Классный час "Права человека через призму русской народной сказки"

Разделы: История и обществознание, Классное руководство


Задачи :

  1. Подвести учащихся к выводу, что в жизни русские люди любили другу друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу “за добро добром платят”.
  2. Объяснить учащимся, что послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие – в самоуправстве.
  3. Дать общее понятие, что означает право и права человека, что такое ответственность.

Все мы живём в обществе. А что такое общество? Вот некоторые цитаты, взятые из разных произведений : “Какое приятное общество !” - воскликнул человек в цилиндре, входя в помещение клуба. “В таком обществе я не намерена оставаться ни минуты”, - холодно проговорила женщина, покидая каюту. “Наше тайное общество насчитывает уже более 100 членов”, - произнёс человек в балахоне. “Ваш сын, к сожалению, попал в дурное общество”, - горестно вздохнула учительница.

Так что же такое общество? Общество – группа людей в более широком или более узком смысле. Поэтому каждый человек – частица общества. Классный коллектив – это тоже общество. Мы все такие разные (слайды 2-4 (см. презентацию)). Но от того, какие мы, как мы себя ведём, зависит состояние нашего классного коллектива. И наоборот : от того, какая атмосфера господствует в классе, зависит самочувствие каждого из нас.

Давайте обсудим следующие высказывания (слайд 5).

В мире мудрых мыслей.

  1. Человек создан, чтобы жить в обществе (Д.Дидро)
  2. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем (Л.Толстой)
  3. Тот, кто думает, что может обойтись без других сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше (Ф.Ларошфуко)

(учащиеся высказывают своё мнения, говорят какое высказывание им ближе, с чем они согласны, а с чем нет)

Отношения между людьми в обществе регулируются определёнными нормами (слайды 6-7). Одни из них называются правовыми, другие – нравственными. Правовые нормы – это нормы права, т.е. правила поведения, установленные и охраняемые государством. Нравственные нормы – это нормы морали, т.е. правила поведения, установленные самими людьми. И те, и другие нормы помогают людям регулировать свои отношения с другими людьми, помогают жить в коллективе, в обществе, помогают человеку быть счастливым. Ведь, что такое счастье? Счастье – это когда тебя понимают, когда не нарушают твоих прав, когда люди все равны, равны перед законом. Норма поведения – это идеальная модель или программа поведения людей в определённой ситуации. Можно выделить следующие нормы :

  1. разрешающие (что можно делать)
  2. обязывающие, или предписывающие (что нужно делать)
  3. запрещающие (что нельзя делать).

Несоблюдение норм является нарушением той или иной нормы, того или иного права человека, т.е. правонарушением. Правонарушение влечёт за собой ответственность, т.е. применение санкций (наказаний) к нарушителю нормы.

Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Скажите, в какие отношения вступаете вы и ваши родители в течение дня? (ответы учащихся : ученик учится, ходит в школу; папа и мама работают; мама ходит в магазин; брат ездит на транспорте; всем классом посещали музей; вечером папа смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты; в течение дня каждый говорит по мобильному телефону). Вывод : человек общается. Французский писатель, автор “Маленького принца”, Антуан де Сент-Экзюпери писал : “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Как вы думаете, почему общение писатель назвал роскошью? (ответы учащихся : надо уметь говорить правильно, вести себя соответственно возрасту и коллективу) Опишите, а как общаются сегодняшние школьники? (ответы учащихся : мобильный телефон, “аськи”, “симки”) От общения, то есть от отношений между людьми, зависит очень многое. Вспомните ситуацию, доказывающую, что вам не безразлично, с кем рядом вы учитесь, сидите за одной партой, занимаетесь каким-то делом, отдыхаете, едите.

В Белоруссии есть такое поверье: если человеку предложили два яблока на выбор и он предпочёл худшее – это хороший человек. Как вы понимаете это поверье? (ответы учащихся)

Существует легенда, согласно которой древнегреческий мудрец Диоген появился солнечным днём на самой людной площади города с зажжённым фонарём в руке. Прохожие с удивлением спрашивали, что он ищет днём с огнём. Диоген отвечал : “Ищу человека”. Как вы думаете, о чём эта легенда? ( ответы учащихся ). Попробуем и мы с вами поискать человека, доброго и покладистого, любящего и трудолюбивого, не нарушающего права других, обратившись к русской народной сказке. А вот к какой, отгадайте загадку :

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (слайд 8).

Учащимся на столы раздаются тексты сказки “Царевна-лягушка”, иллюстрации (см. Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7) и рисунки для раскрашивания (название сказки записывается). Класс разделён на 4 группы, в каждой есть сказочники (они читают сказку : см. Приложение 1) и художники (они раскрашивают рисунки : см. Приложение 2 и Приложение 3).

Первая группа. В старые годы у одного царя было три сына. Когда сыновья выросли, царь собрал их и говорит : “Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь”.

Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор, где стояла дочь купеческая; пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша. Говорит Иван-царевич : “Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне !” - “Бери ! – отвечает ему царь. – Знать, судьба твоя такая”. Царь сыграл три свадьбы : старшего сына женил на боярской дочери, среднего – на купеческой, а несчастного Ивана-царевича – на лягушке. (слайд 9)

  • Каким образом Иван-царевич нашёл свою суженую? (дорисовать на рисунке стрелу и раскрасить лягушку на болоте)

  • Почему Иван-царевич лягушку в жёны взял, ведь он не знал, что она царевной окажется? (ответы учащихся)

Правильно, ребята. Ведь отец-царь сказал : “Куда стрела упадёт, там и ваша суженая”. Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.

  • Какая норма поведения выражена в послушании Ивана-царевича? (ответы учащихся)

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. Послушание – это добро, непослушание – зло. Зло порождает зло. Эта истина подтверждается на протяжении тысячелетий. И зло может остановить только добро.

Вторая группа. На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит : “Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу”. (слайд 10).

Как сказано, так и сделано. Пришли старшие царевичи, принесли свои караваи, - только у них и посмотреть не на что : у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой – сырой да кособокий получился. Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял от него царь каравай и сказал : “Вот этот хлеб только в большие праздники есть !”

  • Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам – испечь хлеб? (ответы учащихся)

Недаром говорится : “Не красна изба углами, а красна пирогами”. Разукрасьте каравай хлеба так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.

И тут дал царь сыновьям новый приказ : “Чтобы жёны ваши соткали мне за единую ночь по ковру”.

Как сказано, так и сделано. Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши ковёр давно готов – и такой чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать. (слайд 11) Благодарствовал царь на том ковре Ивану-царевичу и тут же отдал новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с жёнами.

  • Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковёр? Почему важно умение жены рукодельничать? (ответы учащихся)

Как вы понимаете пословицу “Красна пава перьем, а жена уменьем”? Кто такая пава? Разукрасьте ковёр Василисы.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая (квакуша – жена Ивана-царевича, сбросившая с себя перед пиром лягушечью кожу) из кубка пьёт и не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки за правый рукав бросила. Жёны старших царевичей увидели это и туда же : чего не допьют – в рукав льют, чего не доедят – в рукав кладут. А к чему, зачем – того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. (слайд 12)

  • Почему третье испытание царя для невесток – танец? (ответы учащихся).

В танце человек весь на виду : и красота, и ум, и внутреннее достоинство и скромность. Танец в сказке, а в жизни – школьная перемена. Посмотрите, что иногда делается на переменах в школе. Каких только слов в адрес друг друга вы не говорите? А какие поступки совершаете? Да, обидно услышать в свой адрес дурное слово. Но не унижайте себя таким же ответом. Промолчите ! Скажите, что вы не обиделись. Не подавайте виду, что вам плохо. Это будет ваша победа не только над обидчиком, но и над самим собой. Только, может быть, больше добра будет и в школе и в вашей дальнейшей жизни. Что же такое добро? Это прежде всего справедливость. Но справедливость не в виде правила “око за око, кровь за кровь”, а как способность видеть в злом человеке больного, которому нужна ваша помощь. Ему ведь так плохо от того, что он плохой. Он хочет выздороветь, но его никто не лечит. Так помогите же больному ! Будьте справедливы ! Добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Вот и получается, что без добра человек – не человек, а животное. Доброта других людей зависит от нашей доброты.

Пошли танцевать жёны старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

  • О чём говорит такое поведение невесток? (ответы учащихся)

  • Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют поведение и поступки других, пускай даже очень умных людей? (ответы учащихся)

Дети подводятся к мысли, что (1) в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, (2) порой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.

Третья группа. Когда пир был на исходе, Иван-царевич побежал домой, разыскал лягушечью кожу и спалил её на огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась—нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась. Обернулась белой лебедью и улетела в окно. (слайд 13).

Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую. Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – повстречал он старого старичка. Рассказал Иван-царевич старичку своё горе. “Эх, Иван-царевич, - говорит старичок, - зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было ! Вот тебе клубочек : куда он покатится, туда и ты иди”. Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.(слайд 14).

Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказке собрана народная мудрость.

  • Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (ответы учащихся)

  • Как поступил Иван-царевич? Какую норму он нарушил? (ответы учащихся)

  • Какие мудрые слова сказал ему старичок? (ответы учащихся)

  • Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка? (ответы учащихся)

Правильно, нельзя поступать своевольно, неразумно. Итак, своеволие – это нарушение нормы-запрета. А нарушение - это зло, которое и вернулось к Ивану-царевичу. Необдуманный поступок любого человека может привести к беде. Нарисуйте клубочек, за которым пошёл Иван-царевич.

Четвёртая группа. Шёл-шёл Иван-царевич и пришёл в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь. “Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. – Ведь у меня нет никакой еды”. Прицелился он, а медведь говорит ему человеческим голосом : “Не убивай меня, когда-нибудь я пригожусь тебе”. Идёт Иван-царевич чистым полем, глядь – а над ним летит большой селезень. Иван-царевич натянул лук, а селезень говорит ему по-человечески : “Не убивай меня, будет время – я тебе пригожусь”. Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. И его пожалел царевич, пошёл дальше. Вышел он к синему морю и видит на берегу лежит-издыхает щука-рыба. “Ах, Иван-царевич, – молвила щука. – Сжалься надо мной – не ешь меня, брось лучше в синее море !” Сжалился Иван-царевич над щукой, а сам пошёл берегом за своим клубочком.

  • Почему Иван-царевич не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог? (ответы учащихся)

Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Жила в той избушке Баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую. А Баба-яга поведала Ивану-царевичу, что Василиса Премудрая находится у Кощея Бессмертного. Трудно с ним сладить : смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке. А сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.

  • Баба-яга подчиняется законам тридесятого царства. Войти в царство, где живёт Баба-яга можно только через её избушку, именно она охраняет тридесятое царство от непрошенных гостей (слайд 15). О каких нормах говорится, когда Баба-яга приняла Ивана-царевича и даже указала ему путь к дубу Кощея Бессмертного? (ответы учащихся) В рисунке домика Бабы-яги есть ловушка. Вы догадались, какая? (ответы учащихся) Дорисуйте избушке курьи ножки.

Указала Яга, в каком месте растёт этот дуб.

  • Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, под силу одному Ивану-царевичу одолеть это зло? ( слайд 16) Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.

Иван-царевич пришёл туда и не знает, что ему делать, как сундук достать? Вдруг откуда не взялся – прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутёк пустился; глядь – а за ним уж другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка, а за ней селезень бросился, утка яйцо выронила, и упало то яйцо в море. Вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо. Иван-царевич взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик. Пошёл Иван-царевич в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился с ней домой в своё царство (слайд 17).

  • Почему Ивану-царевичу всё-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (ответы учащихся)

  • Почему звери помогали Ивану-царевичу? (ответы учащихся)

Вывод : вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворённое нами, к нам же и вернётся. Иванушкино добро к нему же и вернулось. Русский народ даже пословицу сложил : “За добро добром и платят”.

В завершении классного часа учащиеся обсуждают высказывания (слайд 18).

В мире мудрых мыслей.

  1. Ни один злой человек не бывает счастлив (Ювенал)
  2. Жизнь злых людей полна тревог (Д.Дидро)
  3. Если не хочешь знать страха, не чини зла (Кабус)

Литература

  1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки (в трёх томах) ГИХЛ, Москва, 1957.
  2. Духовно-нравственная культура. С.-Петербург, 2007.
  3. Соколов Я.В. Граждановедение. М., 1993.