Проводится в форме игры - соревнования между командами «Витязи» и «Славяне».
Цели урока:
- Контроль уровня знаний учащихся.
- Обобщение пройденного материала.
Задачи урока:
- Показать место Руси 9-12 веков в общеисторическом процессе.
- Систематизировать знания учащихся о зарождении и развитии Древнерусского государства, о его характерных чертах.
- Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного интереса к истории.
Оборудование:
- Карточки-задания, береста, писала, контурная карта «Древнерусское государство Киевская Русь».
Конкурс №1 «Берестяные грамоты».
( каждой команде раздаются карточки с заданиями).
Решите пример, используя кириллицу и ее цифровое значение
Используя глаголицу, на бересте запишите, какое событие произошло в этот год.
Ответ: 900+80+8=988. Крещение Руси.
Ознакомьтесь с текстом берестяных грамот. Понятен ли вам их смысл? О чем они? Кто и к кому обращается?
Грамота №370. «Поклон ко Юрью и к Миксиму от всех сирот. Что ты дал нам за
ключника? Он за нас не стоит, нас продает, и мы им ограблены.
Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам
отъезжать Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше
сидеть, нам нет сил. Дай нам смирного человека. А в том тебе
челом бьем»
Грамота №43 «От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми
цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли
сороцицю, сороцице забыли»
Конкурс №2 «Карта»
Команды должны заполнить контурную карту
«Славяне»- районы расселения славянских племен.
«Витязи» - «путь из варяг в греки».
Конкурс №3 «Божества древних славян»
а) Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!».
Ответ. Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. При опасности
до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!»
б) Кого мы вспоминаем, говоря: «Проку нет», «Будет прок»?
Ответ. Мы вспоминаем Прока- бога деловых людей. Прок - умный, хитрый бог. Он покровительствовал торговцам, мореплавателям, пекарям – всем, кто приумножал свои богатства.
в) До сих пор мы произносим слова « суматоха», « промахи». С чем связано их появление в нашей речи?
Ответ. Матохи или махи - это духи. Они не зримы, и уследить за ними невозможно.
Больших бед они не причиняют, но поозорничать любят: например, отвлечь хозяйку, когда та стережет молоко на плите, чтобы разлилось по всей кухне.
Конкурс №4 «Ты - мне, я – тебе».
Команды задают друг другу вопросы в форме инсценировки.
Сценка первая.
К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.
Гонец. Великий князь! Беда страшная идет - кочевники!
Вооружаться надо!
Князь. Сколько же их?
Гонец. Тьма воинов, князь! На три дня конного пути
растянулось их войско.
Вопрос. Что же обозначало слово тьма в то время.?(10000 человек).
Сценка вторая.
Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.
Царь. И поселить этого холопа в курной избе на хлеб
и квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему
государю. Убрать его!
Вопрос. Что за помещение « курная изба», просуществовавшая на Руси до 19 века?
( крестьянская изба, топившаяся «по - черному»- без трубы.)
Конкурс №5 « Личность в истории»
Соотнесите. С именами каких князей связаны следующие события?
1. Олег 2. Игорь. 3. Святослав.
А) прибил к воротам Царьграда свой щит.
Б) погиб из-за своей жадности.
В) перестал существовать как государство Хазарский каганат.
Г) хотел сделать столицей город Переяславец.
Д) во время похода на Константинополь в 941 году ладьи этого князя были сожжены
« греческим огнем»
Е) русский « Александр Македонский»
Ж) умер от укуса змеи.
Конкурс №6 «Шанс»
Каждый игрок может принести команде по одному баллу за правильный ответ. Если ответа нет, то право ответа получает команда противника. Шанс упущен.
- вид ювелирной техники - узор из золотой или серебряной, чаще всего крученой проволоки, напаянной на металлическую основу (скань).
- наследственное земельное держание (вотчина).
- зависимое население Руси, близкое по положению к рабам (холопы).
- управляющий хозяйством князя (огнищанин).
- размер дани (урок).
- место сбора дани (погост).
- старший дружинник, крупный землевладелец (боярин).
- плащ, носившийся в весенне-осеннее время, внакидку, без рукавов (вотола).
- застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными, узкими рукавами (зипун).
- человек, который заключил договор, согласившись жить и работать у господина на определенных условиях (рядович).
- управитель господского дома (тиун).
- крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом (смерд).
- крестьянин – смерд, попавший в кабалу к феодалу, бравший у него ссуду зерном или
- деньгами, а потом плативший за это оброк или отрабатывавший барщину (закуп).
- объезд киевским князем со своей дружиной владений с целью сбора дани (полюдье).
- как в Древней Руси называлась община (вервь).
Итоговая таблица.
Конкурсы/ Команды |
«Берестяные грамоты» | «Карта» | «Божества древних славян» | «Ты – мне, я – тебе» | «Личность в истории» | «Шанс» |
Витязи | ||||||
Славяне |
Рефлексия.
- Учащимся раздается анкета со следующими вопросами:
- Как вы оцениваете свое участие в игре?
- Какой конкурс вам понравился больше других?
- Какой конкурс вызвал наибольшее затруднение?
- Действительно ли у вас была командная игра?
Домашнее задание: (по выбору учащихся).
- Составить кроссворд по теме «Первые киевские князья»
- Сделать презентацию по теме «Культура Древней Руси»