтение статьи. Обсуждение и анализ. Сообщение об Иване Калите |
12. Сергий Радонежский (1 час) | Лекция с элементами обсуждения | Эпифаний Премудрый “Житие Сергия Радонежского” – агиографический памятник. Пахомий Логофет. Благословение Дмитрия Ивановича. Картины И.Глазунова “Канун” и Ю. Ракши “Благословение на битву” | Сообщения о С.Радонежском и Троицком монастыре. Составление кроссворда |
13. Куликовская битва (1 час) | Лекция | С. Наровчатов “Войско двинулось к
Дону”. С.Бородин “Дмитрий Донской”. Страницы героического прошлого в картине А.Бубнова “Утро на Куликовом поле”. Картина М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем” |
Сообщения о картинах А.Бубнова и М.Авилова, о Темурмурзе (Челубее), о монахах Андрее Ослябя и Александре Пересвете |
14. “И бысть сеча велика” (1 час) | Урок-практикум | Куликовская битва. Засадный полк. Владимир Серпуховский. Воевода Дмитрий Боброк. Смерть Мамая. Радость и печаль большая на Руси. Картины И.Глазунова “Проводы войск”, Н, Соломина “Запасный полк”, М. Шанькова “Засадный полк”, Н. Присекина “За родную землю” | Написать киносценарий. Выучить стихотворение “Там, за Непрядвою, за Доном”. Нарисовать карту |
15. Дмитрий Иванович Донской (2 часа) | Киноурок “Дмитрий Донской” | Повторение пройденного материала.
События с 1359 по 1380 гг. Картины И.Глазунова “Дмитрий Донской” и А. Васнецова “Московский Кремль при Д.Донском” |
Сообщение о Д. Донском. Составить тексты с пропущенными словами |
16. Первая победа над монголо – татарами (2 часа) | Урок – игра “Через тернии к звездам” | “Задонщина” Софония. Зависимость “Задонщины” от “Слова о полку Игореве”. Отличие понятия “Русская земля” в этих памятниках. | Оценка деятельности Д. Донского. Сопоставление двух памятников литературы |
17. Слава предкам! (2 часа) | Урок-игра “Аукцион” | “Сказание о Мамаевом побоище”. Картины И. Глазунова “Проводы войск”, Н. Соломина “Запасный полк”, М. Шанькова “Засадный полк”, Н. Присекина “За родную землю”, И. Глазунова “Слава предкам” | Составить тесты по произведению “Сказание о Мамаевом побоище” |
Раздел IV. Тяжкое иго сброшено | |||
18. Свержение монголо- татарского ига (1 час) | Лекция | Б. Прилежаева – Барская “Московская
рать времен Ивана III”. 14 ноября 1480 г. – День освобождения Руси от Золотой Орды. Московская рать времен Ивана III. Новые виды вооружения и рода войск |
Найти иллюстрацию “Пищаль”. Изучить содержание диска “Энциклопедия истории России. 862–1917” |
19. Стояние на Угре (2 часа) | Урок открытых мыслей | Картина А. Кившенко “Иван III разрывает
ханскую грамоту”. Н. Кончаловская Стихотворение “Тяжкое иго сброшено”. Иван III и священник Вассиан. Хан Ахмат. Причины нового похода хана Большой Орды на Москву. Значение Стояния на Угре. Картина А. Седова “Стояние на Угре” |
Чтение стихотворения. Ответить на
вопросы. Реферат “Стояние на Угре”. Выучить стихотворение “Тяжкое иго сброшено” |
20. Государь всея Руси (1 час) | Урок-практикум | В. Антонов “Государь всея Руси”. От
Руси независимой к России. Распад Золотой Орды. Государственный герб – двуглавый орел. Строительство Нового Кремля. Успенский собор. Аристотель Фиорованти. Судебник Ивана III. |
Оформление папки – передвижки “Иван
III”. Проект “Образ Ивана III в истории и литературе” |
21. Подведение итогов (2 часа) | Урок – творческий отчет | Правители Руси с 1237 по 1480 гг. Правители Золотой Орды с 1237 по 1480 гг. |
Презентация творческих работ. |
22. Итоговое занятие (2 часа) | Урок-игра “Брейн-ринг” | Основные произведения. Их содержание. Оценка курса в целом. | Защита творческих работ |
Используемая литература
- Голубева Т.С. Царские династии. – М.: РОСМЭН, 2002.
- Древнерусская литература. Книга для чтения. / Сост. Е.Б. Рогачевская. – М.: ШКОЛА–ПРЕСС, 1993.
- Зимин А.А. Россия на рубеже 15–16 столетий. – М., 1982.
- История России в лицах с древности до наших дней. Биографический словарь. – М.: Русское слово, 1997.
- История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца 18 в. / Сост. А.В.Шестаков. – М.: Просвещение, 1985.
- Книга для чтения по истории с древнейших времен до конца 18 в. / Сост.ь В.Ф.Антонов. – М., Просвещение, 1984.
- Пособие по истории Отечества. / Составитель Л.Б.Яковер. – М.: Сфера, 1997.
- Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в 15–17 вв. – М., 1954.
- Школьная энциклопедия. История России. 9–17 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
- Я познаю мир. История. – М.: ТКО-АСТ, 1996.
Электронные пособия
- “Готовимся к ЕГЭ. История”.
- “История России с древнейших времен до конца 16 в.”
- “Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до 19 в.”
- “Энциклопедия истории России. 862- 1917 гг.”.
Видеофильмы
- “Александр Невский”
- “Дмитрий Донской”
- “История государства Российского”.
Альбомы
Государственная Третьяковская галерея. Выпуски 1–4. – М., Советский художник, 1986.