Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Древнерусское государство в IX–XII веках"

Разделы: История и обществознание


Проводится в форме игры - соревнования между командами «Витязи» и «Славяне».

Цели урока:

  1. Контроль уровня знаний учащихся.
  2. Обобщение пройденного материала.

Задачи урока:

  1. Показать место Руси 9-12 веков в общеисторическом процессе.
  2. Систематизировать знания учащихся о зарождении и развитии Древнерусского государства, о его характерных чертах.
  3. Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного интереса к истории.

Оборудование:

  • Карточки-задания, береста, писала, контурная карта «Древнерусское государство Киевская Русь».

Конкурс №1 «Берестяные грамоты».

( каждой команде раздаются карточки с заданиями).
Решите пример, используя кириллицу и ее цифровое значение

Используя глаголицу, на бересте запишите, какое событие произошло в этот год.
Ответ: 900+80+8=988. Крещение Руси.
Ознакомьтесь с текстом берестяных грамот. Понятен ли вам их смысл? О чем они? Кто и к кому обращается?

 Грамота №370. «Поклон ко Юрью и к Миксиму от всех сирот. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас продает, и мы им ограблены.
Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам отъезжать Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше сидеть, нам нет сил. Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем»
Грамота №43 «От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыли»

 Конкурс №2 «Карта»

 Команды должны заполнить контурную карту «Славяне»- районы расселения славянских племен.
«Витязи» - «путь из варяг в греки».

 Конкурс №3 «Божества древних славян»

а) Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!».
Ответ. Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. При опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!» б) Кого мы вспоминаем, говоря: «Проку нет», «Будет прок»?
Ответ. Мы вспоминаем Прока- бога деловых людей. Прок - умный, хитрый бог. Он покровительствовал торговцам, мореплавателям, пекарям – всем, кто приумножал свои богатства.
в) До сих пор мы произносим слова « суматоха», « промахи». С чем связано их появление в нашей речи?
Ответ. Матохи или махи - это духи. Они не зримы, и уследить за ними невозможно.
Больших бед они не причиняют, но поозорничать любят: например, отвлечь хозяйку, когда та стережет молоко на плите, чтобы разлилось по всей кухне.

 Конкурс №4 «Ты - мне, я – тебе».

Команды задают друг другу вопросы в форме инсценировки.
Сценка первая.
К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.
Гонец. Великий князь! Беда страшная идет - кочевники!
Вооружаться надо!
Князь. Сколько же их?
Гонец. Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско.

Вопрос. Что же обозначало слово тьма в то время.?(10000 человек).
Сценка вторая.
Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.
Царь. И поселить этого холопа в курной избе на хлеб и квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!
Вопрос. Что за помещение « курная изба», просуществовавшая на Руси до 19 века?
( крестьянская изба, топившаяся «по - черному»- без трубы.)

Конкурс №5 « Личность в истории»

Соотнесите. С именами каких князей связаны следующие события?
1. Олег 2. Игорь. 3. Святослав.
А) прибил к воротам Царьграда свой щит.
Б) погиб из-за своей жадности.
В) перестал существовать как государство Хазарский каганат.
Г) хотел сделать столицей город Переяславец.
Д) во время похода на Константинополь в 941 году ладьи этого князя были сожжены « греческим огнем»
Е) русский « Александр Македонский»
Ж) умер от укуса змеи.

 Конкурс №6 «Шанс»

Каждый игрок может принести команде по одному баллу за правильный ответ. Если ответа нет, то право ответа получает команда противника. Шанс упущен.

  1. вид ювелирной техники - узор из золотой или серебряной, чаще всего крученой проволоки, напаянной на металлическую основу (скань).
  2. наследственное земельное держание (вотчина).
  3. зависимое население Руси, близкое по положению к рабам (холопы).
  4. управляющий хозяйством князя (огнищанин).
  5. размер дани (урок).
  6. место сбора дани (погост).
  7. старший дружинник, крупный землевладелец (боярин).
  8. плащ, носившийся в весенне-осеннее время, внакидку, без рукавов (вотола).
  9. застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными, узкими рукавами (зипун).
  10. человек, который заключил договор, согласившись жить и работать у господина на определенных условиях (рядович).
  11. управитель господского дома (тиун).
  12. крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом (смерд).
  13. крестьянин – смерд, попавший в кабалу к феодалу, бравший у него ссуду зерном или
  14. деньгами, а потом плативший за это оброк или отрабатывавший барщину (закуп).
  15. объезд киевским князем со своей дружиной владений с целью сбора дани (полюдье).
  16. как в Древней Руси называлась община (вервь).

Итоговая таблица.

Конкурсы/
Команды
«Берестяные грамоты» «Карта» «Божества древних славян» «Ты – мне, я – тебе» «Личность в истории» «Шанс»
Витязи            
Славяне            

 
Рефлексия.

  1. Учащимся раздается анкета со следующими вопросами:
  2. Как вы оцениваете свое участие в игре?
  3. Какой конкурс вам понравился больше других?
  4. Какой конкурс вызвал наибольшее затруднение?
  5. Действительно ли у вас была командная игра?

Домашнее задание: (по выбору учащихся).

  1. Составить кроссворд по теме «Первые киевские князья»
  2. Сделать презентацию по теме «Культура Древней Руси»